| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          
          
          
          
            
              
                 
                2.2. Воспитание чувства любви к Родине во внеклассной работе. 
                Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к родине, постоянной готовности с честью выполнить свой патриотический и гражданский долг. 
                 
                Воспитание учащихся осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач воспитания патриотизма учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных объектов при ведущей роли образовательного учреждения. При этом могут быть использованы различные формы и методы организации воспитательного процесса, которые реализуются через систему классных часов. 
                Система классных часов по патриотическому воспитанию. 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    КЛАСС
  | 
                     
                    Духовно - нравственное
  | 
                     
                    Историко-краеведческое
  | 
                     
                    Гражданско- патриотическое
  | 
                     
                    Социально – патриотическое
  | 
                     
                    Военно-патриотическое
  | 
                     
                    Героико-патриотическое
  | 
                     
                    Спортивно - патриотическое
  | 
                   
                  
                     
                    1
  | 
                     
                    Выставка-конкурс “Чудеса из лукошка»
  | 
                     
                    Поездка в село Выльгорт
  | 
                     
                    Беседа «Что такое право? 
                     
                    Право на жизнь, развитие, семью»
  | 
                     
                    Творческая работа «Салют, победа»
  | 
                     
                    Экскурсия в Национальный музей, беседа с элементами поисковой работы « Во имя победы»
  | 
                     
                    Экскурсия в Сыктывкарский военный гарнизон.
  | 
                     
                    Военно-спортивные эстафеты«В гостях у Мальчиша- Кибальчиша»
  | 
                   
                  
                     
                    2
  | 
                     
                    КТД «Из истории имён и фамилий»
  | 
                     
                    Поездка в село Пажга
  | 
                     
                    Беседа «Все люди разные, но права у них одинаковые»
  | 
                     
                    Открытка ветерану.
  | 
                     
                    Праздник «Папа и я – большие друзья»
  | 
                     
                    . Встреча с ветеранами войны
  | 
                     
                    Военно-спортивные эстафеты «Вперед, мальчишки»
  | 
                   
                  
                     
                    3
  | 
                     
                    КТД « Семейные традиции»
  | 
                     
                    Поездка в Усть-Вымь. КТД « 230 лет Сыктывкару»
  | 
                     
                    Беседа « Конвенция ООН о правах ребенка».
  | 
                     
                    Подарок ветерану – «Синий платочек»
  | 
                     
                    КТД «Поклон тебе, солдат России»
  | 
                     
                    Поисковая работа «Мои родные защитники родины» Беседа «Великий полет»
  | 
                     
                    Конкурсная программа «Экипаж – одна семья»
  | 
                   
                  
                     
                    4
  | 
                     
                    КТД « Семейные реликвии»
  | 
                     
                    КТД « С днём рождения, моя республика!»
  | 
                     
                    Устный журнал «Право и закон. Конституция России»
  | 
                     
                    Праздник бабушек и дедушек.
  | 
                     
                    Клуб книголюбов. Возьми себе в пример героя (произведение о войне)
  | 
                     
                    Беседа «День примирения и согласия», «Деятельность на пользу Родины»
  | 
                     
                    Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»
  | 
                   
                  
                 
                 
                В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий. 
                Доброй традицией школы на протяжении последних нескольких лет стало проведение предметной декады по обществознанию, по коми языку и культуре коми народа. Это своеобразный ежегодный итог школы по проделанной работе по данным направлениям. Я вхожу в творческую группу учителей, ответственных за эти декады. В них принимают активное участие и учащиеся, и родители. Вот некоторые основные моменты декады: 
                
                   
                  оформление выставки творческих работ учащихся, выпуск стенгазет (с выставкой знакомится вся школа);
  
                   
                  проведение малых олимпиад по данным предметам в классах.
  
                   
                  посещение Коми национального музыкально-драматического театра с последующим обсуждением в классах просмотренного спектакля, обмен впечатлениями.
  
