Главная страница

Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся


Скачать 0.79 Mb.
Название Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
страница 3/6
Дата 11.03.2016
Размер 0.79 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6

2.2. Воспитание чувства любви к Родине во внеклассной работе.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к родине, постоянной готовности с честью выполнить свой патриотический и гражданский долг.

Воспитание учащихся осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач воспитания патриотизма учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных объектов при ведущей роли образовательного учреждения. При этом могут быть использованы различные формы и методы организации воспитательного процесса, которые реализуются через систему классных часов.
Система классных часов по патриотическому воспитанию.

КЛАСС

Духовно - нравственное

Историко-краеведческое

Гражданско- патриотическое

Социально – патриотическое

Военно-патриотическое

Героико-патриотическое

Спортивно - патриотическое

1

Выставка-конкурс “Чудеса из лукошка»

Поездка в село Выльгорт

Беседа «Что такое право?

Право на жизнь, развитие, семью»

Творческая работа «Салют, победа»

Экскурсия в Национальный музей, беседа с элементами поисковой работы « Во имя победы»

Экскурсия в Сыктывкарский военный гарнизон.

Военно-спортивные эстафеты«В гостях у Мальчиша- Кибальчиша»

2

КТД «Из истории имён и фамилий»

Поездка в село Пажга

Беседа «Все люди разные, но права у них одинаковые»

Открытка ветерану.

Праздник «Папа и я – большие друзья»

. Встреча с ветеранами войны

Военно-спортивные эстафеты «Вперед, мальчишки»

3

КТД « Семейные традиции»

Поездка в Усть-Вымь. КТД « 230 лет Сыктывкару»

Беседа « Конвенция ООН о правах ребенка».

Подарок ветерану – «Синий платочек»

КТД «Поклон тебе, солдат России»

Поисковая работа «Мои родные защитники родины» Беседа «Великий полет»

Конкурсная программа «Экипаж – одна семья»

4

КТД « Семейные реликвии»

КТД « С днём рождения, моя республика!»

Устный журнал «Право и закон. Конституция России»

Праздник бабушек и дедушек.

Клуб книголюбов. Возьми себе в пример героя (произведение о войне)

Беседа «День примирения и согласия», «Деятельность на пользу Родины»

Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»



В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий.
Доброй традицией школы на протяжении последних нескольких лет стало проведение предметной декады по обществознанию, по коми языку и культуре коми народа. Это своеобразный ежегодный итог школы по проделанной работе по данным направлениям. Я вхожу в творческую группу учителей, ответственных за эти декады. В них принимают активное участие и учащиеся, и родители. Вот некоторые основные моменты декады:

  • оформление выставки творческих работ учащихся, выпуск стенгазет (с выставкой знакомится вся школа);

  • проведение малых олимпиад по данным предметам в классах.

  • посещение Коми национального музыкально-драматического театра с последующим обсуждением в классах просмотренного спектакля, обмен впечатлениями.

  • организация уроков, встреч с известными людьми РК (например, наши дети встречались с коми сказочницей С. Пылаевой, с детской писательницей Еленой Габовой, с поэтом Н. Щукиным и другими; проводятся библиотечные часы к знаменательным датам жизни известных людей, дети заранее знакомятся с их творчеством, рисуют полюбившихся героев произведений, готовят вопросы гостям);

  • организация экскурсий в музеи или по историческим местам нашего города;

Каждый год творческая группа учителей старается что-то новое вносить в мероприятия, проводимые во время декады, чтобы повысить интерес учащихся, привлечь их к активному участию. Наиболее удачно прошли мероприятия: «Зов Пармы», «Калейдоскоп национальных игр», посиделки «Койташ» и др. Любая предметная декада - это праздник для детей. Ведь в эти дни ребята знакомятся с новым познавательным материалом, принимают активное участие в мероприятиях, в их подготовке, включаются в поисковую деятельность, знакомятся с новыми интересными людьми, участвуют в совместных делах со сверстниками из других классов.

В конце декады всегда называются имена лучших учащихся по итогам всех олимпиад и конкурсов, активных участников всех проводимых мероприятий, отмечаются и семьи, которые активно помогают школе.

В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий, проводимых в период декад.

Активное изучение края, в котором живешь – это соучастие учащихся в трудовых делах, общественно-политических событиях, исторических явлениях республики.

