Главная страница

Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся


Скачать 0.79 Mb.
Название Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
страница 2/6
Дата 11.03.2016
Размер 0.79 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6
Глава 2. Методологические основы формирования чувства патриотизма учащихся начальной школы.
2.1. Основные направления патриотического воспитания в школе.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

    1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

    2. Историко-краеведчексое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

    3. Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

    5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    6. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

    7. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культуры и спортом, формирование опыта служения Отечества и готовности к защите Родины.



2.2. Патриотическое воспитание школьников средствами учебного процесса.

Любой классный руководитель – это, прежде всего, учитель. Задача учителя - раскрыть, возможности учебного процесса в патриотическом воспитании, его функции в воспитании патриотов своей родины, дидактические средства их реализации.

Знание функций учебного процесса в системе патриотического воспитания учащихся помогает учителю в постановке целей урока, при отборе материала с патриотической направленностью, в определении методов и форм организации деятельности учащихся, то есть тех важнейших элементов, без которых урок не обеспечивает решения поставленных задач. Реализация функций учебного процесса в патриотическом воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребёнка в эмоциональной, познавательной сферах. Цель данного обучения – оптимальное общее развитие каждого ребёнка. Задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Это такая система обучения, при которой усвоение содержания учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта являются единым процессом и ориентированы на всестороннее развитие личности.

Развитие школьников – это важнейшее условие воспитания. Ребёнок учится из внутренних побуждений, а не из внешних. Внутренние побуждения основываются на потребности в познании.

Важнейшие нравственные, духовные ценности и культурные традиции нашего народа отражены в содержании таких учебных предметов, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и другие. Рассмотрим данное утверждение на примере некоторых образовательных предметов по развивающей системе Занкова.

Цель курса «Русский язык»: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования), осознание языка как средства приобщения к богатству русской культуры.

Обучение русскому языку влияет на качество обучения по всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально – личностного развития младших школьников.

Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания, воспитывает чувство патриотизма через ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России.

Это осуществляется через подбор текстов к уроку. Большое значение на всех этапах обучение имеет развитие речи. Практически в каждой теме на уроке используется такое художественное слово, которое пробуждает интерес к изучению природы, истории России, родного края, воспитывает уважение к Родине, желание защищать и охранять ее. Большой воспитательный потенциал имеют пословицы, поговорки русского народа, афоризмы, высказывания великих людей, строки из стихотворений и песен поэтов.

Тексты для списывания.

4 класс

***

Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.

(В. Пекелис)

***

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…

(«Слово о погибели Русской земли»)

3 класс

***

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

(А.Н. Толстой)

2 класс

***

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

(В. Дворянсков)

Тексты для работы по русскому языку: письмо по памяти

2 класс

***

Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной

.Нет родной земли на свете.

***
Любовь к родине не знает границ.

3 класс

***

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

***

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

(Н. Рубцов)

4 класс

***

Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»

(М. Шолохов)

***
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?

«Евангелие от Луки»

***

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

(В. Пикуль)

***

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

Тексты обучающих изложений
4 класс
Ягоды рябины.

Горят красным цветом гроздья рябины на лесных опушках, при дорогах, в городских скверах. Стало голодно птицам, но ни одна их них не тронет рябиновые ягоды.

Ветры давно оборвали на рябинах последние листья, а гроздья цепко держались на ветвях, будто кого – то ждали.

Ждали они свиристелей – больших, ловких, красивых северных птиц.

Появляются они в наших краях неожиданно. Сделав всего один круг над рябиной, принимаются за лакомую трапезу. Свиристели моментально ощипывают ягоды. Проходят не более полчаса, и рябина становится голой.

Каждый год ждешь прилета этих красивых птиц в наши края. И каждый раз думается, что все другие птицы умышленно не трогают ягоды рябины, оставляют их гостям.

(по В.Хмелеанову)
Аленушка.

