|
1. Причины возникновения темы. Проблема, цель, задачи
«Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
2014 г
План
I.Актуальность опыта.
1.Причины возникновения темы.
2.Проблема, цель, задачи.
3.Новизна опыта.
4.Теоретическая база опыта.
II.Технология опыта.
Современные эффективные методы дифференцированного обучения.
III.Результативность опыта.
IV.Трудоемкость опыта.
V.Адресная направленность опыта.
«Все дети талантливы по-своему!»
В.А.Сухомлинский
1. Актуальность опыта.
Школьный курс русского языка играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие ребенка. Уроки русского языка призваны развивать у младших школьников навыки и умения целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. А уроки чтения – это своеобразное окно в область человеческих отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание и многое другое. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Когда в прошлом году ко мне пришли мои 25 первоклашек, то проведенное психолого-педагогическое обследование помогло увидеть, что в классе мало детей с высоким уровнем готовности к обучению, 3 человека с хорошим, 12- средним и 10 человек с низким уровнем готовности к обучению.
Для меня встала проблема обучения детей с разным уровнем подготовки к школе. Я не хотела вести обучение, ориентируясь только на среднего ученика, потому что это не даст качественного обучения учащихся.
Поиск решения этой проблемы привел к необходимости вывести гипотезу: если в основу процесса обучения положить дифференцированный подход к учащимся и на основе этого рассматривать принципы и методы обучения, то это позволит повысить качество обучения.
ЦЕЛЬ: Формирование учебной деятельности учащихся с использованием технологии дифференцированного обучения.
ЗАДАЧИ:
Создать условия применения технологии дифференцированного обучения на уроках;
Отобрать эффективные формы, методы и приемы для дифференцированного обучения;
Формировать общие способности и эрудицию в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
Формировать умения принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и т.д.
2. Новизна опыта.
Система работы учителя в применении технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературного чтения, отобранные методы и приемы работы на уроках помогут учителю, реализующему любую образовательную программу, осознанно пользоваться предложенным опытом. А учащихся ориентируют на самостоятельное добывание знаний и устойчивый интерес к предмету.
3. Теоретическая база опыта.
Применяя технологию дифференцированного обучения, выработала систему работы на уроках чтения и русского языка. В основе моей системы работы по использованию дифференцированного подхода в обучении - концепция Т.К.Донской, идеи В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения», Дьяченко В.К., автора «Групповые технологии».
По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Из концепции индивидуализации обучения И. Унт отметила и применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ и формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества.
В работе В.К. Дьяченко «Групповые технологии» считаю важным использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса.
Несмотря на то что разные концепции имеют свои особенности, все представители сходятся в одной простой мысли выдающегося педагога ХХ столетия В.А.Сухомлинского: «Все дети талантливы по-своему!», а самой важной и благородной гуманистической задачей учителя считают в том, чтобы помочь каждому ученику проявить имеющиеся у них способности, включить их в соответствующую деятельность, совершенствоваться в различных условиях учебно-воспитательного процесса в школе и во внешкольных учреждениях.
4.Технология опыта.
Замысел моей работы заключается в том, чтобы показать, как я организую дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Теоретические предпосылки моей работы, направленны на решение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деятельности, направленных на развитие способностей школьников.
Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, Эта группа выполняет работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. Они выполняют задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
При дифференцированном процессе обучения дается учащимся возможность переходить из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.
Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт педагогов России, построив свою систему работы , я могу с уверенностью утверждать: использование на уроках русского языка и чтения дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.
В своей работе по данной технологии считаю необходимым соблюдение некоторых условий:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
сотрудничество учителя и ученика;
возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
тематический учет знаний;
поощрение ученика;
соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Использовать дифференцированный подход на уроках русского языка я начинаю с первого класса. Предварительную работу веду на уроках письма, для слабых учеников предлагаю задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв и вставить, чтобы получилось слово. Слабые дети на первых этапах записывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид. Письмо под диктовку тоже дифференцирую: сильные ученики записывают под диктовку слово или предложение, а слабые пишут первую букву слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение.
В своей работе стараюсь использовать различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на всех этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях. Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания дифференцирую по:
степени самостоятельности учащихся;
характеру помощи;
форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
Дифференциацию на уроках русского языка веду по четырем основным направлениям:
По уровню сложности заданий на одно правило.
По категориям отрабатываемых правил.
По уровню развития письменной речи.
По уровню овладения видами разборов.
1. По уровню сложности заданий на одно правило.
При изучении любого правила и его отработке на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности.
