Главная страница

Невская застава в XIX – начале XX века на


Скачать 163.61 Kb.
Название Невская застава в XIX – начале XX века на
Дата 11.02.2016
Размер 163.61 Kb.
Тип Документы


НЕВСКАЯ ЗАСТАВА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
На седьмой версте Шлиссельбургского тракта 7 сентября 1826 года начал работу Александровский чугунолитейный завод, на котором имелся литейный цех, не имевший себе равных в России «по устройству и огромности». На проспекте стоят первые корпуса завода (дом 125, 123а, 127), построенные по образцовому проекту В.Г. Тарасова.
Завод называли «живителем российских мануфактур», так как в его мастерских изготовлялись паровые машины, различные станки, первые морские пароходы. В 1830 году один из первых пароходов «Нева» совершил самый длинный рейс от Санкт-Петербурга до Черного моря. Здесь в 1834 году была построена первая в России цельнометаллическая подводная лодка по проекту К.А. Шильдера. На заводе изготовляли строительные конструкции и занимались художественным литьем. Под руководством М.Е. Кларка, первого директора завода, здесь были созданы новаторские конструкции перекрытий Александрийского театра и Зимнего дворца. Скульптурные композиции арки Главного штаба, Нарвских и Московских триумфальных ворот, решетки многих мостов, львы, стоящие у главного корпуса завода для украшения города.
С Александровским заводом связано начало паровозостроения в России. В 1843 году, с началом строительства Николаевской (Московской) железной дороги, завод передали Главному управлению путей сообщения, и он стал основным поставщиком локомотивов и вагонов. В 1845 году на заводе создан первый российский магистральный паровоз, памятник которому установлен на территории завода. Вскоре на заводе были изготовлены первые вагоны: от обыкновенных – почтовых, багажных до императорских. Во второй половине XIX века завод приобретает статус Главных ремонтных мастерских Николаевской железной дороги.
С конца XIX века здесь существовали 2 завода: Александровский механический, позднее Главные паровозные мастерские (ныне АООТ «Пролетарский завод») и Главные вагонные мастерские. Вокруг Александровского завода выросло село, где жили рабочие на улицах Механической, Чугунной, Литейной, названия которых произошли от названий заводских цехов. В 1862 году при заводе на месте часовни Успения Богоматери архитектором Б.Р. Ломбергом была построена церковь Святого Михаила Архангела, давшая название селу. Церковь была построена на средства департамента железных дорог, закрыта и уничтожена в 1932 году.
При заводе имелась Британо-американская английская церковь (современный адрес пр. Обуховской обороны, 129), построенная в начале XX века. Здание было капитально перестроено. В селе действовала церковь Успения Пресвятой Богородицы, при подворье Важеозерской Спасо-Геннадьевской мужской пустыни (современный адрес ул. Крупской, 5), которая была основана на озере Важе около Олонца в XVI веке.

Когда в 1885 году обитель полностью сгорела, Иоанн Кронштадтский был первым жертвователем на восстановление обители. Он благословил двух богатых мещанок Гайлевич и Фадееву принести в дар обители участки земли за Невской заставой, на которых рядом с ней Иоанн возложил 19 мая 1897 года двухэтажный каменный храм с двухъярусной колокольней. Храм Н.Н. Никонов спроектировал на 3000 человек в стиле русской архитектуры XVI века. Храм строился на пожертвования прихожан в память о чудесном спасении в Борках царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы.
Главный предел нижней церкви был освящен при участии Иоанна, в честь пророка Осии и святых, празднуемых в день спасения. В прилегающем к храму пятиэтажном корпусе находились кельи и Дом трудолюбия на 200 человек, который оказывал большую помощь окрестному фабричному населению.

Летом 1929 года величественный храм закрыли, позже его занял цех завода электробытовых приборов. Сейчас в перестроенном здании размещены райвоенкомат и другие организации.

ФАБРИКА Я.Х. ПАЛЯ – НЫНЕ АОЗТ «АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ МАНУФАКТУРА»
В 1837 году купец первой гильдии, бывший немец – колонист, Я.Х. Паль с разрешения петербургского генерал-губернатора основал в городе небольшое ситценабивное предприятие по адресу Семеновский полк в доме Михайловой. В 1842 году на восьмой версте возводится новый корпус ситценабивной фабрики. В 1866 году на ней работает уже 415 человек. За изделия, представленные на мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге, фабрике Паля было предоставлено право пользоваться изображением государственного герба.

