Главная страница

2 младшей группы «Дружная семейка» Подготовила: воспитатель Банщикова В. Ю. Тында 2015 Перспективный план кружковой работы «Говорящие пальчики»


Скачать 122.86 Kb.
Название 2 младшей группы «Дружная семейка» Подготовила: воспитатель Банщикова В. Ю. Тында 2015 Перспективный план кружковой работы «Говорящие пальчики»
Дата 04.03.2016
Размер 122.86 Kb.
Тип Документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 5 «Тынденок» Амурская область г. Тында

План дополнительной образовательной услуги «Говорящие пальчики»

2 младшей группы «Дружная семейка»

Подготовила: воспитатель Банщикова В.Ю.

Тында 2015

Перспективный план кружковой работы

«Говорящие пальчики»

Пояснительная записка

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 4-го года жизни детей.

План работы составлен на принципе культуросообразности.

Образовательный процесс дополнительного образования:

-соответствует развитию личности каждого ребенка;

-обеспечивает единство целей и задач;

-сочетает интеграцию образовательных областей;

-основной является комплексно тематическое планирование в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Цель:

Развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги

7. Развивать диалогическую речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Формы работы:

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф, картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты

Методическое обеспечение:

1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)

3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.

5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.

6.Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, проектор.

Система занятий по рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий до 15 человек.

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, речевые разминки. Работа с материалами (пластилин, краски, бумага, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

Перспективный план работы на год




СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ


№1

Окт

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными

№2

Окт

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия

№3.

Окт

Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Пальчиковая игра «раз, два, три ,четыре ,пять вот пошел снежок опять»

Аппликация «Первый снег»


Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.Активизировать словарь.

№4.

Окт

Пальчиковая игра «Снегопад»

Лепка «Пирожное»

Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

№1

Нояб

Пальчиковая игра «Пальчики в лесу» Лепка Пирамидка

Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун».

Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений

№2

Нояб

Чтоб Мишке было теплее

Пальч. игра: «сидели два медведя»

Игра «Чудесный мешочек»

Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка

№3

Нояб

аппликация

«Забавный барашек»

Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации

№4

Нояб

Рисование «Подарок жеребёнку».

Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «теплый – холодный?


Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.


№1

Дек

«Идет снег»

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. 

учить выполнять движения в соответствии с текстом

№2

Дек

Апликация «Коврик для котёнка».

Игра «Назови ласково елку»


Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении.


№3

Дек

Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

П.и два веселых гуся с пропеванием

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

№4
Дек


Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Рисование «Коврик»


Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

№1

Янв


Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

Игра «облака ». На трафарете из бумаги приклеить комочки ваты,

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет.

№2

Янв

Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .

Лепка «Новогодняя шарики на елку».


Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) .


№3

Янв

Пальчиковая игра «Елочка».

Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку.


Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения

№1

Фев

Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

«Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист.


Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными.

№2

Фев

«Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты) .

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко рвать вату.

№3

Фев

Аппликация «Подарок папе»

П.и Снежинки

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.


№4

Фев

Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Игра «Чтоб Мишке было теплее».


Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «В берлоге».

№1

Март

Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Аппликация крупой «Посыпаем дорожку».



Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев).

Активизировать словарь детей

№2

Март

Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

Лепка «Мышка»


Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

Развивать мелкую моторику пальцев

№3

Март

Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) .

Рисование по мокрому на свободную тему

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.


№4

Март

Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

«Червячки для грачей» - лепка из пластилина.


Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас

№1

апр

«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Аппликация « Ракета»

Учить называть цвета карандашей

Обогащать словарный запас существительными.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

№2

Апр

Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Рисуем ватными палочками

«Полянка»

Обогащать словарный запас прилагательными

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.


№3

Апр


Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.


Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи.

№4

Апр

Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».

Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

№1

Май

Рисование «Салют над городом»

П.и «Весна»


Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами

№2

Май

Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

Аппликация «Багульник»


Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость