Главная страница

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности уч-ся на логопедических занятиях»


Название«Методы и приемы активизации познавательной деятельности уч-ся на логопедических занятиях»
Дата10.02.2016
Размер85.8 Kb.
ТипЗадача

Выступление на педсовете:

«Методы и приемы активизации

познавательной деятельности уч-ся

на логопедических занятиях»

/2015 – 2016 уч.г./


Уч-ль логопед: Ксензюк Е. А.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения».

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики  -  активизация познавательной деятельности учащихся.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является низкий уровень активности всех психических процессов: познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей  приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. 
       Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, учитывая, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допуская излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей  крайне неоднородна, то моей задачей является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности,  как в содержание, так и в форму работы. 

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование, создание нестандартных ситуаций.
Следующим важным средством активизации являются методы и приемы обучения.
Поэтому работу на каждом занятии организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. В ходе занятия использую различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать и отстаивать своё мнение и внимательно слушать мнение других; задавать вопросы друг другу и учителю.

- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно придумать слова с заданным звуком, предложение с определенным количеством слов. Предлагаю оценить выполненную работу (самопроверка, взаимопроверка).

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Уч-ся самостоятельно выбирают разно уровневые задания. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои варианты решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности учащихся.

Например:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова, картинки) при выполнении задания.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Работа с мнемотаблицами. 

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Работа с карточками. Материалы для логопедической работы представлены в виде карточек, сопровождающихся рекомендациями по выполнению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста, с учетом индивидуальных особенностей.

5. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.  

Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей. В своей работе я использую разнообразные приемы, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей  детей,  при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия. Это:

- артикуляционная гимнастика;

Это совокупность специальных упражнений, направленных на: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; развитие речевого дыхания у детей. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».

- физкультурные минутки;

Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;

  • внести эмоциональный заряд;

  • совершенствовать общую моторику;

  • выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

- кинезиологические упражнения;

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития мелких мышц кистей рук. Недостаточный уровень развития мелкой моторики влечёт за собой торможение в развитии. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

6. Использование ИКТ, презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия.

Новые информационные технологии, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
8. Активные методы рефлексии.

На логопедических занятиях при работе с детьми коррекционной школы наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями, смайликами.
       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей  является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.

Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности,  воля, характер. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий. У меня подобраны и активно используются на занятиях учебные игры по следующим категориям:

  • Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи;

  • Игры для развития лексико – грамматических представлений (обогащение словаря);

  • Игры для развития связной речи.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.