Главная страница

Тема: Введение в экологию


Скачать 0.96 Mb.
Название Тема: Введение в экологию
страница 4/5
Дата 02.03.2016
Размер 0.96 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5
Тема: Почвенные ресурсы. Как живёшь кормилица?

Цель: Показать влияние человека на почвенные ресурсы.

Задачи:

  • изучить условия образования и состав почвы;

  • определить факторы повышающие плодородие почвы;

  • в результате практической работы выявить роль человека в загрязнении почв

  • формирование устойчивого стереотипа правильного экологического поведения у каждого учащегося.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид: практикум.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация схемы, таблицы.

Практические работы: «Кислотность почвы», «Определение количества бытовых отходов выбрасываемых человеком»
Ход занятия.

  1. Актуализация знаний.

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Это слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина.

- Сказка это или не сказка?

Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? ( Земля).

У слова «земля» несколько значений. Одно из – них «почва», верхний слой коры нашей планеты, земной поверхности.

Как заметил Докучаев, почва — зеркало местного настоящего и прошедшего климатов и, конечно, настоящего и бывшего здесь ранее ландшафтов. Поэтому почва обладает свойствами, связанными с историей развития ландшафта.

Образование почвы

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
Составить схему образования почвы, используя термины: почва, климат, воды, растительность, животные, рельеф, микроорганизмы.


Климат

Растительность

Животные





Почва



Воды

Рельеф

Микроорганизмы




Плодородные почвы обеспечивают растения элементами питания, водой, а корневую систему – достаточным количеством воздуха и тепла.

Плодородие может быть естественным и приобретённым.

Естественное плодородие зависит от содержания в ней гумуса и состава почвенных растворов.

Гумус – это перегной, образовавшийся за счёт разложения микроорганизмами растительных и животных остатков.

Почвенный раствор – это влага, содержащаяся в почве. В ней растворены питательные элементы. Чем богаче почвенный раствор, тем плодороднее почва.

Важна для плодородия кислотность почв. Её можно определить с помощью химического анализа, специальных приборов и по растительному покрову.

По химическому составу почвы бывают:

Сильнокислые рН ≤ 4.5

Среднекислые рН – 4.6-5.0

Слабокислые рН – 5.1-5.5

Близкие к нейтральным рН – 5.6-6.0

Нейтральные рН – 6.1-7.0

Слабощелочные рН – 7.1-8.0

Щелочные рН – 8.1-9.0

Как выдумаете, какое влияние на почвы оказывает человек?

Один сантиметр почвы образуется в природу за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Слой почвы толщиной 18 см. в лесу вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? (ответы детей)

Практическая работа:

Кислотность почвы

Если внимательно посмотреть на состав травянистых растений в хвойном или лиственном лесу, на поляне, у реки, мы увидим, что разные растения предпочитают разные места. Вот и сельскохозяйственные культуры с трудом произрастают на лесных, не подготовленных для них почвах. Растения выбирают своё месторасположение в зависимости от кислотности почвы.

Таблица №1

Растительный состав

Кислотность почвы

Хвощ, щавель, черника, осока, лапчатка (калган), ель

кислая (рН 5,5) .

Клевер, тимофеевка, люцерна, костёр, дуб, сосна

нейтральная (рН около 7)

Ковыль, полынь, ольха, береза, осина, рябина

Щелочная (рН 8)

Задание 1

Пользуясь таблицей №1 определите кислотность почв:

1) на лугу конского щавеля;

2) в лесу, в котором растет в основном ольха.

Задание 2

Какие культуры будут хорошо расти на огороде, возделанном на лугу,

росли:

1) ковыль и полынь;

2) хвощ и щавель.

Задание 3

А теперь познакомьтесь с одним из необходимых условий нормального роста различных сельскохозяйственных культур — в зависимости от кислотности почв

Кислотность почв

Растения

Слабощелочная и нейтральная

люцерна, свекла, клевер, фасоль, горчица, хлоп­чатник

Нейтральная

ячмень, пшеница, кукуруза, горох, бобы, капуста, соя, кабачок, томат, подсолнечник, просо.