В 1880 году начались работы на новой ткацкой фабрике.

К 1884 году на ткацкой, ситценабивной, печатной, белильной, красильной фабриках работало уже около 2000 человек.

В 1897 году сын Я.Х. Паля, купец первой гильдии, награжденный званием мануфактур-советника, учреждает акционерное общество, и фабрике присваивается название – «Общество Александро-Невской мануфактуры К.Я. Паль».

В 1900 году более 2000 рабочих фабрики выпускали большой ассортимент тканей: бумазею, бязь, репс, вигонь, марлю, холстину, полотенца, салфетки. К началу XX века Невская бумагопрядильная фабрика была одной из крупных текстильных фабрик города.

Сейчас о создателе фабрики напоминает нам Палевский проспект, где на земле Я. Паля жили рабочие фабрики (ныне пр. Елизарова).

Карловская улица (ныне ул. Пинегина) проходила между Большим Смоленским проспектом и улицей Ткачей по земельному участку, принадлежавшему сыну Я.Х. Паля – Карлу Палю.

В селе Смоленском в XIX веке, по соседству с фабрикой Я.Х. Паля, обосновалась столярно-ящичная фабрика Алексеева (1876г.), толевая фабрика И.К. Наумана (1872г.) – ныне «Картонтоль», лесопильный завод и лесная биржа Громова (1848г.)

В 1839 году немец Штейнер рядом построил стеариновый завод, через несколько лет стеариновые свечи этого завода продавались не только по всей России, но и но и во многих европейских странах. Через 20 лет завод поступает в собственность акционерного общества, созданного для «распространения и усовершенствования в России обработки сала, стеарина и изготовления мыла». С появлением электричества завод специализируется исключительно на производстве мыла. В 1859 году завод стал мыловаренным (ныне АОЗТ «Невская косметика»).

В 1928 году на месте бывшей лесопильни Громова была построена катушечная фабрика, которая единственная в стране выпускала катушки всевозможных размеров (сейчас это деревообрабатывающий завод имени В.В. Володарского, объединение «Ладога»).

Картонно-толевая фабрика, основанная в 1878 году, имела к январю 1917 года 128 рабочих.

На паркетно-столярно-ящичной фабрике братьев Алексеевых (1876г.) к 1917 году работало 93 человека.

В Общественном переулке в 1896 году начал работать Невский гвоздильный завод Аристова (ныне Метизный завод).

В 1844 году на шестой версте Шлиссельбургского тракта была основана Петровская бумагопрядильная мануфактура, названная по соседней церкви Петра и Павла. Чуть позже рядом строится Спасская фабрика, управляющим которой был англичанин Максвелл, поэтому в народе фабрику называли «фабрикой Максвелла». Обе фабрики были хорошо оборудованы. В 1884 году на Петровской фабрике было 3 паровые машины, 1164 ткацких станка, работало свыше тысячи человек, а на Спасской – в том же 1884 году трудилось 1400 человек, оснащена фабрика четырьмя паровыми машинами, 360 ткацкими станками. На ближайшей улице для рабочих было построено общежитие, после 1917 года эта улица названа улицей Ткачей (ныне фабрика «Рабочий» – АООТ «Невотекс»).

В 1857 году в начале села Смоленского появился Невский судостроительный и механический завод (ныне АООТ «Невский завод»). Его хозяевами были горные инженеры Г.Ф. Семянников и В.А. Полетика, которым удалось одними из первых получить заказ от военно-морского ведомства на строительство кораблей. На берегу Невы были построены первые в России крытые металлические эллинги (помещения для сборки кораблей), где начали строить суда различного назначения: броненосцы, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, ледоколы. В 1865 году был спущен на воду броненосец «Кремль», потом были сданы броненосцы «Адмирал Свиридов», «Адмирал Чичагов», фрегат «Минин», крейсер второго ранга «Генерал-адмирал», крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд», миноносец «Стерегущий», ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Для своего времени они были первоклассными кораблями, по мореходным и боевым качествам не уступали английским и французским. Невский завод внес большой вклад в создание броненосного флота, построив для него более 170 кораблей.

В марте 1867 года в «Санкт-Петербургских» ведомостях было объявлено нечто вроде правительственного конкурса на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами. На Невском заводе был построен паровоз в 1869 году, и на барже по Неве его доставили в Соляной городок, где разместилась Всероссийская промышленная выставка. Паровоз Невского завода был признан одним из лучших. Завод был награжден золоченым государственным гербом, который был вывешен над его воротами. С 1869 по 1917 годы на заводе было выпущено 4158 паровозов.