Например, при изучении темы “Безударные гласные” для слабых детей даю задания к любому упражнению, включенному в учебник на эту тему: “Вставь в слова пропущенные буквы и подчеркни их”, а для сильных: “Вставь безударную гласную и запиши проверочное слово, обозначь ударную и безударную позицию звука”.
Для слабых детей на уроках закрепления и повторения предлагаю карточки на те правила, на которые они больше всего допускают ошибки. Задания для слабых детей даю такого вида: “ Вставь нужную букву и объясни свой выбор”. Сильные дети выполняют задания вида: “Прочитай текст, исправь ошибки, объясни правильность написания”.
2. По категориям отрабатываемых правил.
Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу, где слабые дети из перечисленных правил на разные темы с недостающими словами (2-3 правила) выбирают нужное правило или дополняют нужное правило (данное) недостающими словами.
Например, тема “Безударные гласные в корне”.
Для слабых детей задание: “Вставьте нужное слово в правило (устно) и выбери вариант ответа по теме”.
а) Чтобы проверить написание слов с ……… в корне слова, надо изменить слово так или подобрать однокоренное, чтобы после …….. слышался гласный звук.
б) Букву … … в корне слова проверяют ударением: изменяют слово или подбирают однокоренное слово так, чтобы этот … оказался ….
Для сильных детей даю задание: “Прочитай утверждения, выбери нужное.”
а) Букву безударного гласного в корне слова проверяют ударением: изменяют слово или подбирают однокоренное слово так, чтобы этот гласный оказался ударным.
б) Написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением, следует уточнять по орфографическому словарю и запоминать.
в) Букву безударного гласного в корне слова никогда не проверяют ударением.
3. По уровню развития письменной речи.
Задания по развитию письменной речи на обучающих этапах тоже носят дифференцированный характер.
а) Слабые дети выбирают заголовок к тексту из предложенных заголовков, а сильные озаглавливают текст самостоятельно.
б) Работая над деформированным текстом, слабые дети определяют последовательность предложений, а сильные из слов составляют предложения и определяют последовательность самостоятельно составленных предложений.
в) При работе над планом слабые дети сначала пользуются готовым планом, а сильные составляют план с помощью учителя, затем самостоятельно.
г) Работы творческого характера, где требуется придумать продолжение текста или составить текст из данных частей, сильные дети выполняют самостоятельно, придумывают продолжение текста, слабым детям предлагаю несколько вариантов продолжения текста или готовых текстов, они записывают понравившийся.
4. По уровню овладения видами разборов.
При изучении различных видов разбора, слабым детям предлагаются более легкие варианты заданий, чем сильным.
Например, разбор по членам предложения.
Слабым: найди предложения, в которых неправильно подчеркнуты члены предложения.
Сильным: запиши предложение, разбери их по членам.
Живет в лесу интересная птица.
Утором в мою открытую форточку врывается бойкое щебетание воробьев.
Маша вынула из альбома фотографию.
Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.
Разбор по составу.
Слабым: Помнишь ли ты порядок разбора слов по составу? Допиши пропущенные слова.
1.Прежде всего выделяем в слове ___________ . Для этого нужно ____________ это слово. Часть слова, которая будет меняться и есть _____________ . Часть слова без _________ это основа.
2. Теперь находим ______________ . Для этого подбираем к слову _________ слова.
Общая часть родственных слов и есть __________ .
3. Выделяем, если в слове суффикс. Для этого смотрим, что стоит между ___________ и _________ . Проверяем, есть ли выделенный суффикс еще в каких-нибудь словах .
4. Проверяем, есть ли в слове _____________ . Для этого смотрим, есть ли часть слова перед ________ . Проверяем, есть ли выделенная приставка еще в каких-нибудь словах.
Сильным: вспомни правила разбора слов по составу.
Данные слова разбери по составу: березка, подснежник, зарисовки.
Чтобы не упустить ошибки и достижения каждого ученика веду дневник учета достижений, где по результатам проверочных и самостоятельных работ, предложенных детям, фиксирую результаты их выполнения.
При дифференциации учебных заданий по уровню творчества на уроках русского языка учащиеся пишут мини-сочинения по вопросам учителя ( 3 группа), по опорным словам (2 группа), по данному началу или концу ( 1 группа).
На уроках чтения учащимся низкого уровня обучаемости подбираю задания репродуктивного характера, например:
- прочитай текст;
- подчеркни непонятные слова;
- просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;
- выполни задания, данные после текста;
- прочитай, делая паузы.
Для учащихся среднего уровня можно предположить задания конструктивного характера:
- подбери однокоренные слова к заголовку;
- вставь пропущенные слова в текст;
- распространи предложения прилагательными;
- подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова.
При дифференциации заданий по объему учебного материала учащиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Они могут быть в виде карточек, перфокарт, в тетрадях на печатной основе.