Слабокислая

рожь, лен, картофель, гречиха, овес, редька, огу­рец, морковь, малина.

Примечание: все растения очень хорошо реагируют на известкование почв, давая заметные прибавки урожая.

Задание 4.

Промышленные и бытовые отходы являются основными загрязнителями почв вокруг населённых пунктов. Просмотр видео фильма.

Подсчитайте объем мусора, который образуется в вашей семье за неделю.

Для этого объем мусорного ведра умножьте на количество полных ведер в неделю. Сколько мусора образуется в вашей семье за год? Определите его со­став. Подумайте, можно ли уменьшить этот объем, и если можно, то каким об­разом. Обсудите это со своими родителями.

Пример выполнения задания

Если объем ведра для мусора 8 л или 8 дм3, а выносить его приходится 5 раз в неделю, то за неделю получаем:

8 дм3 • 5 = 40 дм3, в году 52 недели, следовательно, за год:

40 дм3• 52 = 2080 дм3 = 2,08 м3.

Распределите бытовые отходы по категориям (бумага, стекло, металл, пи­щевые отходы и пр.) и установите их вес в каждой из категорий.

Задание 5

Используя результаты, полученные при выполнении 4 задания и считая, что другие семьи выбрасывают в среднем такое же по объему количество, вычислите, сколько бытовых отходов ежегодно выбрасывается в нашем населенном пункте.

Задание 6

Вычислите, сколько по весу бытовых отходов разного вида выбрасывают жители России, условно приняв, что каждый житель выбрасывает столько мусора, сколько приходится на одного члена семьи.

Итоговое задание: Подумайте, предложите способы утилизации мусора в нашем селе.

Занятие 3.5.

Экскурсия: «Биоценоз смешанного леса»

Цель: изучить биогеоценоз смешанного леса.

Материал и оборудование: рулетка, банка, блокнот, ручка.

Ход работы

1. На площадке 25 м2 сосчитайте количество экземпляров древесных видов: ели, березы, сосны и др.

2. На площадке 1 м подсчитайте количество живущих здесь видов травянистых растений.

3. На площадке 25 м2 определите доминирующие виды дре­весных и травянистых форм.

4. На территории 25 м2 отыщите разновозрастные экземп­ляры доминирующего вида, например сосны или березы. Уч­тите количество взрослых и молодых растений, считая лишь достигших высоты не менее 1,5 м.

5. На площадках по 0,25 м2 в пределах леса и на лесной по­ляне сосчитайте число экземпляров зеленых листоносных стеблей независимо от того, к какому виду они относятся.

6. Пользуясь термометром, определите температуру возду­ха в лесу (в двух-трех разных местах), на опушке или на лес­ной поляне. Сравните данные.

7. Сравните влажность почвы в лесу, на лесной поляне и на незадернованной поверхности проезжей части дороги по степени комковатости почвы и по тому, насколько она влажна на ощупь.

8. Определите число надземных ярусов в изучаемом лесном фитоценозе. Укажите главные виды, входящие в I, II, III и IV ярусы.

9. Найдите 2—3 цветущих вида, определите способы их опы­ления, определите ярусы, к которым относятся эти растения.

10. С территории в 1 м2 соберите в банку всех обнаружен­ных животных, видимых невооруженным глазом, сосчитайте их.

11. Найдите организмы-паразиты (грибы трутовики, ржав­чина, проростки иван-да-марьи, короеды, листоеды и др.).

12. Найдите примеры, свидетельствующие о влиянии чело­века на данное сообщество.

Занятие 4.1.

Тема урока: ООПТ России и Тверского края их типология.

Цель урока: Проинформировать учащихся о понятие «Особо охраняемые природные территории».

Задачи урока:

  • Познакомить с организацией заповедного дела в России.

  • Дать понятие об особо охраняемых природных территориях (ООПТ): заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.

  • Познакомить с некоторыми ООПТ России.

  • Познакомить с ООПТ Тверской области и Спировского района.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид: Проблемный урок с деловой игрой и ИКТ

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока


  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Просмотр видео фрагмента.

Как изменить сложившуюся ситуацию, как сохранить местообитания видов.
II. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о том, как сохранить природу для будущих поколений.