В рамках празднования 230-летия города Сыктывкара учителями школы была проделана огромная работа. Наиболее значимым стало коллективно-творческое дело «С днём рождения, мой город». В ходе него прошли выставка творческих работ учащихся, рисунков «Город глазами детей – настоящее, будущее», конкурс исследовательских работ по теме «След войны в моей семье», конкурс юных поэтов на лучшее поздравление городу. Прошли праздничные классные часы «Мой любимый город», «Коми посиделки», экскурсия по экспозициям родного города и другие. «Сделай наш город красивым и чистым» - под таким девизом ежегодно проходят трудовые десанты весной и осенью на пришкольном участке, выпускаются плакаты «Мы за чистый город»

Учащиеся 4а класса во всех мероприятиях КТД приняли самое активное участие.
Большую роль в воспитании человека – гражданина своей родины играют встречи с известными людьми, с живыми свидетелями исторических событий, старожилами. Интерес к живому современнику, писателю, политическому деятелю, деятелю культуры, науки, труженикам городов и сёл делают прошлое и настоящее близкими и понятными.

С этой целью в классе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда. Так в канун Дня Победы ребята поздравляли с праздником ветеранов труда, бывших учителей нашей школы и были свидетелями вручения им медалей.

Очень интересно прошёл праздник для наших бабушек и дедушек. Они рассказали ребятам о своих профессиях, пантомимой показали свои увлечения и исполнили любимые песни. К празднику была оформлена выставка работ «Бабушкины руки не для скуки», организовано чаепитие. Ребята написали сочинения о своих бабушках, прабабушках и дедушках, сделали подарки своими руками.

Экскурсии по историческим местам, походы по родному краю помогают учащимся почувствовать историческое далёкое республики и понять нашу современность.

Ежегодно мы вместе с родителями организуем поездки по культурным достопримечательностям края.
Помогает организовать экскурсии по историческим местам ГОУДОД Коми Республиканский центр детско-юношеского туризма.

После таких мероприятий все мы – и дети, и родители, и педагоги – замечаем, что прикосновение к своей истории оставляет неизгладимый след в душе ребенка, закладывает то зерно, которое прорастет и даст подлинную любовь к своей земле и истории.

В приложении имеются фотографии класса из поездок по историческим местам РК.

Г


лавная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая ценность тесно связана с проблемой творчества.

Поэтому большое значение во внеклассной работе придаю поисково-исследовательской деятельности учащихся. Со своими материалами учащиеся выступают перед ребятами, организуется выставка работ для родителей. Все работы оформляются в альбомы по темам.

Ученики 4а класса принимают участие в городских конкурсах исследовательских работ, где завоевывают призовые места.

Братенкова Арина - исследовательская работа «След войны в моей семье» - 3 место

Братенкова Арина – исследовательская работа «Музыкальная школа: вчера, сегодня, завтра» - 3место.

В приложении имеются творческие работы учащихся 4 а класса.
Огромную роль в приобщении детей и подростков к родной этнокультурной среде, в формировании личности как субъекта культуры и традиций народа играет совместная работа с ЦДО № 18.

Учащиеся моего класса посещают кружки:

Кружок «Народный танец» (руководитель Сажина О. Р.) – 8 учащихся.

  • «Фантазия» (руководитель Кудинова Л.В.)- 23человека.

  • «Театральный» (руководитель Эберт А.Н.)-23ученика.

  • «Хор» (руководитель Виноградова Н.В.)-23человека.

Танец, песня, народное творчество имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Изучение танцев, мелодий песен, традиций должно стать потребностью каждого ребёнка, ибо в этом заключена основа национального характера, этнической самобытности, выработанная в течение многих веков.

Ученики 4а класса являются активными участниками концертов, праздников, проводимых в центре. Творческие работы детей выставляются как в ЦДО№18, так и на городских выставках. Есть среди них и призёры городских конкурсов детского творчества.
Одной из тенденций воспитания в современном российском обществе является расширение круга социальных институтов воспитания. Представляю совместную работу классного руководителя с другими учреждениями города.

Национальный музей РК

Национальная галерея

Музей при СГУ


ГОУ ДОД

Коми республиканский центр детско-юношеского туризма




СМИ:

  • «Иолога»;

  • «Ошкамошка»

  • «Твоя параллель».

Библиотеки:

  • Городская детская;

  • Республиканская;

  • Детская им. Маршака и др.


4 «А» класс МОУ СОШ№18





Дворец творчества детей и учащейся молодежи

Участие в городских программах и конкурсах

Коми республиканский театр фольклора

Коми республиканская филармония



Посещение театров, музеев, выставок расширяет границы работы, выводит её за пределы школы.

Одним из замечательных примеров взаимодействия является сотрудничество с Национальной галереей и Национальным музеем Республики Коми, с Республиканской филармонией, с Драматическим театром им. В. Савина.

Целью сотрудничества с данными учреждениями является объединение усилий музейных сотрудников и педагога школьного образования в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.