                   
                  организация уроков, встреч с известными людьми РК (например, наши дети встречались с коми сказочницей С. Пылаевой, с детской писательницей Еленой Габовой, с поэтом Н. Щукиным и другими; проводятся библиотечные часы к знаменательным датам жизни известных людей, дети заранее знакомятся с их творчеством, рисуют полюбившихся героев произведений, готовят вопросы гостям);
  
                   
                  организация экскурсий в музеи или по историческим местам нашего города;
  
                  
                Каждый год творческая группа учителей старается что-то новое вносить в мероприятия, проводимые во время декады, чтобы повысить интерес учащихся, привлечь их к активному участию. Наиболее удачно прошли мероприятия: «Зов Пармы», «Калейдоскоп национальных игр», посиделки «Койташ» и др. Любая предметная декада - это праздник для детей. Ведь в эти дни ребята знакомятся с новым познавательным материалом, принимают активное участие в мероприятиях, в их подготовке, включаются в поисковую деятельность, знакомятся с новыми интересными людьми, участвуют в совместных делах со сверстниками из других классов. 
                 
                В конце декады всегда называются имена лучших учащихся по итогам всех олимпиад и конкурсов, активных участников всех проводимых мероприятий, отмечаются и семьи, которые активно помогают школе. 
                 
                В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий, проводимых в период декад. 
                 
                Активное изучение края, в котором живешь – это соучастие учащихся в трудовых делах, общественно-политических событиях, исторических явлениях республики. 
                 
                В рамках празднования 230-летия города Сыктывкара учителями школы была проделана огромная работа. Наиболее значимым стало коллективно-творческое дело «С днём рождения, мой город». В ходе него прошли выставка творческих работ учащихся, рисунков «Город глазами детей – настоящее, будущее», конкурс исследовательских работ по теме «След войны в моей семье», конкурс юных поэтов на лучшее поздравление городу. Прошли праздничные классные часы «Мой любимый город», «Коми посиделки», экскурсия по экспозициям родного города и другие. «Сделай наш город красивым и чистым» - под таким девизом ежегодно проходят трудовые десанты весной и осенью на пришкольном участке, выпускаются плакаты «Мы за чистый город» 
                 
                Учащиеся 4а класса во всех мероприятиях КТД приняли самое активное участие. 
                Большую роль в воспитании человека – гражданина своей родины играют встречи с известными людьми, с живыми свидетелями исторических событий, старожилами. Интерес к живому современнику, писателю, политическому деятелю, деятелю культуры, науки, труженикам городов и сёл делают прошлое и настоящее близкими и понятными. 
                 
                С этой целью в классе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда. Так в канун Дня Победы ребята поздравляли с праздником ветеранов труда, бывших учителей нашей школы и были свидетелями вручения им медалей. 
                 
                Очень интересно прошёл праздник для наших бабушек и дедушек. Они рассказали ребятам о своих профессиях, пантомимой показали свои увлечения и исполнили любимые песни. К празднику была оформлена выставка работ «Бабушкины руки не для скуки», организовано чаепитие. Ребята написали сочинения о своих бабушках, прабабушках и дедушках, сделали подарки своими руками. 
                 
                Экскурсии по историческим местам, походы по родному краю помогают учащимся почувствовать историческое далёкое республики и понять нашу современность. 
                 
                Ежегодно мы вместе с родителями организуем поездки по культурным достопримечательностям края. 
                Помогает организовать экскурсии по историческим местам ГОУДОД Коми Республиканский центр детско-юношеского туризма. 
                 
                После таких мероприятий все мы – и дети, и родители, и педагоги – замечаем, что прикосновение к своей истории оставляет неизгладимый след в душе ребенка, закладывает то зерно, которое прорастет и даст подлинную любовь к своей земле и истории. 
                 
                В приложении имеются фотографии класса из поездок по историческим местам РК. 
                 
                Г 
                 
                 
                лавная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая ценность тесно связана с проблемой творчества. 
                 
                Поэтому большое значение во внеклассной работе придаю поисково-исследовательской деятельности учащихся. Со своими материалами учащиеся выступают перед ребятами, организуется выставка работ для родителей. Все работы оформляются в альбомы по темам. 
                 
                Ученики 4а класса принимают участие в городских конкурсах исследовательских работ, где завоевывают призовые места. 
                 
                Братенкова Арина - исследовательская работа «След войны в моей семье» - 3 место 
                 
                Братенкова Арина – исследовательская работа «Музыкальная школа: вчера, сегодня, завтра» - 3место. 
                 
                В приложении имеются творческие работы учащихся 4 а класса. 
                Огромную роль в приобщении детей и подростков к родной этнокультурной среде, в формировании личности как субъекта культуры и традиций народа играет совместная работа с ЦДО № 18. 
                 
