Главная страница

В. И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс


Скачать 41.26 Kb.
Название В. И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс
Дата 09.03.2016
Размер 41.26 Kb.
Тип Документы

Кривец Е.В., преподаватель русского языка и литературы,

ГБОУ школа № 655, Санкт-Петербург.

Сопровождение детей из группы риска на уроках русского языка и литературы. (Проектная деятельность).

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
(Древнекитайская мудрость)


ПРОЦЕССЫ развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план при помощи педагогического сопровождения.

В.И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития.

Когда ребёнок, не имеющий достаточных возможностей (внешних и внутренних), не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку.

В современных условиях школа является второй по значимости после семьи социализирующей средой, в которой ребенок не только получает знания, но и узнает правила поведения, усваивает модели, способствующие гармоничной социальной жизни.

Так как одна из причин агрессивного поведения, конфликтных ситуаций и противоправного поведения подростков заключается в отсутствии у них элементарных НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ, то разъяснение и привитие агрессивным личностям этих навыков просто необходимы и могут основываться на применении разнообразных тренингов и методов преподавания.

Основное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились ученики, нашло отражение в реальных жизненных ситуациях. Однако, в Российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода учителя к использованию новых методов и технологий обучения.

Таковыми и являются технологии на основе проектной и исследовательской деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место.

Работа над учебным проектом позволяет превратить образовательный процесс из скучной в результативную творческую работу. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой и рождающий у учащихся чувство уверенности в своих силах. При этом в группы включаются учащиеся с низким уровнем усвоения материала.

Один из таких проектов, как пример, предлагаю Вашему вниманию.

Тема этого исследования: «Что читают в нашей школе?». Она, без сомнения, актуальна для жизни, требует привлечения знаний учащихся, творческого мышления, исследовательских умений и навыков. Ее можно развивать и совершенствовать из года в год, а участие в этой работе принесло ребятам радость и удовольствие.

Мы решили обратить внимание на вопрос, который обсуждается сегодня очень часто. "Они ничего не читают!" — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Сейчас трудно найти человека, который не умеет читать. Но всегда находятся люди, которые не любят читать.
Основным этапом нашего исследования стал опрос учеников 5-6 классов, а также их родителей. Нами была составлена анкета, состоящая из нескольких вопросов. В анкетировании приняли участие 70 ребят и их родители.

Полученные данные нас несколько удивили, и мы попросили принять участие в нашем опросе педагогов.

Вот результаты, которые показались нам интересными:

  1. одноклассники читают! Только 8 человек затруднилось назвать последнюю прочитанную книгу.

  2. любимые литературные жанры: приключения и фантастика.

  3. читают, правда, понемногу: большинство 10-20 страниц (включая учебную литературу); немногие 50-75 страниц, т.е. делают это с удовольствием каждый день; 16 человек не считают чтение интересным занятием.

  4. Читают то, что читали взрослые в детстве!

  5. Самый распространенный ответ родителей на вопрос: «Что бы Вы предложили прочитать детям?» - «Что угодно, лишь бы читал!». Это и понятно, но тут мы встретились с достаточно серьезной проблемой: примерно у половины учеников нет домашней библиотеки. И мы очень хорошо понимаем, что если нет близкого человека, который увлечен чтением и ходит с книжкой по квартире, то вряд ли и ребенку захочется читать.

Опрос среди педагогов показал, что читают они, конечно, более серьезные вещи, страниц по 50 в день; предпочитают романы, исторические романы, научную литературу. Но в детстве, как оказалось, они читали те же книги, что и мы!

В заключение нашего исследования мы решили узнать, а что же читали дети раньше, в 20 веке и в 19.

Оказалось, все известные люди читали, по сути, ту же литературу, которую осваиваем сейчас мы.

Наши исследования помогли нам узнать много нового о детской книге и ее читателях разных возрастов.

Данная исследовательская работа дала нам возможность:

  1. изучить литературу о чтении и пользе чтения;

2) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;

3) узнать много о читательских интересах в детстве известных людей.

4) провести исследование читательской культуры одноклассников.

Дети с удовольствием провели эту работу!

В заключение хотелось бы отметить, что групповые проекты имеют несомненные преимущества для формирования устойчивой личности учеников:

  • формируются навыки сотрудничества;

  • умения разделять ответственность и анализировать результаты коллективной деятельности;

  • каждый этап работы над проектом имеет своего лидера;

  • присутствие соревновательного момента повышает мотивацию учащихся и положительно влияет на качество выполнения проекта.