Главная страница

Тема: Введение в экологию


Скачать 0.96 Mb.
Название Тема: Введение в экологию
страница 3/5
Дата 02.03.2016
Размер 0.96 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5

Занятие 3.2.

Тема: Атмосфера Воздух, которым мы дышим.

Цели. Актуализировать знания учащихся об атмосфере, чистоте воздуха и его влияние на здоровье человека.
Задачи:

  • рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

  • ознакомить с основными загрязнителями атмосферы.

  • на практике показать влияние автотранспорта на окружающую среду

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемный семинар с практическим компонентом.

Оборудование: компьютер, презентации.

Практическая работа: «Расчётная оценка количества вы­бросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Ход урока:

I. Актуализация знаний:

Атмосфера Земли. Масса атмосферы нашей планеты ни­чтожна — всего лишь одна миллионная массы Земли. Однако ее роль в природных процессах биосферы огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепло­вой режим поверхности нашей планеты. Защищает от вредных космического и ультрафиолетового излучений. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные кли­матические условия, а через них — на режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразования. Слайд 2

Каков газовый состав атмосферы? Слайд 3.

Современный газовый состав атмосферы — результат дли­тельного исторического развития земного шара. Он представ­ляет собой в основном газовую смесь двух компонентов — азо­та (78,09%) и кислорода (20,95%). В норме в нем присутству­ют также аргон (0,93%), углекислый газ (0,03%) и незначи­тельные количества инертных газов (неон, гелий, криптон, ксенон), аммиака, метана, озона, диоксидов серы и других га­зов. Наряду с газами в атмосфере содержатся твердые части­цы, поступающие с поверхности Земли (например, продукты горения, вулканической деятельности, частицы почвы) и из космоса (космическая пыль), а также различные продукты

растительного, животного или микробного происхождения. Кроме того, важную роль в атмосфере играет водяной пар.

Сегодня на уроке мы разбираем одну из самых актуальных экологических проблем современности – загрязнение воздушного океана Земли – атмосферы.
Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить экологические проблемы по масштабу проявления? (Глобальные и локальные).
Какие проблемы называют глобальными (планетарного масштаба); а какие локальными? (Проблемы отдельно взятых регионов).
Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему? Слайд 4.(Затрагивает интересы всех людей на земном шаре).
Вещества, поступающие в атмосферу при естественном загрязнении, всегда были и есть в природе. Они быстро включаются в естественные круговороты. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, многие из которых в природе не встречаются.
Они могут нарушить естественные природные процессы. В природе наступает дисбаланс.
Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Проблема загрязнения и запыления атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, кислотные дожди, “парниковый эффект”.)

Учитель: Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это загрязнение и запыление атмосферы.
Учащийся 1. Слайд 5,6. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Лидируют по масштабам выбрасываемых в атмосферу загрязнителей такие отрасли промышленности, как чёрная и цветная металлургия, энергетика, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, автотранспорт.
В атмосферу выбрасывается: Чёрной металлургией – пыль, сернистый газ, марганец, оксиды углерода и серы; цветной металлургией – сернистый ангидрид, оксиды углерода, сероводород, пыль; химической и нефтехимической промышленностью – оксиды углерода и азота, аммиак, сернистый ангидрид и оксиды серы, сероводород, сероуглерод, бензин, толуол, ацетон; энергетика – оксиды углерода, серы и азота, пыль; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, сероводород, ацетон; автотранспорт – оксиды азота и углерода, бензин.
Учащийся 3. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие: оксид углерода – является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы, способствующий повышению температуры на планете и созданию парникового эффекта; серный ангидрид и оксиды азота – соединяясь с водяным паром воздуха , выпадают на землю в виде кислотных осадков, которые подкисляют почву, обостряют заболевания дыхательных путей человека, пагубно влияют на растительные и животные организмы; соединения фтора и хлора – характеризуются токсичным эффектом, производные фтора являются сильными инсектицидами. Аэрозоли – это твёрдые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твёрдые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде тумана, мглы, дыма или дымки. Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц. Он возникает в результате фотохимических реакций при определённых условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия. По своему физиологическому воздействию на организм человека смог крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем и часто бывает причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. Такие смоги – нередкое явление над крупными городами.
Учитель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема “парникового эффекта”.
Учащийся 4. Слайд 7. Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта: 1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 5–6 градусов; 2) подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–165 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий; 3) концентрация атмосферного углекислого газа может оказать весьма благоприятное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур; 4) потепление может привести к резкому сокращению площадей бореальных лесов, а также к перемещению их границ на север. В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. Например, есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.
Учитель: Следующая проблема – кислотные осадки.
Учащийся 5. Слайд 8. Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (рН 5–6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом оксидов серы и азота, соляной кислоты и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.
Учитель: 4-я проблема – озоновые “дыры”. Слайд 9. Просмотр видеосюжета.
Учащийся 6. Озоновый слой Земли расположен в стратосфере на высоте от 20 до 50 км. Он защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения. В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина истончения озонового слоя Земли. Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может резко упасть. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах – на том же планктоне – основном корме морских обитателей. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные, рак кожи и др.). Есть разные варианты научных объяснений причин появления озоновых дыр и прогнозов. Однако большинство авторитетов сходятся в одном: основная причина в концентрации хлор-фторуглеродов (фреонов). Это антропогенные вещества и химические соединения, используемые в производстве аэрозолей, хладагентов (в холодильниках), растворителей и т.д. В нижних слоях атмосферы, они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона.
Учитель: Загрязнение атмосферы не признает границ: самостоятельно справиться с проблемой охраны воздуха одна страна не в состоянии.
Только совместные усилия всех стран, всех жителей планеты способны что-либо изменить.