Тема нашего урока “Природоохранная деятельность в России”.

Учитель:
ЗАПОВЕДАТЬ или заповедовать – повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием; запрещать.

Из толкового словаря русского языка В.И.Даля

ЗАПОВЕДАТЬ –

1. Завещать сделать или исполнить что-нибудь как заповедь (высок.). 3. сыновьям беречь родную землю.

2. Сделать заповедным (в 1 знач.), заповедником (спец.). 3. озеро. 3. лесное урочище.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.
Сегодня мы понимаем слово “запаведеть”, как создать охраняемую территорию, особо охраняемую.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ учреждаются органами государственной власти и относятся к объектам общенационального достояния.

Главный закон об охране природы в России – Закон “Об охране окружающей природной среды” принят в 1991 году.
Диаграмма “Доля площади ООПТ в некоторых стран”. Анализ диаграммы.



ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.



Учитель:

- Как называется карта? (Особо охраняемые природные территории России)

- Назовите категории ООПТ отмеченные на карте. (заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, объекты всемирного наследия)

- Какая категория ООПТ в России самая распространенная? (заповедники)
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ*

("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, № 12, ст. 1024)
http://oopt.info/index.php?oopt=1109
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ЗАПОВЕДНИКИ.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

ЗАКАЗНИКИ.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
ООПТ Тверской области

Учитель: В области имеются два заповедника. Наиболее полно отмеченным требованиям отвечает Центральный лесной заповедник, находящийся на территориях Нелидовского, Селижаровского и Андреапольского районов. Второй заповедник Завидовский научно-опытный государственный заповедник основное значение, которого – организация рациональной охоты и воспроизводство диких животных.

Также в области значатся 25 охотничьих общевидовых заказников и 15 природных.

В Тверской области также имеется 476 государственных памятников природы местного значения. Национальных парков в области нет.

ООПТ Спировского района.

Учитель:

В нашем районе тоже есть ООПТ.

Спировский государственный зоологический заказник, предназначенный для сохранения и восстановления бобров

III. Закрепление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с природоохранной деятельностью в России.
- Зачем нужна природоохранная деятельность?

- Почему возникла необходимость в такой деятельности?

- Что делают люди, чтобы сохранить уголки естественных ландшафтов, животных, растения?

Для закрепления игра «Экологическое лото»

Учащиеся в парах очереди выбирают игровое поле и выполняют задание.
Рефлексия

И в заключении – стихотворение.
Давайте сохраним

Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как, природа-мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла

Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н.Старшинов
IV. Домашнее задание.
Сбор информации о заповедниках Тверской области.

Занятие 4.2.

Тема: Заповедники Тверской области.

Цель занятия: ознакомить учащихся с заповедниками Тверской области.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с материалами по ООПТ Тверской области

  • учить самостоятельно, работать с источниками информации, составлять презентации;

  • развивать исследовательские умения и исследовательскую деятельность


Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид: Исследовательское проектное занятие с ИКТ

Оборудование: Компьютер, проектор, презентации
Ход урока
Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы с вами познакомились с ООПТ России и Тверской области. Одной из проблем ООПТ регионального значения являются:

отсутствие паспортов на многие ООПТ.

Поэтому давайте попробуем решить эту проблему и составить паспорт Центрального лесного заповедника. Давайте вместе с вами сейчас план составления паспорта заповедника. Какие разделы должны быть включены в паспорт.

Учащиеся совместно с учителем составляют план паспорта:

  1. Название заповедника, категория.

  2. История создания.

  3. Географическое положение.

  4. Особенности компонентов природы (рельеф, климат, почвы, природные зоны).

  5. Растительность

  6. Животный мир

  7. Охраняемые виды.

  8. Проблемы.

Материал необходимый для составления паспорта можно найти на сайтах:

http://www.ecotver.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=9

http://zapoved.ru/?act=oopt_list

http://oopt.info/index.php?oopt=1109
Класс, работая в парах, составляет паспорт заповедника в текстовом или в электронном виде (презентация).

Отчитываются о проделанной работе если необходимо дополняют друг друга .

Приложение 1.
1   2   3   4   5