|
Тезисы: Составляющие музыкальной одаренности с позиции разных педагогов. Факторы, влияющие на одаренность
Центр дополнительного образования для детей
Музыкальная одаренность
(способы выявления и стимулирования)
2012
Тезисы:
Составляющие музыкальной одаренности с позиции
разных педагогов. Факторы, влияющие на одаренность.
Методы развития музыкальной одаренности
и способы ее стимулирования.
Актуальность:
Современному обществу нужны одаренные, талантливые люди.
Талант чрезвычайно экономически выгоден для государства.
Поэтому выращивание талантов – должно стать приоритетным направлением государственной политики.
Сегодня растет интерес и к развитию музыкальной одаренности.
К сожалению, в современной России такая работа разобщена, нет единой структуры учреждений, занимающихся одаренными детьми, и нет единой программы (речь идет не только о музыкальной одаренности).
Педагог доп. образования Кендзерская Т.Н.
ст. Брюховецкая
Сегодня растет интерес к развитию музыкальной одаренности.
Накапливается теоретический и эмпирический материал развития музыкальной одаренности. К открытиям ученых первого поколения (Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.С.Выготского и др.) прибавляются новые научные факты (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.Л.Дранков, Н.С.Лейтес).
Однако в теоретических разработках отсутствуют:
Единство в определении сущности, содержания, средств воспитания одаренности
Обоснованные методы оценки качеств и свойств одаренности
Единство критериев эффективности воспитательных действий.
Сегодня в научной литературе доказывается прямая связь личностной индивидуальности с одаренностью человека. А решение таких задач, связанных с развитием природных задатков, одаренности, с личностным развитием в целом, - не входит в число обязательных. Причина - трудоемкость, неразработанность методик обучения неординарных учеников, отсутствие специально подготовленных кадров и т.д.
В одаренности большинство ученых склонны видеть и направление, и "станцию назначения" человеческого развития. Секрет обретения личного совершенства в: развитии задатков, подаренных природой с одновременным обогащением себя духовными ценностями и культурным наследием общества. Творческое развитие личности не ограничивается лишь развитием его музыкальности. Воздействие оказывается более обширным и подключает к сфере своего влияния и социальное формирование индивидуальности.
Музыкальная одаренность (музыкальность) состоит из:
Многоуровневой системы музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного начала
Комплекса индивидуально – психологических особенностей, необходимых для успешного занятия музыкальной деятельностью.
Музыкальность зависит от врожденных индивидуальных задатков, но является результатом развития, воспитания, обучения.
врожденные индивидуальные задатки
|
|
Музыкальность
|
|
|
|
развитие
|
воспитание
|
обучение
|
Структура музыкальной одаренности окончательно не определена. Так, англичанин А.Сишор, например, в музыкальность включал 25 талантов. По мнению большинства авторитетных отечественных ученых (Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и др.), структуру одаренности следует представлять как единство общих и специальных способностей, а также индивидуальных различий со следующими составляющими элементами:
сенсорность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память),
музыкальность (интеллект, музыкальное мышление, образная сфера, эмоциональная отзывчивость),
исполнительство (моторика).
Неизменным импульсом для развития музыкальных способностей является деятельность и единство в способностях природного и приобретенного.
Стимулирование музыкальной одаренности
I. Факторы стимулирования музыкальной одаренности.
Динамика формирования музыкальной одаренности связана с внешними и внутренними факторами:
Социальная обусловленность развития музыкальной одаренности
-
Процесс индивидуального развития способностей человека
3. Процесс личностного развития в целом ( рассмотрения музыкальных способностей как многопланового явления, обеспечивающего целостность формирующейся личности).
II. Методы стимулирования музыкальной одаренности
Схема традиционная методика музыкального образования и исполнительства ограничена. Как правило, это:
накопление репертуара,
его показ в концертах или на смотрах-конкурсах.
Концепция стимулирования музыкальной одаренности - в идее развития индивидуальности. Через призму этой идеи можно выстроить всю систему взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов творческого развития личности.
Основные методы, используемые в процессе формирования одаренности:
Креативные методы
Метод провоцирования на импровизацию.
Они позволяют контролировать показатели состояния:
общей эрудиции,
уровня музыкального мышления,
звуковысотного слуха,
ладо-гармонического чувства,
метро-ритмических проявлений
исполнительских навыков.
3. Метод "спирали" (С.Л.Рубинштейн) – ведущий, поскольку все остальные методы воздействия на различные элементы музыкальности можно концентрировать вокруг. Этот метод позволяет своевременно:
диагностировать качественное состояние того или иного музыкального свойства,
вовремя принимать педагогические решения,
-
влиять на обретение иных характеристик, которые не утрачивают возможность выйти на следующий виток спирали, т.е. к новым позитивным музыкальным новообразованиям.
Эффективность действия метода "спирали" может обеспечить подход к музыкально-психологической диагностике как процессу с многократными замерами, а не разовому обследованию слуха, памяти, ритма.
4. Формирующие методы - введение его в экспериментальную программу позитивно может сказаться на развитии отдельных свойств и качеств музыкальности:
слышании звуков и их ритмических сочетаний,
совершенствовании ритмического потенциала,
улучшении музыкальной памяти,
накоплении музыкального опыта.
Процесс стимулирования музыкальной одаренности включает:
Диагностику проявлений одаренности и учет ее стартовых позиций ( т.е. констатация)
Целенаправленный педагогический импульс, прогнозирующий логику развития музыкальных задатков, где
1-й блок формирует ядро музыкальности (развитие основ музыкального восприятия),
2-й блок расширяет музыкальный опыт
3-й блок стимулирует реализацию творческого потенциала ( т.е. меру самореализации)
Педагогическое наблюдение, периодические замеры творческих проявлений, их коррекцию
Учет творческих новообразований и накоплений музыкального опыта;
Выбор критериев оценки проявлений одаренности (основные и дополнительные или корректирующие);
Систему эвристических заданий, побуждающих к творческой самореализации (разные методы, формы работы, использование методик М.Шафера (Канада), В.И.Муцмахера, К.Орфа, Г.Фрида и др.);
Реализацию творческого потенциала.
Реальность процесса развития музыкальной одаренности усиливается от осознания музыкального искусства как одного из самых эффективных средств воздействия на личность. Оно обеспечивает формирование и развитие музыкальных способностей при наличии триады:
- осознанной заинтересованности в занятиях музыкой,
- стремления удовлетворить свои музыкально-эстетические запросы,
- желания достичь результативности действий.
Эффективность процессу воспитания талантов может придать устранение объективных причин "сдерживания" на государственном уровне, выстраивая структуру дальнейшей поддержки талантов на уровне ВУЗов и других учреждений.
Использованная литература:
1. Стороженко А.М.. Музыкальная одаренность: способы выявления и стимулирования. – Самара, 2005.
|
|
|