|
Тема: Введение в экологию
8 класс.
Занятие 1.
Тема: Введение в экологию
Цель: создать целостное представление о мире природы и месте человека в нем.
Задачи:
сформировать представление о науке «Экология»
определить понятие Окружающая среда и природная среда.
способствовать развитию представлений учащихся о своем месте в природе.
проблематизировать материал с целью обучения учащихся поиску проблемы. Формировать ключевые компетентности.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид: проектно – исследовательский семинар.
Оборудование: тест « Мое отношение к природе », портрет Геккеля, схемы, таблицы.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
Эпиграф к уроку:
«Человека называют властелином природы,
Но мудрость, с которой мы властвуем,
От природы не даётся.
Этому надо учиться».
Николай Иванович Лобачевский
Эти слова сказаны 150 лет назад.
В то время мысль замечательного учёного-мыслителя не поняли. Не поняв - забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно:
надо не подчинять себе, а дружить с Природой;
действовать не вопреки, а согласно законам Природы;
надо учиться бережному обращению с Природой.
Именно это имел в виду Н.И. Лобачевский, предостерегая потомков от бездумного «властвования». Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий шаг для неё ощутим.
От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
А, каково ваше отношение к природе, что вы чувствуете, что переживаете, находясь наедине с природой?
3. Тестирование:
« Мое отношение к природе »
Задумывались ли вы о своём месте в природе?
Как надо относиться людям друг к другу и какое должно быть отношение людей и природы?
Соответствуют ли ваше представление о природе вашим действиям в ней?
Что вызывает у вас описание природы в прозе и стихах?
В чем выражается у вас забота о природе?
Как вы оцениваете: окружающая среда важна для человека?
Для чего создаются нормативные акты и специальные издания (Красная книга), направленные на охрану природу?
Как вы выражаете свое отношение к природе?
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки географии,
биологии, внеклассная работа или работа экологического кружка?
10. Влияет ли природа на ваше настроение, мысли?
11. Как вы снимаете психологическое напряжение?
12. Слушаете ли вы пение птиц? О чем оно сообщает вам?
13. Разжигаете ли вы костры в лесу?
14. Срываете ли вы редкие растения?
Результат тестирования оставьте у себя, какой бы он не был это ваш результат, я надеюсь, что ходе изучения нашего курса ваше отношение к природе изменится в лучшую сторону.
Изучение нового материала в виде дискуссии.
Учитель, задавая проблемные вопросы, старается подвести учащихся под желаемые (по правильности) ответы.
- Что такое Экология?
Понятие экология ввёл в 1866 году немецкий зоолог Эрнест Геккель. Оно образовано из двух греческих слов: oikos - дом, жилище, местопребывание, logos – слово, учение.
Следовательно, экология наука о доме и месте пребывания, но в особом применении этих слов. Геккель определил экологию как общую науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, в которую входят все условия их существования. В дальнейшем это определение значительно расширилось.
В ходе технического процесса экология получила новое применение в качестве научной основы для рационального природопользования, охраны окружающей среды и прогноза изменения окружающей среды под воздействием человека.
В современном понимании:
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
- Что изучает наука экология?
1. Природные условия жизни организмов.
Природные условия – климат и природные ресурсы – определяют структуру. Количественный и качественный состав биологических сообществ.
К природным ресурсам относятся земля, вода растения, животные , полезные ископаемые и многое другое, что составляет основу жизни саму жизнь.
2. Взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитании.
В природе, однако, устанавливается чрезвычайно стойкое равновесие между различными видами живых организмов – например, между травоядными животными и растениями, хищниками и травоядными, - но только в определённой для этих видов среде обитания.
3. Изменения условий жизни под влиянием человеческого сообщества (антропогенное влияние).
Человек в своих действиях должен руководствоваться анализом и прогнозом и на их основе выстраивать стратегию поведения в отношении к природе, но человек не владея данными компетентностями, бесцеремонно стал входить в любую среду обитания: он вырубает леса, распахивает землю, возводит плотины на реках, строит заводы. Все это можно делать, но, рассчитывая при этом и цену, взимаемую с природы за эти произведения прогресса и стараясь сохранить её, и способствовать ее возобновлению. Антропогенное влияние на природу должно быть если не позитивным, то, хотя бы нейтральным. Иначе нашу планету постигнет экологическая катастрофа.
Проблемные вопросы:
Почему необходимо охранять живую природу?
Каково значение живой природы?
Ученики обсуждают поставленные проблемы и подходят к следующим выводам:
1. Биологическое значение
Биологическое разнообразие установилось в результате естественного отбора за миллионы лет, оно обеспечивает нас множеством источников питания, энергии, сырья, химических продуктов. Его уменьшение нарушает энергетические потоки и пищевые цепи экосистем. Это может привести к их деградации и погубит человека.
2. Нравственное значение.