                Учащиеся моего класса посещают кружки: 
                 
                Кружок «Народный танец» (руководитель Сажина О. Р.) – 8 учащихся. 
                
                   
                  «Фантазия» (руководитель Кудинова Л.В.)- 23человека.
  
                   
                  «Театральный» (руководитель Эберт А.Н.)-23ученика.
  
                   
                  «Хор» (руководитель Виноградова Н.В.)-23человека.
  
                  
                Танец, песня, народное творчество имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Изучение танцев, мелодий песен, традиций должно стать потребностью каждого ребёнка, ибо в этом заключена основа национального характера, этнической самобытности, выработанная в течение многих веков. 
                 
                Ученики 4а класса являются активными участниками концертов, праздников, проводимых в центре. Творческие работы детей выставляются как в ЦДО№18, так и на городских выставках. Есть среди них и призёры городских конкурсов детского творчества. 
                Одной из тенденций воспитания в современном российском обществе является расширение круга социальных институтов воспитания. Представляю совместную работу классного руководителя с другими учреждениями города. 
                 
                Национальный музей РК 
                 
                Национальная галерея 
                 
                Музей при СГУ 
                   
                ГОУ ДОД 
                 
                Коми республиканский центр детско-юношеского туризма
  
                 
                   
                 
                СМИ: 
                
                   
                  «Иолога»;
  
                   
                  «Ошкамошка»
  
                   
                  «Твоя параллель».
  
                  
                Библиотеки: 
                
                   
                  Городская детская;
  
                   
                  Республиканская;
  
                   
                  Детская им. Маршака и др.
  
                  
                 
                4 «А» класс МОУ СОШ№18 
                 
                   
                   
                 
                 
                Дворец творчества детей и учащейся молодежи 
                 
                Участие в городских программах и конкурсах   
                Коми республиканский театр фольклора 
                 
                Коми республиканская филармония 
                
  
                 
                Посещение театров, музеев, выставок расширяет границы работы, выводит её за пределы школы. 
                 
                Одним из замечательных примеров взаимодействия является сотрудничество с Национальной галереей и Национальным музеем Республики Коми, с Республиканской филармонией, с Драматическим театром им. В. Савина. 
                 
                Целью сотрудничества с данными учреждениями является объединение усилий музейных сотрудников и педагога школьного образования в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека. 
                 
                Содержанием сотрудничества с Национальной галереей является интегрированная в воспитательный процесс класса «Программа посещения Национальной галереи РК» для учащихся 1-4 классов. 
                 
                В системе (один раз в неделю) вместе с учащимися мы посещаем Национальную галерею, на базе которой научными сотрудниками проводятся занятия с учащимися. 
                 
                Посещая музей, учащиеся младшего школьного возраста на основе развитого визуального мышления приобщаются к искусству во всём его многообразии, в том числе и к искусству коми народа, знакомятся с его традиционной культурой, современным декоративно-прикладным народным творчеством и профессиональным искусством Республики Коми. 
                 
                Результатом данной работы является постоянно меняющаяся выставка творческих работ в классе. В приложении представлена программа студийных занятий для учащихся «Основы православной культуры». 
                Национальный музей Республики Коми ежегодно предлагает для детей младшего школьного возраста тематику по ознакомлению с национальными и культурными традициями коми народа. В тематику включены различные формы занятий как познавательного, так и эстетического цикла. 
                 
                При составлении календарно-тематического планирования на год стараемся учитывать предложения, так как занятия, обеспеченные подлинным материалом, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют формированию целостного взгляда на окружающий мир, научных знаний, образных представлений о прошлом и настоящем коми края и всей страны. А также решают воспитательные задачи по приобщению детей младшего школьного возраста к духовным, нравственным и эстетическим ценностям народа. Тематика занятий, предлагаемых Национальным музеем, представлена в приложении. 
                 
                Мы с ребятами любим коллективные выходы нашей школы в Республиканскую филармонию, на концерты Государственного ансамбля песни и танца «Асъя Кыа», в Драматический театр имени В. Савина, Театр оперы и балета. 
                Тесная связь в воспитательной работе существует и с библиотеками школы и города. Благодаря её специалистам организуются встречи с писателями и поэтами РК, происходит знакомство с новинками литературы. В библиотеках собран огромный краеведческий материал, который используется в подготовке различных мероприятий. 
                 