При дифференциации работы по степени самостоятельности учащихся дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают самостоятельно, а другие под руководством учителя. Помощь учителя заключается в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).
Различный характер дифференциации цели этих заданий позволяют мне в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствует разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги. Такие виды работ помогают осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствует формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств.
Дифференцированный подход осуществляю на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия работаю со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений перехожу к дифференцированной самостоятельной работе.
Органическим продолжением классной работы является домашняя работа дифференцированного характера. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку (доска, мультимедиапроектор), взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама. Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера (составить предложения по схемам, придумать текст по заданной теме, по данному началу, концовке, употребив ряд слов.., написать сказку и т. д.).Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Доступность домашнего задания ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес.
Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса. На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев). Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.
Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут, сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения, или задания у доски. В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде.
Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации.
При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все).
Продумываю рациональную проверку всех заданий. В этом помогают кодоскоп, схемы опоры, тестовые задания и другие.
Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:
учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
Или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая. В период обучения применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.
Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы.
Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения.
Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.
Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика.
Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью.
Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания для самостоятельной работы готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:
Обязательные задания.
Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.
Дополнительные задания.
Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.
Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.
Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:
задания на сравнение, сопоставление явлений;
задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом);
задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий;
задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым учащиеся помогают ликвидировать пробелы.
На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабо успевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять. Например:
|
приставка
|
предлог
|
Это
|
Часть слова
|
слово
|
Пишется
|
с
|
С другими словами
|
Служит
|
Образование слов
|
Связи слов в предложении
|
Вставить слово или вопрос
|
Между и
|
Между предлогом и словом
|
Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу в форме урока «Проверь себя». На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, которую накануне урока-зачета предлагаю взять в библиотеке. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Группы учащихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других учащихся, как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру. В качестве психологической разгрузки во время смотра использую игры занимательного характера.
Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к учебе в целом. Но их использование, ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей. С психолого-педагогической точки зрения дифференцированная работа эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции.
Во время проведения словарной работы использую групповую форму. Такой вид деятельности сплачивает коллектив, дети работают в сотрудничестве друг с другом, с учителем. Ребята учатся ценить и уважать мнение других, доказывать свою точку зрения. При этом применяю дифференцированный подход в обучении. Делю детей на группы по способностям. После изучения определенного блока словарных слов, даю задания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. К примеру, для слабоуспевающих детей предлагаю разгадывание кроссворда, где есть конвертик с подсказкой, которым дети могут воспользоваться, если испытывают трудность при его заполнении. Следует обратить внимание, что дети обращаются к нему только после того, как были выслушаны все предложения, и не было найдено правильное решение, в экстренных случаях или же для проверки написанного. Для «середнячков» усложняю задание тем, что они должны затем вставить эти словарные слова в текст или составить из предлагаемых слов предложения, в которые включить отгаданные словарные слова. Для «сильных» учеников предлагаю после того, как кроссворд будет разгадан, придумать сказку или сочинить историю, в которой бы встретились все разгаданные словарные слова, поставить в них ударение, выделить орфограмму. Затем работы проверяются, выделяются моменты, которые вызвали затруднение в групповой деятельности, указывается, на что надо обратить внимание в следующий раз, выделяются наиболее удачные моменты в работе, выставляются оценки.
Такая работа приносит положительные плоды, если организовывать ее системно. Она является полноценной формой организации обучения, разносторонне воздействует на личность младшего школьника.
5. Результативность
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Дифференцированный подход в обучении помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Нужно чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
К концу первого полугодия 2 класса уровень обучения изменился. Это подтверждают педагогические диагностики обученности учащихся
Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в том, что приходиться много карточек для работы делать самому учителю. Очень много времени уходит на изготовления материала для такой работы; организацию рабочих мест для групповой работы.
Адресная направленность опыта.
Описанный мною педагогический опыт можно использовать всем учителям начального звена, реализующим любую образовательную программу. А так же учителями среднего звена.
Литература:
1. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. – М: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 8,4 п.л.
2. Как помочь детям группы риска адаптироваться к школе // Начальная школа. – 2001. - № 12. – 0,3 п.л.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: "Академия", 1997.
4. Н.Н. Деменёва, Дифференциация учебной работы младших школьников. –М: Изд-во «Аркти»;2005
5. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике // Начальная школа, №1, 1990. - С. 31-33.
6. Журова Л.Е. Беседы с учителем- 2 класс, -М: Изд-во «Вентана- Граф»-2007
7. Лисицина Т.В. Активные формы и методы обучения русскому языку.- Волгоград изд-во «Учитель» 2009
|
|
|