Многие корабли, построенные на Невском заводе, вошли в историю русского флота.

Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» были построены в 1909 году по инициативе А.В. Колчака, тогда капитана второго ранга, ученого-полярника, для исследования и прокладки Северного морского пути. Колчак стал капитаном «Вайгача», но плавание закончить не смог, так как был отозван для важной и срочной работы в Морском генштабе.

Жизнь А.В. Колчака, выдающегося флотоводца, полярного исследователя, ученого и политического деятеля тесно связана с Невской заставой, где он родился в 1874 году. Его отец был крупным специалистом в области отечественной металлургии.

ОБУХОВСКИЙ ЗАВОД
После поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов, необходимо было перевооружить армию и флот, заменить бронзовые пушки стальными. В России создателем литой стали был талантливый инженер Павел Матвеевич Обухов (1820-1869гг.). На Урале он начал изготавливать пушки из своей стали. В 1860 году П.М. Обухова вызвали в Санкт-Петербург на испытания его пушки одновременно с пушками из английской и немецкой (крупповской) стали. Зарубежные пушки выдержали около 2000 выстрелов, а пушка Обухова – 4025. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пушке Обухова была присуждена медаль «За прочность». В том же году организовалось товарищество для постройки сталелитейного завода. Оно состояло из горного инженера П.М.Обухова, крупного российского промышленника Н.М.Путилова и коммерсанта, богатого подрядчика С.Г.Кудрявцева. Под постройку завода Товарищество получило безвозмездно участок земли и здания бывшей Александровской мануфактуры. Здания, доставшиеся от Александровской мануфактуры, были приспособлены под мастерские и квартиры служащих и мастеров. Некоторые из них сохранились до наших дней: Лазарет, Инвалидный корпус, Завозный двор. Они являются памятниками архитектуры начала XIX века. 16 (4) мая 1863 года между Товариществом и специальным комитетом из трех ведомств (Горного, Морского и Военного) был подписан контракт на устройство завода. П.М.Обухов в 1866 году пригласил на работу выдающегося ученого металлурга Д.К.Черного. работая на заводе Чернов сделал открытия, которые заложили основы металловедения. В память о выдающемся ученом бывшая Бертовская улица и переулок названы в 1952 году – улицей Чернова. Завод в 1869 году после смерти Обухова стал называться Обуховским.

В конце XIX века Обуховский завод стал крупнейшим предприятием Санкт-Петербурга. На нем выпускалось 20 сортов стали, броня для кораблей, пушки разных калибров, минное вооружение, артиллерийские башенные установки. Успехи завода подтверждались высшими наградами на различных международных выставках. В 1872 году первым в России завод освоил производство бессемеровской, а через 6 лет – мартеновской стали. В 1908 году Указом императора Николая II за вклад в развитие военно-морского флота России Обуховский завод вместе с другими заводами Морского минестерства (Ижорским, Балтийским и Адмиралтейским) получил право иметь собственный флаг. По официальной оценке в начале XX века «Обуховский завод развивался с поразительным успехом, приобрел европейскую известность, огромное государственное значение и сделался по справедливости нашей национальной гордостью».

В конце 1872 года заводчик Джордж Францевич Берд получил разрешение построить между Карточной фабрикой и Обуховским заводом сталелитейный завод. В 1879 году Александровский сталелитейный завод начал изготовлять стальные рельсы, снаряды, листы для котлов, колесные оси. Фамилия хозяина завода дала название Бертовской улице и переулку, начинающемуся у завода.

В 1904 году завод прекратил свою деятельность. Он был приобретен Морским министерством и присоединен к Обуховскому заводу. В бывшем снарядном цехе завода Берда разместилась оптическая мастерская, созданная в 1905 году под руководством выдающегося ученого-кораблестроителя А.Н.Крылова. Оптическая мастерская выпускала оптическое вооружение – прицелы, бинокли, собирала водомеры, точные оптико-механические приборы.