                За последние два года с помощью библиотек были проведены встречи с Е. Габовой, Н. Куратовой, со сказочницей С. Пылаевой, проведены занятия «Легенды и предания Коми народа», «Стефан Пермский – просветитель коми народа» и другие. 
                2.3. Изучение уровня сформированности патриотизма у учащихся 2а класса и 4а класса. 
                Цель: обследование уровня сформированности патриотизма у младших школьников, диагностика знаний младших школьников о своей малой и большой Родине. 
                 
                Этапы исследования: 
                 
                - провести анкетирование 
                 
                - обработать результаты 
                 
                - сделать выводы 
                 
                Исходя из анализа понятий «патриотическое воспитание младших школьников», его целей и задач, используя структуру И.Ф.Харламова, мы разработали группу критериев по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников. К ним отнесены: потребностно – мотивационный, когнитивно – эмоциональный, поведенческо – волевой критерий. 
                 
                Потребностно – мотивационный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к своей малой и большой родине, частоте проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю малой и большой Родины. 
                 
                Когнитивно – эмоциональный критерий включает в себя объем знаний младших школьников по истории малой и большой Родины, их полноту, прочность, осознанность, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма, проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой и большой Родине. 
                 
                Поведенческо – волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о малой и большой Родине. 
                 
                На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности: 
                 
                3 уровень (высокий) – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 3 критериям: проявляет высокое чувство привязанности к малой и большой Родине; ярко проявляет гордость за свое Отечество; интерес к истории и культуре страны; понимание сути патриотизма. 
                 
                2 уровень (средний) – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: проявляет большое чувство привязанности к малой и большой Родине; понимание сути патриотизма; владение неполными знаниями об истории и культуре страны. 
                 
                1 уровень (низкий) - уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: редко проявляет чувство привязанности к малой и большой Родине; не понимание сути патриотизма; историей и культурой страны интересуется поверхностно. 
                 
                Результаты анкетирования проанализированы в количественном и качественном соотношении во 2 «А» и 4 «А» классе. За 100% было взято 22 человека. Анализ полученных ответов дал следующие результаты. 
                Анкета №1 для учеников 2а класса 
                 
                1 вопрос: «как называется наша республика и город?» 
                 
                Вывод: 12 человек ответили правильно, 7 человек ответили только РК, 3 человека ответили Россия. Большая часть класса знает название нашей республики и города. 
                 
                2 вопрос: «Как называют жителей нашего города?» 
                 
                Вывод: 12 человек ответили «сыктывкарцы», 3 человека «россияне», 7 человек ответили горожане. Большая часть класса знают как называют жителей нашего города. 
                 
                3 вопрос: «Как называется страна в которой мы живем?» 
                 
                Вывод: все учащиеся на этот вопрос дали правильный ответ. 
                 
                4 вопрос: «Как называют жителей нашей страны?» 
                 
                Вывод: 19 человек ответили «россияне», 3 человека ответили «сыктывкарцы». Большинство учащихся дали правильный ответ. 
                 
                5 вопрос: «Как называют российские деньги?» 
                 
                Вывод: 18 учеников ответили «рубли», 4 человека «монеты и деньги». Большая часть класса знает как называют российские деньги. 
                 
                6 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей страны?» 
                 
                Вывод: 12 человек ответили правильно , 10 человек ответили неправильно. 
                 
                7 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей республике?» 
                 
                Вывод: 13человек ответили правильно , 9 человек ответили неправильно. Учащиеся путают цвета российского флага и флага РК. 
                 
                8 вопрос: «Кто изображен на гербе России?» 
                 
                Вывод: дали полный ответ «двуглавый орел» - 7 человек, «орел» - 12 человек, «медведь» – 3. 
                 
                9 вопрос: «Назовите 5 российских праздников?» 
                 
                10 человек назвали 5 российских праздников, 3 человека назвали 4 праздника, 5 человек – 3 праздника. Только половина класса смогла назвать 5 российских праздников, чаще всего называли Новый год, рождество, Масленица, День защитников Отечества. 
                 
                Вывод: 10 вопрос: «Кто руководит нашим государством?» 
                 