Содержанием сотрудничества с Национальной галереей является интегрированная в воспитательный процесс класса «Программа посещения Национальной галереи РК» для учащихся 1-4 классов.

В системе (один раз в неделю) вместе с учащимися мы посещаем Национальную галерею, на базе которой научными сотрудниками проводятся занятия с учащимися.

Посещая музей, учащиеся младшего школьного возраста на основе развитого визуального мышления приобщаются к искусству во всём его многообразии, в том числе и к искусству коми народа, знакомятся с его традиционной культурой, современным декоративно-прикладным народным творчеством и профессиональным искусством Республики Коми.

Результатом данной работы является постоянно меняющаяся выставка творческих работ в классе. В приложении представлена программа студийных занятий для учащихся «Основы православной культуры».
Национальный музей Республики Коми ежегодно предлагает для детей младшего школьного возраста тематику по ознакомлению с национальными и культурными традициями коми народа. В тематику включены различные формы занятий как познавательного, так и эстетического цикла.

При составлении календарно-тематического планирования на год стараемся учитывать предложения, так как занятия, обеспеченные подлинным материалом, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют формированию целостного взгляда на окружающий мир, научных знаний, образных представлений о прошлом и настоящем коми края и всей страны. А также решают воспитательные задачи по приобщению детей младшего школьного возраста к духовным, нравственным и эстетическим ценностям народа. Тематика занятий, предлагаемых Национальным музеем, представлена в приложении.

Мы с ребятами любим коллективные выходы нашей школы в Республиканскую филармонию, на концерты Государственного ансамбля песни и танца «Асъя Кыа», в Драматический театр имени В. Савина, Театр оперы и балета.
Тесная связь в воспитательной работе существует и с библиотеками школы и города. Благодаря её специалистам организуются встречи с писателями и поэтами РК, происходит знакомство с новинками литературы. В библиотеках собран огромный краеведческий материал, который используется в подготовке различных мероприятий.

За последние два года с помощью библиотек были проведены встречи с Е. Габовой, Н. Куратовой, со сказочницей С. Пылаевой, проведены занятия «Легенды и предания Коми народа», «Стефан Пермский – просветитель коми народа» и другие.
2.3. Изучение уровня сформированности патриотизма у учащихся 2а класса и 4а класса.
Цель: обследование уровня сформированности патриотизма у младших школьников, диагностика знаний младших школьников о своей малой и большой Родине.

Этапы исследования:

- провести анкетирование

- обработать результаты

- сделать выводы

Исходя из анализа понятий «патриотическое воспитание младших школьников», его целей и задач, используя структуру И.Ф.Харламова, мы разработали группу критериев по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников. К ним отнесены: потребностно – мотивационный, когнитивно – эмоциональный, поведенческо – волевой критерий.

Потребностно – мотивационный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к своей малой и большой родине, частоте проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю малой и большой Родины.

Когнитивно – эмоциональный критерий включает в себя объем знаний младших школьников по истории малой и большой Родины, их полноту, прочность, осознанность, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма, проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой и большой Родине.

Поведенческо – волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о малой и большой Родине.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:

3 уровень (высокий) – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 3 критериям: проявляет высокое чувство привязанности к малой и большой Родине; ярко проявляет гордость за свое Отечество; интерес к истории и культуре страны; понимание сути патриотизма.

2 уровень (средний) – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: проявляет большое чувство привязанности к малой и большой Родине; понимание сути патриотизма; владение неполными знаниями об истории и культуре страны.

1 уровень (низкий) - уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: редко проявляет чувство привязанности к малой и большой Родине; не понимание сути патриотизма; историей и культурой страны интересуется поверхностно.

Результаты анкетирования проанализированы в количественном и качественном соотношении во 2 «А» и 4 «А» классе. За 100% было взято 22 человека. Анализ полученных ответов дал следующие результаты.
Анкета №1 для учеников 2а класса

1 вопрос: «как называется наша республика и город?»

Вывод: 12 человек ответили правильно, 7 человек ответили только РК, 3 человека ответили Россия. Большая часть класса знает название нашей республики и города.

2 вопрос: «Как называют жителей нашего города?»

Вывод: 12 человек ответили «сыктывкарцы», 3 человека «россияне», 7 человек ответили горожане. Большая часть класса знают как называют жителей нашего города.

3 вопрос: «Как называется страна в которой мы живем?»

Вывод: все учащиеся на этот вопрос дали правильный ответ.

4 вопрос: «Как называют жителей нашей страны?»

Вывод: 19 человек ответили «россияне», 3 человека ответили «сыктывкарцы». Большинство учащихся дали правильный ответ.

5 вопрос: «Как называют российские деньги?»

