Главная страница

Тезисы: Составляющие музыкальной одаренности с позиции разных педагогов. Факторы, влияющие на одаренность


Скачать 71.1 Kb.
Название Тезисы: Составляющие музыкальной одаренности с позиции разных педагогов. Факторы, влияющие на одаренность
Дата 05.04.2016
Размер 71.1 Kb.
Тип Тезисы


Центр дополнительного образования для детей

Музыкальная одаренность

(способы выявления и стимулирования)

2012


Тезисы:

Составляющие музыкальной одаренности с позиции

разных педагогов. Факторы, влияющие на одаренность.

Методы развития музыкальной одаренности

и способы ее стимулирования.

Актуальность:

Современному обществу нужны одаренные, талантливые люди.

Талант чрезвычайно экономически выгоден для государства.

Поэтому выращивание талантов – должно стать приоритетным направлением государственной политики.

Сегодня растет интерес и к развитию музыкальной одаренности.

К сожалению, в современной России такая работа разобщена, нет единой структуры учреждений, занимающихся одаренными детьми, и нет единой программы (речь идет не только о музыкальной одаренности).

Педагог доп. образования Кендзерская Т.Н.
ст. Брюховецкая


Сегодня растет интерес к развитию музыкальной одаренности.

Накапливается теоретический и эмпирический материал развития музыкальной одаренности. К открытиям ученых первого поколения (Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.С.Выготского и др.) прибавляются новые научные факты (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.Л.Дранков, Н.С.Лейтес).

Однако в теоретических разработках отсутствуют:

  1. Единство в определении сущности, содержания, средств воспитания одаренности

  2. Обоснованные методы оценки качеств и свойств одаренности

  3. Единство критериев эффективности воспитательных действий.

Сегодня в научной литературе доказывается прямая связь личностной индивидуальности с одаренностью человека. А решение таких задач, связанных с развитием природных задатков, одаренности, с личностным развитием в целом, - не входит в число обязательных. Причина - трудоемкость, неразработанность методик обучения неординарных учеников, отсутствие специально подготовленных кадров и т.д.

В одаренности большинство ученых склонны видеть и направление, и "станцию назначения" человеческого развития. Секрет обретения личного совершенства в: развитии задатков, подаренных природой с одновременным обогащением себя духовными ценностями и культурным наследием общества. Творческое развитие личности не ограничивается лишь развитием его музыкальности. Воздействие оказывается более обширным и подключает к сфере своего влияния и социальное формирование индивидуальности.

Музыкальная одаренность (музыкальность) состоит из:

  1. Многоуровневой системы музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного начала

  2. Комплекса индивидуально – психологических особенностей, необходимых для успешного занятия музыкальной деятельностью.

Музыкальность зависит от врожденных индивидуальных задатков, но является результатом развития, воспитания, обучения.

врожденные индивидуальные задатки




Музыкальность










развитие

воспитание

обучение


Структура музыкальной одаренности окончательно не определена. Так, англичанин А.Сишор, например, в музыкальность включал 25 талантов. По мнению большинства авторитетных отечественных ученых (Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и др.), структуру одаренности следует представлять как единство общих и специальных способностей, а также индивидуальных различий со следующими составляющими элементами:

  • сенсорность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память),

  • музыкальность (интеллект, музыкальное мышление, образная сфера, эмоциональная отзывчивость),

  • исполнительство (моторика).

Неизменным импульсом для развития музыкальных способностей является деятельность и единство в способностях природного и приобретенного.

Стимулирование музыкальной одаренности

I. Факторы стимулирования музыкальной одаренности.

Динамика формирования музыкальной одаренности связана с внешними и внутренними факторами:

  1. Социальная обусловленность развития музыкальной одаренности

  2. Процесс индивидуального развития способностей человека

3. Процесс личностного развития в целом ( рассмотрения музыкальных способностей как многопланового явления, обеспечивающего целостность формирующейся личности).

II. Методы стимулирования музыкальной одаренности

Схема традиционная методика музыкального образования и исполнительства ограничена. Как правило, это:

    • накопление репертуара,

    • его показ в концертах или на смотрах-конкурсах.

Концепция стимулирования музыкальной одаренности - в идее развития индивидуальности. Через призму этой идеи можно выстроить всю систему взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов творческого развития личности.

Основные методы, используемые в процессе формирования одаренности:

        1. Креативные методы

        2. Метод провоцирования на импровизацию.

Они позволяют контролировать показатели состояния:

    • общей эрудиции,

    • уровня музыкального мышления,

    • звуковысотного слуха,

    • ладо-гармонического чувства,

    • метро-ритмических проявлений

    • исполнительских навыков.

3. Метод "спирали" (С.Л.Рубинштейн) – ведущий, поскольку все остальные методы воздействия на различные элементы музыкальности можно концентрировать вокруг. Этот метод позволяет своевременно:

  • диагностировать качественное состояние того или иного музыкального свойства,

  • вовремя принимать педагогические решения,

  • влиять на обретение иных характеристик, которые не утрачивают возможность выйти на следующий виток спирали, т.е. к новым позитивным музыкальным новообразованиям.

Эффективность действия метода "спирали" может обеспечить подход к музыкально-психологической диагностике как процессу с многократными замерами, а не разовому обследованию слуха, памяти, ритма.

4. Формирующие методы - введение его в экспериментальную программу позитивно может сказаться на развитии отдельных свойств и качеств музыкальности:

  • слышании звуков и их ритмических сочетаний,

  • совершенствовании ритмического потенциала,

  • улучшении музыкальной памяти,

  • накоплении музыкального опыта.

Процесс стимулирования музыкальной одаренности включает:

  1. Диагностику проявлений одаренности и учет ее стартовых позиций ( т.е. констатация)

  2. Целенаправленный педагогический импульс, прогнозирующий логику развития музыкальных задатков, где

  • 1-й блок формирует ядро музыкальности (развитие основ музыкального восприятия),

  • 2-й блок расширяет музыкальный опыт

  • 3-й блок стимулирует реализацию творческого потенциала ( т.е. меру
    самореализации)




  1. Педагогическое наблюдение, периодические замеры творческих проявлений, их коррекцию




  1. Учет творческих новообразований и накоплений музыкального опыта;

  2. Выбор критериев оценки проявлений одаренности (основные и дополнительные или корректирующие);

  3. Систему эвристических заданий, побуждающих к творческой самореализации (разные методы, формы работы, использование методик М.Шафера (Канада), В.И.Муцмахера, К.Орфа, Г.Фрида и др.);

  4. Реализацию творческого потенциала.

Реальность процесса развития музыкальной одаренности усиливается от осознания музыкального искусства как одного из самых эффективных средств воздействия на личность. Оно обеспечивает формирование и развитие музыкальных способностей при наличии триады:

- осознанной заинтересованности в занятиях музыкой,

- стремления удовлетворить свои музыкально-эстетические запросы,

- желания достичь результативности действий.

Эффективность процессу воспитания талантов может придать устранение объективных причин "сдерживания" на государственном уровне, выстраивая структуру дальнейшей поддержки талантов на уровне ВУЗов и других учреждений.
Использованная литература:

1. Стороженко А.М.. Музыкальная одаренность: способы выявления и стимулирования. – Самара, 2005.