Главная страница

Урок комплексного применения знаний Вид урока. Тематическое рисование


Скачать 43.28 Kb.
Название Урок комплексного применения знаний Вид урока. Тематическое рисование
Дата 06.03.2016
Размер 43.28 Kb.
Тип Урок

" Внутренний мир русской избы "4урок

5 класс


Тип урока. Урок комплексного применения знаний

Вид урока. Тематическое рисование

Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Виды деятельности.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.

Находить в них черты национального своеобразия.

Создавать композицию внутреннего пространства избы

Результат.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Оформление. Презентация предметов быта, выставка предметов быта, Оборудование. Интерактивная доска.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

2. Сообщение темы урока.

Слайд № 1 Внутренний мир русской избы ???????

Слайд№2 интерьер

Чтобы правильно построить ИНТЕРЬЕР, что мы с вами должны знать? (правила перспективы)

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы? (Дерево.)

- Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Слайд №3 Мы с вами знаем, самое важное в избе? (печь)

Слайд № 4-6 Какую роль печь играла и играет сейчас?

Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является   источником существования и благополучия. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори.

Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор.

А сколько сказок было рассказано детям на печи.

Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!»
Слайд №7 Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Слайд №8 Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.
Слайд №9 Красный угол. В переднем углу избы располагался красный угол. Это был – духовный центр дома Его еще называли большой, святой. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Красный угол был обращен к юго-востоку,  олицетворял собой зарю. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Ребята, а теперь давайте вспомним предметы и вещи находящиеся в крестьянской избе? Ответы детей.

Русская изба крестьян не отличалась большим разнообразием мебели.

В красном углу стоял обеденный стол. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

Слайд №10 А чем скамья отличалась от лавки? Ответы детей.

Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.

Слайд №11 Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

Слайд №12 Около печи укрепляли деревянный настил – полати. Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. Её деревянные настилы, сооружаемые под потолком.

На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).

Слайд №13 Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Слайд №14 Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?

Она изготовлена была из дерева и глины.

Слайд №15 С чем можно сравнить ковш?

Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Слайд №16 Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни.

Назовите этот загадочный предмет? (прялка)

С ней мы познакомимся на следующих уроках.

4. Инструктаж.

Слайд №17-18 Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.

5. Итог работы.

Рассмотрим ваши работы .

Возможно ли использовать старинный декор в современном интерьере?

Наш урок, помог вам лучше узнать традиции нашего народа и обустройства своего быта?

6.Домашнее задание.

Подобрать материал о русских народных прялках