Каждый дикий вид имеет неотъемлемое право на существование и выживание, так же как имеет право на выживание и сам человек. Люди, поняв это, станут нравственнее выше.
3. Экономическое значение.
Многое из того, что даёт природа, употребляется людьми в пищу или для хозяйственных нужд. Сельскохозяйственные растения и животные появились путём окультуривания диких растений и животных.
4. Медицинское значение.
Древняя медицина основывалась на использовании лекарств растительного и животного происхождения. В наше время многие её рецепты восстанавливаются и широко применяются. Дикие растения – это неисчерпаемая кладовая необходимых человеку лекарств.
5. Эстетическое значение
Вся окружающая нас природа – источник красоты и радости.
Чем богаче природа, тем богаче духовный мир человека.
Наша эпоха - эпоха защиты растений и животных.
К середине XX века полностью исчезли 65 видов млекопитающих, 140 видов птиц, в настоящее время 600 видов позвоночных находятся на грани истребления. Из 25000 видов высших растений десятая часть на грани исчезновения.
Лучший способ предотвращения потерь диких видов животных и растений - создание Всемирной системы охраняемых природных территорий.
Эта система должна включать 30% суши Земли. Её задача - охрана и регулирование экосистем для поддержания в них экологического равновесия.
Сейчас такие территории занимают около 3% суши, при этом:
в Российской Федерации менее 3% от её земель;
в США - 7.2%.
к охраняемым государством природным территориям относятся заповедники, заказники и национальные природные парки.
Заповедник – это охраняемая территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность и посещение её людьми. Его цель – сохранить в нетронутом виде уголки живой природы. В нашей стране насчитывается 80 видов заповедников общей площадью 20 млн. га (1.2 % её территории).
В заповедниках проводятся ботанические и зоологические исследования, создаются лаборатории для анализа почв, вод, воздуха, имеются метеостанции, ведется работа по восстановлению численности исчезающих видов.
Заказники служат для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных видов животных и растений.
В отличие от заповедника, они обеспечивают существование какого-либо одного охраняемого вида. В нашей стране – более 1500 заказников общей площадью 56 млн. га (3% от её территории).
Национальные парки предназначены для организованного отдыха людей в природных условиях.
Беспорядочный туризм уничтожил немало уголков природы. В национальных парках имеются уникальные природные объекты, пейзажи, разнообразный растительный и животный мир, исторические памятники и другие достопримечательности. К сожалению, у нас в стране их очень мало менее 1% территории.
Закрепление изученного материала.
Заполните схемы: I вариант
-
-
-
-
-
-
Особо охраняемые природные территории
|
|
|
_____________
предназначены для организованного отдыха людей
|
|
|
Домашнее задание: Сбор материала об особо охраняемых территориях Тверской области.
Занятие 2.1.
Тема: Человек биосоциальный вид.
Цель занятия: продемонстрировать биосоциальную природу человека.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о месте человека в живой природе.
определить понятия биологическая и социальная природа человека.
способствовать развитию представлений учащихся о своем месте в природе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид: проблемный семинар с практическим компонентом.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
«...что есть человек?
Откуда он пришел?
Куда пойдет?»
Генрих Гейне.
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество. Параллельно с развитием общественных отношений шло становление самого вида Человек разумный (Homo sapiens)
Человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте, определим его место в системе животного царства;
Тип - Хордовые
Класс - Млекопитающих,
Отряд - Приматов,
Семейство – Гоминид (человекообразных),
Род - человек,
Вид - человек разумный (Homo sapiens).
III. Изучение нового материала.
Чем же человек отличается от животных? Более развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Именно труд позволил человеку создать новую жизненную среду — принципиально иную экологию. Если животное лишь приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения, то человек наряду с этим свойством научился создавать для себя искусственную среду. Начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества. С экологических позиций человечество можно рассматривать как общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Но каждому понятно, что вид этот особый, отличный от всех других обитателей планеты. А потому возникают непростые экологические вопросы. Подчиняется ли человечество законам фундаментальной экологии? Если да, то полностью или частично? Если частично, то насколько?
Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет. Но скрытые за ними экологические проблемы требуют безотлагательного рассмотрения. Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование, чтобы не допустить их кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранить целостность общеземной экосистемы.
Биологическая природа человека заключается в двух основных инстинктах: продолжении рода через размножение и получении удовольствия через обеспечение максимума безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человека с себе подобными и средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя действиям. Все это можно объединить понятием: формирование модели собственного поведения. Создание модели обязательно для тех, кто хочет сделать свою жизнь счастливой и безопасной. Иными словами, человечеству, благодаря развитому мозгу, свойствен весь спектр связей, которые могут быть выявлены в природных популяциях. В этом заключается основное биологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.
Как популяция любого вида, человечество оказывает определенное воздействие на среду своей жизни через понятие адаптации к окружающей среде (согласно Ж.Пиаже, состоящей из ассимиляции и аккомодации), в свою очередь, испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. В отчетливом дисбалансе сил давления человека на среду и ответного ее сопротивления заключается одна из самых существенных экологических проблем современности.