Художник Васнецов назвал картину «Аленушка». Нравилось ему русское имя Аленушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и братца Иванушку.

Неподвижно смотрит девушка в мрачную воды. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности и горькой сиротской доле.

Природа словно сочувствует Аленушке. Молодые осины, елочки, осока заботливо окружили девушку. Вокруг осенняя грусть и тишина.

Краски тоже передают это настроение. Главные цвета здесь серые, зеленые, желтоватые. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

(по Л.Кудрявцевой)
По картине В.Маковского «Свидание».

Художник Маковский написал картину «Свидание». Перед нами не просто встреча матери и сына, а целая повесть о горькой судьбе деревенского парнишки, отданного в чужие люди.

Нужда и голод заставили мать отдать сына в ученье городскому сапожнику. Мать с грустью смотрит на сына. Ей ясно, что мальчику живется у мастер плохо, голодно. Она надеялась, что сын выйдет в люди, обучится ремеслу. Сын стоит пред ней нечесаный, босой, в грязной рубахе и рваном фартуке. Он жадно вцепился в калач зубами.

Картина вызывает у зрителя тяжелое впечатление и боль за судьбу детей из бедных семей. Он не могли учиться, а вынуждены были с малых лет прислуживать богатым.

Тяжело материнскому сердцу, но помочь своему сыну она ничем не может.
В приложении представлены и другие тексты.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьника. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Идеями патриотизма глубоко пронизаны многие литературные произведения. Рассмотрим, как раскрываются ценности чувства патриотизма на примере художественных произведений для учащихся 4 классов.
Любовь к природе родного края (А. Вознесенский «Тихо, тихо. Слышно точно…», Ф. Тютчев «Весенние воды», «В небе тают облака», Н. Матвеева «В лощинах снег слоистый как слюда», Б. Пастернак «Опять весна», М Волошин «Зелены вал отпрянул…», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Зима! Крестьянин, торжествуя», А. Фет «Это утро», К. Бальмонт «Аромат солнца», А. Вознесенский «Жадным взором василиска», Н. Заболоцкий «Весна в лесу», П. Образцов «Золотая осень», А. Ванеев «В осеннем лесу»)

Родной дом, родители, малая родина (П. Филонов «Семья крестьянина», Л. Андреев «Петька на даче», А.П.Чехов «Ванька», «Гриша», В.Берестов «Семейная фотография», А.Куприн «Слон»).

Ответственность за красоту природы, за животных и птиц (А.П.Чехов «Белолобый», С.Черный «Дневник фокса Микки», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С.Козлов «Если меня совсем нет», Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»).
Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность (волшебные сказки, пословицы и поговорки русского народа из сборника Даля, коми сказки в обработке П. Столповского).

Защита Родины – великая традиция нашего народа (былина «Садко». М.Ю.Лермонтов «Бородино», В. Берестов «В эвакуации», « А как мы фронту помогали», А. Блок « На поле Куликовом», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Орлов «Его зарыли в шар земной…» война в творчестве коми поэтов)

Любовь к Родине, осознание ее культурных традиций, защита ее духовных ценностей ( Государственный гимн России, гимн Республики Коми, ).

Участие детей в социальной жизни общества (А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Куратова «Давайте дружить», Е Габова «Фантастическая сказка», стихи В. Берестова).

В приложении имеется конспект урока по литературному чтению.
Занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношение к действительности.

В начальной школе дети учатся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку классического направления; на этой основе учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства, умение сопереживать эмоционально – образному содержанию музыкальных произведений.

Патриотическое воспитание на уроках музыки можно проследить через названия тематических разделов программы по всем годам обучения.

1 класс

Музыка о родном доме

2 класс

Русские народные песни и пляски.

Времена года в музыке.

Музыка о Родине.

3 класс

Картины природы в музыке.

Героические страницы родной истории в музыке.

4 класс

Народная музыка в творчестве композиторов.