Вывод: 18 учеников ответили «рубли», 4 человека «монеты и деньги». Большая часть класса знает как называют российские деньги.

6 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей страны?»

Вывод: 12 человек ответили правильно , 10 человек ответили неправильно.

7 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей республике?»

Вывод: 13человек ответили правильно , 9 человек ответили неправильно. Учащиеся путают цвета российского флага и флага РК.

8 вопрос: «Кто изображен на гербе России?»

Вывод: дали полный ответ «двуглавый орел» - 7 человек, «орел» - 12 человек, «медведь» – 3.

9 вопрос: «Назовите 5 российских праздников?»

10 человек назвали 5 российских праздников, 3 человека назвали 4 праздника, 5 человек – 3 праздника. Только половина класса смогла назвать 5 российских праздников, чаще всего называли Новый год, рождество, Масленица, День защитников Отечества.

Вывод: 10 вопрос: «Кто руководит нашим государством?»

Вывод: 2 человека – Дмитрий Медведев, 18 – Медведев, 2 человека – Торлопов. Учащиеся знают кто руководит нашим государством.

11 вопрос: «Какие вы знаете государственные символы?»

Вывод: 8 человек дали правильный ответ, 9 – неполный ответ, 5 человек – не правильно.

Анкета №2 для учеников.

1 вопрос: «какие памятные места своей родины ты посетил (а), чем это тебе запомнилось?»

Вывод: 6 человек ответили « Красная площадь», 6человек ответили город Москва, 5человек ответили Вечный огонь,3 человека – Черное море, 2 человека - ничего.

2 вопрос: «Интересуешься ли ты историей, культурой своей родины?»

3 вопрос: «Поддерживают ли родители тебя в этом?»

Вывод: большинство детей интересуется историей и культурой своей родины, и большинство родителей поддерживают их в этом.

4 вопрос: «Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе сразу представить?»

Вывод: 3 человека ответили «место, где я живу», 7 – назвали города, 10 человек ответили «страна», 1 человек «мама», 1 человек «лес».

5 вопрос: «Кого из известных людей России можно назвать патриотами своей Родины?»

Вывод: дети считают, что среди известных людей нашей страны, патриотами можно назвать: Юрий Гагарин, Д.Медведев, В. Торлопов, В.Путин.

6 вопрос: «Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если да – то почему?»

Вывод: 4 человека ответили «да», 16 – нет, 2 человека ничего не ответили. Есть ребята, которые хотели бы родиться в Турции и Египте, потому что там тепло.

7 вопрос: «Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?»

Вывод: 20 ответили «да», 1 – нет, 1 – не знаю.

8 вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?»

Вывод: 15 человек ответили «тот кто любит свою Родину»,3 человека – защищает Родину, 4 ничего не ответили.
Анкета №3 учеников.

Методика незаконченных предложений.

1 вопрос: «Моя Родина – это_____________»

Вывод: 15 учеников ответило – Россия, 2 человека – дом, 3 человека – Москва, 2 человека – мама

2 вопрос: «Я знаю, что моя Родина самая _____________»

Вывод: 15 человек ответили – самая красивая, 5 человек – побеждала в войне, 2 человека ответили сильная.

3 вопрос: «Самым трудным событием моей родины были_________»

Вывод: 19 человек ответили – война, 3 ничего не ответили.

4 вопрос: «Мне хотелось бы, чтобы моя родина была самой_________»

Вывод: 3 человека – большой, 16 человек – красивой, 3 – счастливой.

5 вопрос: «Когда я вырасту, я хочу__________»

Вывод: 4 человека хотят стать военными, 3 девочки хотят стать певицей, 3 – президентами, 2 человека – космонавтами, 3 человека – бизнесменами, 1 – музыкантом, 1 – художником, 5 – ничего не ответили.

6 вопрос: «Я не хочу, чтобы моя родина___________»

Вывод: 10 человек ответили погибла и разрушилась, 7 человек – была грязной, 3 человека – маленькой, 2 человека ничего не ответили.

7 вопрос: «Я благодарен своей родине за то, что__________»

Вывод: 10 человек ответили «она победила в войне», 8 человек ответил «я родился», 2 человека «она сильная», 2 человека ничего не ответили.

Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. по анкете №1 – 12 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 10 человек имеют средний уровень; низкого уровня сформированности нет.

  2. по анкете№2 – 5 человека имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 12 человек имеют средний уровень, низкий уровень – 5.

  3. по анкете №3 – 9 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 11 имеют средний уровень, 2 человека имеют низкий уровень сформированности патриотизма.

По истечению двух лет, ребята вновь ответили на вопросы трех анкет. Анализ полученных ответов дал следующий результат.
1   2   3   4   5   6