Главная страница

Построение пространства в пейзаже


Скачать 93.36 Kb.
НазваниеПостроение пространства в пейзаже
Дата05.04.2016
Размер93.36 Kb.
ТипКонспект


Дианова Галина Феодосьевна учитель ИЗО

МБОУ «ТОТЕМСКАЯ СОШ №3»

Конспект урока по ИЗО 5 класс

Тема: Построение пространства в пейзаже.

ЦЕЛЬ: Изображение пейзажа.

Задачи:

  • обучающиеся:

  1. Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве;




  1. Формировать понятие о пейзаже,  как самостоятельном жанре в искусстве;

- развивающаяся:

3. Развивать эстетический вкус, способствовать развитию умений  находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками;

- воспитательная:

4. Воспитывать творческое воображение, любовь к природе;

Место урока в системе уроков данного раздела: вводный урок

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: урок-исследование

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: пространство, перспектива, живопись, композиция, линия, цвет, форма.

Зрительный ряд: репродукции картин с пейзажами; образец педагогического рисунка.

Портрет: репродукции картин Леонардо да Винчи Автопортрет, И.Репин Портрет Элеоноры Дузе, П.Пикассо «Торо и торерос», Веласкес Портрет инфанты Маргариты, Рембрандт «Портрет старика в красном», Матисс Клоун, Поль Гоген Автопортрет

Пейзаж: репродукции картин И.Шишкина, Герасимова, В.Поленова

Натюрморт: репродукции картин Н.Куприянова, Э.Грабаря

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК

Материал: слайдовая презентация,

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (цель – нарисовать пейзаж, мотив- выставка рисунков по теме «Пейзаж»

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

-определение последовательности выполнения работы с учётом конечного результата;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- воспитание волевой саморегуляции
Познавательные:

- общеучебные действия - работа с информацией (выбор необходимой информации, соотнесение текста и иллюстрированной информации);умиление осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия;

- логические действия-развитие мыслительных операций анализа, синтеза , сравнения;

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- социальная компетентность, учёт позиций товарища и учителя, умение слушать и вступать в диалог.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть на моем уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

-«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета.

   Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке, вы узнаете разгадав кроссворд.





2.а




4. ф










к




а










в




н










а




т










р

3. а

а

5. н




1.п

е

й

з

а

6.ж

о

л

в

и

т

и

р

ь

а

я

ю

в

т




з




р

о

р




о




м

п

е




в




о

и

т




с




р

с







к




т

ь







и
















й










  1. Изображение природы, местности называется

  2. Краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.

  3. Художник рисующий море.

  4. Воображенье, изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья,| пустая мечта.

  5. изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов.

  6. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Учитель. Что объединяет натюрморт, пейзаж, портрет?

Ученики. Всё это жанры изобразительного искусства.

(Во время ответов учеников выходят слайды с видами жанров)

Учитель. Молодцы. Верно. Что отличает пейзаж от остальных жанров живописи, какие пейзажи бывают? На эти вопросы вы сможете ответить, поработав с учебником.

Работа в парах.

Учитель. В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж. При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства.

Просмотр презентации. (Презентация «Пейзаж»).

Ученики. Существует несколько видов пейзажей (городской, сельский, индустриальный).

Особенно художники любят рисовать природу. Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Учитель (вывод) Пейзажи бывают чрезвычайно разные, и прежде всего их можно разделить по сюжету, который принято называть мотив пейзажа. Мотив с французского переводится как «побуждение», то есть причина, объект интереса художника. Например, это может быть мотив дороги, реки, леса, морской или городской. Очень часто мотив один, но совершенно разные образы создают художники в своих произведениях (слайд пейзажи речки).

(на доске размещены репродукции картин разных эпох).

Посмотрите на репродукции картин известных художников. (Учитель задает наводящие вопросы)

Анализ:

- Что их объединяет?

- Чем они отличаются?

- Какие работы дают наилучшее представление об увиденном и почему?

3.Знакомство с новым материалом.

Учитель. Прежде чем научиться рисовать такой пейзаж, мы должны научиться правильно продумать композицию и организовать рабочую плоскость.

Учитель. Обратимся к тем понятиям, которые будут нам нужны для работы с новой темой.

(Работа с учебником в парах.)

Пространство

Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.

В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль её плоскости (слайд). В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека (слайд). И только в эпоху Возрождения в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира. То есть появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, родилось понятие линия горизонталиния положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определённого места.

И теперь пространство в картине стали строить по строим законам перспективы.

Слово перспектива (от латинского perspicere) означает насквозь видеть.

Перспектива учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим.

Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание которых помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на линии телеграфных проводов или на рельсы железной дороги, чтобы убедиться в этом. Это линейная перспектива, потому что ощущение пространства создаётся на картине или рисунке с помощью линий. (сопровождается презентацией)

Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте – и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт им голубоватый оттенок. Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство.

- При выполнении работы не забывайте о её композиции. Выразительность картины, рисунка достигается и тем, что художник умело, размещает на полотне, листе людей, окружающие предметы, что зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «composition» и означает «сочинение» или «составление». Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие, но могут быть и другие варианты. Лист заполняется так, чтобы не было пустого, лишнего места.

В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, окружающего мира связи с которым люди постоянно осмысливают. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, который мы сейчас и нарисуем.

Проанализируйте то, что узнали на уроке и сформулируйте тему урока.

Учащиеся:Тема нашего урока «Изображение пространства в пейзаже».

Цель урока «Изображение пейзажа».
IV. Физкультминутка

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Всё у вас пойдёт на лад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело.

V. Практическая работа.

Последовательность выполнения пейзажа:

1. Толстой кистью рисуем фон.

2. Начинаем с жёлтого цвета по центру.

  1. Жёлтый с двух сторон переходит в оранжевый. Старайтесь переход сделать более плавным.

  2. Оранжевый переходит в красный.

  3. Красный переходит в бордовый.

  4. Бордовый в фиолетовый…

  5. Фон готов.

  6. Теперь рисуем черным маркером посередине желтой полосы линию горизонта. От нее дальний берег.



Просмотр презентации.

VI. Итог урока

- Что нового узнал на уроке?

- Чему научился?

- Достигли цели урока?

VII. Этап рефлексии. Приклеить на лист бумаги бумажные элементы (формы) выбирая цвета в зависимости от настроения, эмоционального состояния на уроке.

Зелёные – всё понравилось.

Красные – беспокойство.

Фиолетовы – безразличие.