Исходя из вышесказанного, основными биологическим моделями поведения являются: половые, пищевые, миграционные, игровые, охранительные.
Социальная природа человека состоит в основных социальных функциях человека, формируемых в процессе роста и развития. Согласно теории немецкого социального педагога Пауля Наторпа, есть три основные функции, которые отличают человека в мире природы и связаны с его социализацией:
половая функция, которая формируется в рамках семьи (социальные роли членов семьи), 2.
волевая функция, которая формируется в процессе образования
разум, который формируется в процессе общения.
Вторая сторона социальной природы человека связана с формированием «Я – концепции», т.е. умения самооценивания и саморазвития, что при соответствующем стечении обстоятельств и определенном уровне воли и разума приводит к самореализации человека, чего он и добивается в течение всей жизни. (А.Г.Маслоу).
Третьей стороной социальной природы человека является формирование в процессе развития коммуникативных алгоритмов, обеспечивающих релевантный уровень адаптации в окружающей среде и обществе, частью которого человек и является.
Основным отличием человека, без сомнения, является поэтапно развивающиеся мощные структуры интеллекта, обеспечивающие огромный человеческий потенциал и, как следствие, прогресс человечества.
Это развитие связано с определенными периодами, свойственными интеллекту человека с рождения до полного взросления и представляют собой следующую классификацию:
Период эгоцентризма (ребенок не может поставить себя на точку зрения другого, а потому воспринимает только то, что он может ощутить и увидеть).
Период децентрации (постепенно, поэтапно, ребенок начинает сознавать, что существуют вещи, которых он в данный момент не видит, но они есть).
Период дооперационального мышления (в этом периоде ребенок способен на первичные, самые простые группировки, но не способен оперировать ими).
Период конкретно – операционального мышления (ребенок может совершать операции с предметами, воспринимаемыми им в реальных условиях).
Период формально – операционального мышления (подросток постепенно начинает абстрагироваться от конкретных предметов и выстраивать модели и алгоритмы деятельности без относительно конкретных объектов)
Завершающим этапом формирования интеллекта является полное формально операциональное структурирование интеллекта, обеспечивающее логические операции и деятельность.
В качестве примеров хорошо проверить на младших детях умение группировок.
Таким образом, основными социальными моделями поведения являются: группировки, общение, прогноз, анализ, коммуникации, рефлексия.
Сообщение ученика. Совершенствование, прогресс человечества привел к появлению неоптимальных потребностей человека, в превалировании потребности удовольствия. Совершенствование техники и технологии дало людям возможность производить гораздо больше продуктов питания, чем имелось в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти, каменного угля, при расщеплении атома. Эта энергия в миллионы раз превосходит силу человеческих мышц. Открытия в электронике обеспечили невиданную скорость информационных потоков. О происшедших где-то событиях с помощью радио, телевидения, телефона и телеграфа, а теперь и Интернета немедленно узнают во всех уголках планеты.
Благодаря достижениям научной и инженерной мысли наш быт становится комфортнее, но вместе с тем возникают проблемы, связанные с ухудшением экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин отрицательно влияют на состояние окружающей среды, подрывая здоровье людей. Использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии — недостатку движения, что пагубно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, нередко вызывают заболевания, в частности аллергию. Чтобы сохранить урожай, приходится прибегать к ядохимикатам, но далеко не все из них безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведет не только к разрушению здоровья и психики, но и к ранней смерти или гибели наркоманов и алкоголиков.
Наряду с опасными инфекционными болезнями, с которыми медицина успешно борется, появились болезни поведения: СПИД, наркомания, алкоголизм. Конечно, выбор линии поведения зависит от самого человека, но последствия этого выбора выходят из-под волевого контроля: начинают действовать биологические законы, определяющие жизнедеятельность любого организма. Вирусы вызывают болезнь, наркотики и алкоголь — наркозависимость, делающую людей инвалидами и приводящую к деградации их личности.
Однако нельзя забывать о второй, социальной природе человека. Наше поведение социально, так как зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в торговую сеть, и ряда других причин. Съесть или отказаться от сомнительной колбасы — решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной (генетической) программе, отточенной многовековой эволюцией нашего вида. Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдет нарушение пищеварения, восстановить его по нашему желанию невозможно, и только препараты, прописанные врачом, могут помочь. Они устранят сбой и вернут нам здоровье.
VI. Закрепление изученного.
Заполнить таблицу:
Биологические модели поведения
|
Социальные модели поведения
|
1.
2.
3.
4.
|
1.
2.
3.
4.
|
Вывод: Человечество подчиняется и законам биологическим, и законам социальным. Поэтому человек - единственный на Земле биосоциальный вид.
Занятие 2.2.
|
|
|