Выдающиеся исполнители музыки.

Классики музыки второй половины XVIII и XIX веков.

Композиторы XX века.
Богатый материал по воспитанию чувства любви и гордости за свою родину, осознание неповторимости отечества содержит образовательная программа «Окружающий мир».

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека – гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

Задачей курса является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества – познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предусматривает ознакомление младших школьников с природой во взаимодействии: человек – природа = общество, знакомство с миром социального окружения ребенка.

Патриотическую направленность содержания предмета можно проследить через названия тем уроков по годам обучения.

1 класс.

Окружающий мир: природа, общество, труд.

Родной город (родное село), страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятие родителей.

Природа.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России).

Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.

Современное человечество.

Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых.

Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.

Знакомство с Красной книгой.

2 класс.

Общий взгляд на Землю.

Россия – самое большое государство мира. Москва - столица. Россия – родина космонавтики.

Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Красота и разнообразие природы России.

3 класс.

Земли восточных славян.

Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Московское государство.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Путь от Руси к России.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

4 класс.

Преобразования в России.

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М.В.Ломоносов – основоположник русской науки.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

Современная Россия.

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся.

Цель факультативного курса «Я – гражданин России» – расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко – обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно – гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я – моя страница – мой мир».

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

  • Содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;

  • Воспитание патриотизма через осознание ребенка сопричастности истории своей страны;

  • Помощь в понимании своей причастности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;

  • Воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

  • Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности;

В приложении имеется программа факультативного курса «Я – гражданин России», созданная группой учителей начальных классов СОШ №18 и конспект урока.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Краеведение рождает чувства патриотизма, глубокой любви к Родине.

Не вызывает сомнения, что увлечь учащихся изучением родного края, открыть им богатство наших памятников, музеев, красоту родной земли, подвести их к мысли о необходимости бережного отношения к городу, краю и заботе о нем, его людях – значит сделать их жизнь духовно наполненной, нравственно чистой, многообразной, предоставить учащимся возможность для раскрытия их творческого потенциала и самореализации.

В учебном плане отводится на изучение национально – регионального компонента 10-15% учебного времени по каждому предмету Осуществление данного направления работы происходит через совмещение тем НРК с темами по предмету, а также через выделение отдельных часов.

Огромные возможности для реализации национально-регионального компонента имеют предметы «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Я - гражданин России», «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство» и так далее.

Включение тем национально – регионального компонента в рабочую программу рассмотрим на примере образовательного предмета «Окружающий мир» по всем годам начального обучения.


Класс

Количество часов

Примерные темы НРК

по программе

НРК

1 класс

30

3-5 часов

1Природа родного края.

2 Животный и растительный мир.

3Карта РК.

4Стоянка древних людей РК.

5 Труд и обычаи жителей. Символика.

2 класс

34

4 – 6 часов

1 Государственная символика.

2 Богатства РК.

3 Формы земной поверхности, свойственные родному краю.

4 Водоёмы нашего края.

5 Стихийные бедствия, возможные в местности, в которой находится наша школа.

6Многообразие растений и животных.

3 класс

68

7 – 9 часов

1 Климат.

2 Почвы.

3 Изменения в жизни растительного и животного мира осенью и зимой.

4 Перелётные и зимующие птицы.

5 Как жили наши далёкие предки.

6 Особенности культуры в родном крае.

7 Изучение законов лесной жизни.

8 Природное сообщество водоём и его значение.

9 Родной край, в изучаемый исторический период.

4 класс

68

7 – 9 часов

1 Условия современной жизни.

2 Экологические проблемы нашей местности.

3 Лекарственные растения.

4 Полезные ископаемые.

5 Музей геологии.

6 Коми край в годы ВОВ.

7 Заповедники РК.

8 Отрасли животноводства. Особенности сельского хозяйства.

9 Республиканские органы власти. Символы РК.

1   2   3   4   5   6