В 1880-е годы появилась в селе Александровском Ново-Александровская улица, на которой жили рабочие Обуховского, Александровского сталелитейного и рельсопрокатного завода, основанного Бердом, Невской пригородной железной дороги. С 1888 года по 1917 в доме №7 по этой улице работала мастерская бельгийца А.Дюшена.
На Ново-Александровской улице (дом 22) находилась церковь преподобного Серафима Саровского при обществе распространения религиозно-нравственного просвещения. До постройки церкви в 1903 году был открыл зал в деревянном доме, построенном на деньги, пожертвованные домовладельцем И.И.Труновым, потомственным почетным гражданином. В этом зале проводились Обществом беседы, лекции для рабочих. Затем по проекту архитектора И.Т.Соколова дом передали в церковь, освященную в 1906 году. Сейчас об уничтоженном храме напоминает поросшая травой горка, возвышение, оставшееся от фундамента.

Недалеко от церкви на этой же стороне улицы находился полицейский участок, который рабочие разгромили после Февральской революции 1917 года.
Для производства синьки (ультрамарин) в 1876 году был открыт Ультрамариновый завод на правом берегу Невы (ныне территория ЛПО «Пигмент» на Октябрьской набережной, 38). В 1881 году предприятие было выкуплено одним из его соучредителей – доктором Г.Н.Веге, который сумел в короткий срок наладить производство такого дефицитного красителя, и избавил Россию от необходимости покупать его за границей. Дом управляющего заводом В.И.Веге поражает своим интерьером, уникальными витринами, лепкой. (Сейчас эту достопримечательность правобережья занимает ЗДУ ЛПО «Пигмент»).
В бывшем дачном загородном поместье Г.Потемкина у Глухих озер были глины, из которых получали кирпич, обладающий особыми свойствами. Изучением состава местных глин занялся петербургский профессор А.Р.Шуляченко. Он определил, что эта глина необходима для создания портланд-цемента. При одном из кирпичных заводиков А.Р.Шуляченко устроил лабораторию, где после многочисленных опытов получил превосходный клинкер, который не только не уступал привозному заграничному, но в чем-то и превосходил его. Вскоре было организовано акционерное товарищество для производства, глухоозерского портланд-цемента. Главная роль принадлежала торговому дому «Томпсон, Бонар и К». Первый камень нового завода был заложен летом 1879 года, а в 1884 году задымили заводские трубы. Изготовленный из глухоозерских глин цемент сразу же был высоко оценен строителями. Подкупали его отличное качество и дешевизна. О нем прекрасно отозвался великий русский химик Д.К.Менделеев. Глухоозерский цемент шел на строительство железных дорог, применялся он при сооружении Кронштадтской гавани, шлюзов и платин на Шексне, его использовали при ремонте петергофских фонтанов, бетонных коллекторах Гатчинского парка, центральных фильтров петербургского водопровода.

Завод быстро рос, так как цемент требовался для жилищного строительства, для сооружения портов и пристаней, новых корпусов Путиловских заводов. Качество глухоозерского цемента было отмечено восьмью большими и одной малой золотыми медалями, почетными отзывами промышленных выставок.
22 августа 1907 года купцу второй гильдии Д.И.Мордуху удалось получить от городской думы разрешение на строительство паровой мельницы в районе Стеклянного завода вблизи Обводного канала. Мельница должна была отвечать определенным нормам пожарной безопасности, шума, безвредности для окрестных мест, поэтому Мордух писал в Городскую думу, что «построена она будет из железобетона, дымовая труба для удаления и обезвреживания выбросов будет достигать надобных 40 метров высоты». В 1908 году по проекту архитектора Л.Р.Геллерта была возведена четырехэтажная железобетонная вальцовая мельница. Высота сооружения составила 17м, длина 65м, ширина 103м. Был построен также двухэтажный железобетонный склад площадью 1000 кв.м. В июне 1908 года хозяином мельницы становится акционерное общество санкт-петербургских товарных складов, а Д.И.Мордух – одним из его директоров. Новые хозяева в 1911-1912 годах построили железобетонные одноэтажные склады и механизированный элеватор вместимостью 11тыс. тонн, были положены железнодорожные пути, связавшие мельницу с Николаевской и Финляндской железными дорогами. Для своего времени предприятие было одним из самых механизированных в Санкт-Петербурге. В 1914 году мельница была электрофицирована, став не только первой в России железобетонной вальцовой, но и первой электрофицированной. Мельница с окружающими ее постройками превратилась в настоящий «хлебный город», положила начало развитию крупной мукомольной промышленности в Петербурге. На ее базе и вырос мельничный комбинат имени В.И.Ленина (ныне ОАО мукомольный комбинат «Невская мельница»).

Это высокомеханизированное, оснащенное самым современным оборудованием предприятие.

