Главная страница

Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями фгос ноо


Скачать 57.84 Kb.
Название Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями фгос ноо
Дата 23.02.2016
Размер 57.84 Kb.
Тип Документы

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"



Тауткеева Гульнара Зульхарнаевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Хошеутово

им.Макаша Бекмухамбетова»

Харабалинского района.

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи, которая начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на всех последующих уроках русского языка и литературного чтения.

При обучении связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашения и др., другими словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.

У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

Сочинения в школе занимают особое место. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинения - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения как устные, так и письменные различаются по источникам материала.

Выделяются во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками: во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму: в-третьих, сочинения, где используются материал разных источников.

С первых дней обучения я тренирую у детей речевой аппарат (правильное произношение звуков), пополняю словарный запас, знакомлю с механизмом построения предложений.

Всё это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов, устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных типов.

Работа над сочинением.

Так, уже с 1 класса я даю задания творческого характера, конечная цель которого - обучение составлению рассказов. Вот некоторые задания.

  • По серии картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок. Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит - лежит ёжик.

  • Составить связной текст по картинке “Семья ”, используя такие вопросы: Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?

Устные сочинения позволяют сформировать у учащихся желание фантазировать и в результате видеть результат своего сочинительского труда – рассказ.

Особое место в системе работы по развитию речи учащихся отвожу обучению письму сочинений по картине. Так при написании сочинения по картине А. Пластова “Первый снег” дети используют опорные слова, записанные на доске:

Снег (мягкий, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, колючий)

Снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, сверкающие)

Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю)

В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением “Первый наряд зимы” выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Работая над содержанием картины И.Шишкина “Утро в лесу”, предлагаю детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: Какое время дня изображено на картине? Почему утро? Объясните.

Вместе со мной дети рассуждают, доказывают, что на картине действительно утро.

При подготовке к сочинению я стараюсь брать тему интересную, близкую и непонятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности.

Каждое сочинение обязательно анализируем в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.

Работа над изложением.

Изложение во 2 классе проводится с более свободной передачей содержания. Например, детям для самостоятельного прочтения дан текст: Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белки. Ребята ухаживают за животными. Кролики дают морковку и капусту. Белки приносят орехи и грибы (28 слов).

Как только текст прочитан, провожу беседу по содержанию задавая вопросы: О ком здесь говорится? Что сказано про кроликов, белку? Что сказано про школьников?

Затем провожу словарную работу: кролики, белка, животные, ухаживают. (Орфографическая подготовка заключается в нахождение трудностей в словах и объяснение правильности их написания)

Устный пересказ по плану или по вопросу учителя.

  • Что устроили школьники?

  • Кто там живёт?

  • Кто ухаживает за ними?

  • Что дают кроликам?

  • Что приносят белке?

Вопросы обычно записываю на доске. В дальнейшем вопросы усложняются так, чтобы они не подсказывали детям состав предложения.

Орфографическая подготовка: трудные слова и словосочетания записываю на доске.

Самостоятельная работа детей. Самопроверка.

Работа над сжатым изложением.

Сжатые изложения вводятся мною уже в 3 классе. Подготовка к ним состоит в следующем: учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляются главное - то, что обязательно надо отметить в тексте сжатого пересказа, и то, что можно опустить.

Следовательно, на первых порах провожу существенную устную подготовку: она проводится на уроках чтения. Но постепенно устная подготовительная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе учащихся.

Подготовка к сжатому изложению рассказа проводится поэтапно:

  • Чтение рассказа учащимися.

  • Беседа по содержанию (5-6 вопросов)

  • Работа над языком: над словами, изобразительными средствами.

  • Краткое, в нескольких предложениях, выражение содержания рассказа.

  • Подробный пересказ 1-2 фрагментов.

  • Составление плана.

  • Сжатый пересказ фрагментов по пунктам плана.

  • Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

  • Самопроверка.

Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.

Литература.


  • Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1999.

  • Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1999.

  • Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.