                Вывод: 2 человека – Дмитрий Медведев, 18 – Медведев, 2 человека – Торлопов. Учащиеся знают кто руководит нашим государством. 
                 
                11 вопрос: «Какие вы знаете государственные символы?» 
                 
                Вывод: 8 человек дали правильный ответ, 9 – неполный ответ, 5 человек – не правильно. 
                 
                Анкета №2 для учеников. 
                 
                1 вопрос: «какие памятные места своей родины ты посетил (а), чем это тебе запомнилось?» 
                 
                Вывод: 6 человек ответили « Красная площадь», 6человек ответили город Москва, 5человек ответили Вечный огонь,3 человека – Черное море, 2 человека - ничего. 
                 
                2 вопрос: «Интересуешься ли ты историей, культурой своей родины?» 
                 
                3 вопрос: «Поддерживают ли родители тебя в этом?» 
                 
                Вывод: большинство детей интересуется историей и культурой своей родины, и большинство родителей поддерживают их в этом. 
                 
                4 вопрос: «Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе сразу представить?» 
                 
                Вывод: 3 человека ответили «место, где я живу», 7 – назвали города, 10 человек ответили «страна», 1 человек «мама», 1 человек «лес». 
                 
                5 вопрос: «Кого из известных людей России можно назвать патриотами своей Родины?» 
                 
                Вывод: дети считают, что среди известных людей нашей страны, патриотами можно назвать: Юрий Гагарин, Д.Медведев, В. Торлопов, В.Путин. 
                 
                6 вопрос: «Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если да – то почему?» 
                 
                Вывод: 4 человека ответили «да», 16 – нет, 2 человека ничего не ответили. Есть ребята, которые хотели бы родиться в Турции и Египте, потому что там тепло. 
                 
                7 вопрос: «Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?» 
                 
                Вывод: 20 ответили «да», 1 – нет, 1 – не знаю. 
                 
                8 вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?» 
                 
                Вывод: 15 человек ответили «тот кто любит свою Родину»,3 человека – защищает Родину, 4 ничего не ответили. 
                Анкета №3 учеников. 
                 
                Методика незаконченных предложений. 
                 
                1 вопрос: «Моя Родина – это_____________» 
                 
                Вывод: 15 учеников ответило – Россия, 2 человека – дом, 3 человека – Москва, 2 человека – мама 
                 
                2 вопрос: «Я знаю, что моя Родина самая _____________» 
                 
                Вывод: 15 человек ответили – самая красивая, 5 человек – побеждала в войне, 2 человека ответили сильная. 
                 
                3 вопрос: «Самым трудным событием моей родины были_________» 
                 
                Вывод: 19 человек ответили – война, 3 ничего не ответили. 
                 
                4 вопрос: «Мне хотелось бы, чтобы моя родина была самой_________» 
                 
                Вывод: 3 человека – большой, 16 человек – красивой, 3 – счастливой. 
                 
                5 вопрос: «Когда я вырасту, я хочу__________» 
                 
                Вывод: 4 человека хотят стать военными, 3 девочки хотят стать певицей, 3 – президентами, 2 человека – космонавтами, 3 человека – бизнесменами, 1 – музыкантом, 1 – художником, 5 – ничего не ответили. 
                 
                6 вопрос: «Я не хочу, чтобы моя родина___________» 
                 
                Вывод: 10 человек ответили погибла и разрушилась, 7 человек – была грязной, 3 человека – маленькой, 2 человека ничего не ответили. 
                 
                7 вопрос: «Я благодарен своей родине за то, что__________» 
                 
                Вывод: 10 человек ответили «она победила в войне», 8 человек ответил «я родился», 2 человека «она сильная», 2 человека ничего не ответили. 
                 
                Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы: 
                
                   
                  по анкете №1 – 12 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 10 человек имеют средний уровень; низкого уровня сформированности нет.
  
                  - 
                    
 
                    по анкете№2 – 5 человека имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 12 человек имеют средний уровень, низкий уровень – 5. 
                   
                   
                  по анкете №3 – 9 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 11 имеют средний уровень, 2 человека имеют низкий уровень сформированности патриотизма.
  
                  
                По истечению двух лет, ребята вновь ответили на вопросы трех анкет. Анализ полученных ответов дал следующий результат.
               | 
             
           
          
          
         
       | 
       |