ПРАВЫЙ БЕРЕГ
По правому берегу Невы к XVI веку располагались несколько деревень в 2 – 3 двора, население которых занималось в основном рыболовством. Историк Валдин по Переписной и Обыскной книгам 1500 и 1573 годов, по шведским картам XVII века установил, что в начале современной Октябрьской набережной находился Дубок Верхний: там, где по Октябрьской набережной располагаются дома № 16 – 24 была деревня Рог, на месте современной территории Невской мануфактуры (фабрики Торнтона – Октябрьская наб. 50) на шведской карте 1676 года обозначена деревня Борисковичи-на-Нева, у Володарского моста – деревня Глезево. На месте, где в наши дни находится грузовой речной порт, обозначена деревня Марковская. В устье реки Утки тоже было несколько маленьких деревень, которые в разное время имели разные названия. Историк В.Валдин считает, что название реки финно-угорское «Ухта» (по древним источникам). На планах XVII века она уже именуется в переводе с финского и шведского языков «Утиная речка». Русское население, жившее здесь, стало называть речку «Утка», а заводь – Уткиной.

В начале 1780-х годов эта местность была подарена Екатериной II канцлеру Александру Андреевичу Безбородко, который при Екатерине II сделал головокружительную карьеру. У него было несколько имений в разных концах России, поэтому в Уткиной заводи ничего не строилось. Не благоустраивалась она и при наследнике, сыне дочери его брата Александре Кушелеве-Безбородко. Во второй половине XIX века Уткиной заводью недолго владел принц А.П.Ольденбургский, построивший там декоративную водонапорную башню. В 1998 году эти земли покупает казенное морское министерство для полигона, на котором начинают испытывать пушки Обуховского завода.

Сейчас в декоративной водонапорной башне находится ведомственная гостиница Обуховского завода.

В Уткиной заводи были богатые торфяники, поэтому в 1913 году бельгийское акционерное общество приступило к строительству тепловой электростанции. После начала первой мировой войны в 1915 году Николай II отказал акционерному обществу в дотации, и работы были прекращены. Строительство электростанции возобновилось лишь в 1920 году по плану ГОЭЛРО. Первый ее агрегат был пущен в 1922 году. Это была одна из первых тепловых электростанций, которую позднее назвали «Красный Октябрь». Сейчас это ТЭЦ – 5.
На правом берегу Невы в Малом Рыбацком находилась усадьба «Сосновка», так как на этой территории рос сухой сосновый лес, ставший собственностью князей Гагариных в конце XVIII века, Гаврила Петрович Гагарин при Александре I был министром коммерции, в Петербурге он бывал лишь наездами. Его сын, Павел Гаврилович, стал появляться в своем загородном имении лишь после того как оставил службу в армии, и женился в 1831 году на балетной танцовщице Марии Ивановне Спиридоновой.

Первой женой П.Т.Гагарина была княжна Анна Петровна Лопухина, фаворитка Павла I, который подарил ей двухэтажный дом на Дворцовой набережной. После смерти А.П.Лопухиной в 1805 году владельцем дома стал ее муж, князь П.Т.Гагарин. уйдя со службы в 1814 году князь заперся затворником в своем доме в окружении собак и птиц. После второй женитьбы он летом с М.И.Спиридоновой стал жить в Сосновке, а усадьба по имени жены получила название «Марьино». После смерти князя в 1850 году у «Сосновки» было несколько хозяев. Последним ее владельцем стал генерал Чернов, меценат, человек состоятельный, для которого архитекторы А.Н.Гоген и А.Н.Кузнецов построили удивительный дачный дом, в стиле которого сочетаются черты западно-европейского охотничьего замка с чертами русского терема. Главная башня, украшенная флюгером, далеко виднеется среди зелени. Этот единственный дачный дом, сохранившийся в нашем районе, до сих пор украшает набережную Правобережья.
В 1839 году англичанину Д. Торнтону было выдано разрешение на открытие фабрики. В 1841 году на правом берегу Невы в низком топком месте на пятой версте Бичевника англичане братья Торнтон построили фабрику, названную «Товарищество шерстяных изделий». Фабрика была построена как средневековая крепость: за высоким забором со сторожевыми будками находилось пятиэтажное краснокирпичное здание фабрики, а рядом казармы для рабочих, продуктовая лавка, кладбище. Без разрешения начальства работницы не могли уходить с территории фабрики. Хозяева фабрики получали очень большую прибыль, используя дешевый труд крестьян, которые приходили на заработки из деревень. В центре Петербурга, в Гостином дворе четыре фирменных магазина «Торнтон» торговали «английскими» сукнами, сработанными руками русских ткачих. За красоту и качество тканей в 1878 году товариществу на Всемирной Парижской выставке была присуждена золотая медаль.

