Главная страница

Урока литературы Тема урока. Точность и обоснованность формулировки


Скачать 36.91 Kb.
Название Урока литературы Тема урока. Точность и обоснованность формулировки
Дата 29.02.2016
Размер 36.91 Kb.
Тип Урок

Схема комплексного анализа урока литературы


  1. Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.

  2. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.

  3. Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.

  4. Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.

  5. Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.

  6. Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).

  7. Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.

  8. Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.

  9. Тип урока.

  10. Форма проведения урока.

  11. Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.

  12. Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.

  13. Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.

  14. Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).

  15. Использование возможностей катехизирования.

  16. Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).

  17. Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).

  18. Формирование читательских способностей учащихся.

  19. Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.

  20. Формирование литературно-творческих способностей учащихся.

  21. Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).

  22. Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.

  23. Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.

  24. Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.

  25. Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.

  26. Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.

  27. Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.

  28. Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

  29. Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.

  30. Способы актуализации базовых знаний учащихся.

  31. Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.

  32. Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.

  33. Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.

  34. Формирование рефлексивных способностей учащихся.

  35. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.

  36. Темп урока.

  37. Эмоциональная атмосфера урока.

  38. Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.

  39. Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.

  40. Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).

  41. Учет статуса класса.

  42. Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.

  43. Пути оптимизации учебного процесса.

  44. Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.

  45. Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?