Главная страница

Урок по окружающему миру на тему: "Занимательное путешествие по хмао"


Скачать 65.36 Kb.
Название Урок по окружающему миру на тему: "Занимательное путешествие по хмао"
Дата 24.02.2016
Размер 65.36 Kb.
Тип Урок

Открытый урок по окружающему миру на тему:

"Занимательное путешествие по ХМАО"


Цели:

  1. Закрепить знания детей о истории края, Красной книги ХМАО, некоторых растениях, животных, внесенными в нее; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.

  2. Развивать творческий интерес к познанию природы, внимание, наблюдательность, сообразительность, память, речь.

  3. Воспитывать у ребят заботу об окружающем мире, правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего округа.

Оборудование:

Макет Красной книги, выставка книг о природе: Красная книга России, сообщения учащихся, презентация к уроку.




Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Целеполагание.

Учитель. Мы начинаем урок окружающего мира. Сегодня мы вместе отправимся в гости к сказочным героям, которым вы покажите свои знания о нашем крае.

За каждый правильный ответ будем вручать по 1 баллу, участник, который будет иметь наибольшее количество баллов, станет победителем и будет награжден грамотой и призом, остальные за активное участие получат поощрительные призы.

(слайд 1)

Внимательно посмотрите на план нашего пути. (слайд 2 )

На уроке мы отправимся в "путешествие" по страницам Югорского края. Но, чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты.

( повторение правил поведения в автобусе)

3.Основная часть:

Учитель: А теперь отправляемся в "Путешествие".
Станция 1: «В гостях у кисоньки». (слайд 3)

Вашему вниманию предлагаются ребусы, за каждый правильный ответ на ребус ребята получают по 1 баллу.
Станция 2: «В гостях у Буратино». (слайд 4)

Вашему вниманию предлагается строка с буквами, внимательно прочтите буквы и определите слово, которое в нем зашифровано (Когалым). (слайд 5)
Учитель: Когалым - наш город. Заболоченные пространства, где теперь расположен город, ханты называли Когалым – в переводе с хантыйского языка «гиблое место». Город расположен в Сургутской низине Среднеобской низменности. Для этой территории характерна сильная заболоченность. Здесь очень много рек, речушек, озер. Реки в основном извилистые, скорость течения - около 6 километров в час. Самые крупные из них - Ингуягун, Ортьягун и Кирилл-Высьягун. Город Когалым расположен на берегах реки Ингуягун, и занимает площадь 20,1 тыс. гектаров. Климат резко континентальный, с суровой зимой, продолжающейся семь месяцев. Основная жилая зона расположена на правом берегу реки и состоит из семи микрорайонов.

В конце 70-х годов здесь появились первые нефтедобытчики. Первая тонна "черного золота" была добыта из скважины № 7 Повховского месторождения, названного в честь знаменитого бурового мастера Степана Повха, первооткрывателя Самотлора. Имя Повха носит первая улица Когалыма.

Город возводила вся страна: в трудных условиях прокладывали дороги и линии электропередач, обустраивали месторождения и возводили предприятия.

В виду географического расположения Когалыма и специфики становления промышленного сектора, основу промышленности и экономики города составляют нефтегазодобывающие предприятия. Состояние промышленного сектора города напрямую зависит от результатов работы предприятий данного вида деятельности.

Вопросы:

-Назовите название улиц города, названных в честь других городов России и зарубежных стран ?(Прибалтийская, Сибирская)

-Какое название улицы говорит о среднем возрасте жителей Когалыма? (Молодежная)

-Какая улица названа в честь края?(Югорская)

-Назовите основные цвета флага и герба нашего города, что они означают? (зеленый-тайга, синий –болота, реки, медведь-любимый зверь хантов)

-Имя какого человека носит первое нефтяное месторождение, открытое на когалымской земле, одна из улиц и парк нашего города? (Степан Повх)

-В каком году Когалыму был присвоен статус города?(15 августа 1985 г.)

-Кто больше назовет городов югры?
Станция 3: «В гостях у Чиполлино».(слайд 6,7)

Отгадайте загадки о растениях, за правильный ответ – 1 балл.

Девочки нашего класса приготовили танец под хантыйскую музыку (на фоне идут фотографии коренных жителей ХМАО) (слайд 8,9)

-Как вы думаете, о чем следующая станция?
Станция 4: «В гостях у гномика».

Учитель: Вставьте в слова пропущенные буква и прочитайте о том, люди каких национальностей живут на югорской земле. (слайд 10)
-Чтение учащимися стихов о крае.(слайд 11)
Станция 5: «В гостях у Незнайки». (слайд 12,13)

Красная книга — это книга об исчезнувших, редких и исчезающих видах растений, животных, грибов. Красный цвет ее обложки как бы предупреждает об опасности, надвигающейся на растения и животных. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт — известный английский исследователь, ученый, орнитолог. Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено, а 1948 году, когда Международный союз охраны природы (МСОП) создал комиссию по редким и исчезающим видам животных (а позднее — и видам растений). Шесть лет комиссия собирала о них информацию, а потом приступила к созданию Красной книги. Одновременно составлялся и черный список растений и животных, исчезнувших с лица Земли.

Например:

— тур (или дикий бык) истреблен в Европе, Азии, Северной Африке
в XVII веке;

— стеллерова корова (обитатель мелководий в морях Дальнего
Востока, длиной до 10 м и весом до 4 т) исчезла в XVIII веке;

— тарпан (дикая лошадь) исчезла в XIX веке. Была распространена
в Юго-Восточной Европе;

— японский волк, обитавший в Японии, исчез в XX веке;
и многие другие.

(Рассказывает ученик) Первое издание Красной книги МСОП вышло в 1963 году, второе — в 1966 году. В Красную книгу издания 1979 года включены 321 вид и подвид млекопитающих, 485 видов птиц, 141 вид пресмыкающихся, 41 вид земноводных, 194 вида рыб. Если человечество не предпримет мер по их охране, все эти удивительные создания природы могут оказаться на черных страницах Красной книги.

Учитель: Давайте, посмотрим какие виды растений и животных расположились на этих страницах.(слайд 14,15)

1- виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это быстро исчезающие растения, которые нельзя спасти без специальных мер охраны.

2-виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

3-виды редкие. Они записаны на белых страницах. Что значит редкие?

Дети: Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, поэтому вскоре исчезнут.

4-виды неопределенные. Названия этих растений расположились на серых страницах. Как вы понимаете "неопределенные виды"?

Физминутка

Учитель: В Ханты-Мансийском автономном округе также обитают охраняемые растения и животные (венерин башмачок, купальница, ятрышник шлемо-носный; западносибирский бобр, беркут, краснозобая казарка и др.).(слайды 18-22)

Подготовленные ученики рассказывают ребятам об охраняемых растениях и животных округа.

Учитель: До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем за 1 тыс. лет. С 1850-го по 1950-й год этот интервал составлял 10 лет, после 1950-го — 1 год. В настоящее время ученые считают, что один вид на Земле исчезает каждый день, а к 2000-му году этот темп может возрасти до одного вида в час.

4.Рефлексия урока

5. Итог урока.

Учитель читает стихотворение Б. Заходера

Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны на свете все!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

(Подготовленный ученик читает стихотворение, держа в руке глобус)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги”.

Остановил олень свой бег: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Е. Шкловский

6.Подведение итогов викторины, награждение участников


7. Домашнее задание: создание знаков «Берегите животных (растений, рыб, птиц)».