В 1840 году рядом с фабрикой Торнтона купец А.И.Варгунин вместе с англичанином Дж. Гоббертом построил писчебумажную фабрику. 4 мая 1840 года фабрика начала свою работу по выпуску писчей, папиросной, цветной, карточной, почтовой, эстампной бумаги. В1849 году фабрика представила на Всероссийскую мануфактурную выставку такие образцы своей бумаги, что ее владелец А.И.Варгунин был награжден золотой медалью на анненской ленте с надписью «За полезное».

В 1850 году английский принц Альберт, супруг королевы Виктории, поставил свою подпись на патент Варгунина и присудил ему за высокое качество писчей бумаги медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

На фабрике использовались новейшие английские станки, паровой двигатель. В 1874 году на фабрике появился цех соломенной целлюлозы, где изготовляли из соломы бумагу низких сортов.

Фабрика Варгунина долгое время считалась одной из лучших российских бумажных фабрик. В начале XX века на фабрике действовало 4 бумагоделательные машины и работало более 700 человек.

Англичанин Гобберт, не желая принимать русское подданство, продал свой пай младшему брату А.И.Варгунина, Павлу. В 1907 году крупный пожар на фабрике подорвал финансовое положение семейства Варгуниных. Они понесли большие убытки. В 1910 году фабрика стала акционерным обществом (без упоминания в названии фамилии Варгуниных).

В 1860-х годах на правом берегу появляется кирпичный завод. Беляева, лесопильные заводы Русанова, Павлова и другие предприятия.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НЕВСКОЙ ЗАСТАВЫ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

В XIX – начале XX веков на территории будущего Невского района было основано около 60 предприятий. Среди них очень крупные и известные всей стране заводы: Обуховский сталелитейный, Александровский чугунолитейный, Невский судостроительный и механический. Появились на обоих берегах Невы крупные текстильные фабрики: Паля, Торнтона, Гобберта.

За Невской заставой в 30 – 60-х годах XIX века было много иностранных предпринимателей, которых привлекала возможность получать очень большие прибыли, так как земля в рабочем поместье была относительно дешевой и рабочая сила, приходящая из бедных сел и деревень тоже была дешевой.

Условия для промышленного развития были здесь хорошие. Главная водная артерия – Нева, помогала доставлять необходимое промышленное сырье, топливо на предприятия; по ней же отправлялись готовые изделия вглубь России. Нева давала воду для питания паровых машин. Благоприятствовал развитию промышленности и построенный в 1830-е годы Обводный канал, судоходство по которому сделало короче путь к Финскому заливу и Балтийскому морю, по которым доставлялся из Америки хлопок, из Англии – уголь, станки и другое оборудование.

Став промышленной окраиной Петербурга, Невская застава меняла и состав населения. Начался интенсивный рост пролетариата и буржуазии, фабрикантов и заводчиков. Шлиссельбургский тракт, а в XIX веке уже проспект, разделился на шесть частей. Первая начиналась у Александро-Невской лавры и заканчивалась у Невской заставы, которая в начале XIX века представляла собой шлагбаум, служебно-сторожевой дом («будку») – в которой находился чиновник-писец (торшраббер), который в присутствии унтер-офицера заносил в специальную книгу сословия, звания лиц, приезжавших в Петербург. Рядом с «будкой» по одну сторону от нее находилась гауптвахта, где располагался воинский караул, по другую – домик питейного откупщика. Ныне на том месте, где стояли будка и шлагбаум находится проходная АООТ мукомольный завод «Невская мельница». Этот участок, вошедший в городскую черту к середине XIX века, назывался Шлиссельбургским проспектом. Дальше шли участки проспекта, находившиеся в рамках селений, возникших в XVIII веке: Шлиссельбургский проспект села Смоленского, Михаила Архангела (Чугунное), Фарфорового завода, села Александровского и деревни Мурзинка, а дальше шло село Рыбацкое.

Как административно-полицейское учреждение Шлиссельбургская застава прекратила свое существование к середине XIX века, а название закрепилось за самой старой левобережной территорией будущего Невского района, ставшего крупнейшей промышленной окраиной.