А теперь подумайте и скажите, какие основные загрязнители атмосферы в нашем районе?

Завод «Индустрия», котельные и автотранспорт.

Практическая работа: «Расчётная оценка количества вы­бросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей ат­мосферы оксидами азота NOX (смесью оксидов азота N0 и NO2) и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Доля транспорт­ного загрязнения воздуха составляет более 60 % по СО и более 50 % по NOX от общего загрязнения атмосферы этими газами. По­вышенное содержание СО и NOX можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в ат­мосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определённый промежуток времени.

К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3—10 % об.), углеводороды -несгоревшее топливо (до 3 % об.) и оксиды азота (до 0,8 %), сажа.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от авто­транспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов являются:

- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжаю­щих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

- нормы расхода топлива автотранспортом (приведены в табл. 1);
Таблица 1

Средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении.


Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива (л на 100 км)

Удельный расход топлива Yj (л на км)

Легковой автомобиль

11-13

0,11-0,13

Грузовой автомобиль

29-33

0,29-0,33

Автобус

41-44

0,41-0,44

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31-0,34


Таблица 2

Значения эмпирических коэффициентов, определяющих вы­брос вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.


Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).

Ход выполнения работы

1. Дома вы уже определили количество единиц автотранспорта, проходящего по трассе «Россия» в течение 20 минут. На основе данных заполните таблицу 3.

Таблица 3

Тип авто­транспорта

Количество, шт.

Всего за 20минут

За 1 час, Nj, шт.

Общий путь за 1 час, L, км

Легковые автомобили













Грузовой автомобиль













Автобусы













Дизельные грузовые автомобили













Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, ум­ножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количе­ством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:

U = Ni* L,

где N; - количество автомобилей каждого типа за 1 час; i - обозначение типа автотранспорта; L - длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 3.

5. Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжи­гаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qi = Li.Y,

Значения. Yj возьмите из таблицы 1.

Полученный результат занесите в таблицу 4.

Определите общее количество сожжённого топлива каждого вида (Q) и занесите результат в таблицу 4.

Таблица 4

Общее количество сожжённого топлива каждого вида ({Q)


Тип автомобиля

Ni

Qj, в том числе

бензин

Дизельное топливо

1. Легковые авто­мобили










2. Грузовые автомо­били










3. Автобусы










4. Дизельные грузо­вые автомобили










Всего {Q





6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.

Таблица 5

количество выделившихся вредных веществ в литрах

Вид топлива



{(Q,л}



Количество вредных веществ, л

СО

Углеводороды

NO2

Бензин













Дизельное топливо













Всего (V), л




Обработка результатов и выводы.

1. Рассчитайте:

а) массу выделившихся вредных веществ (т, г) по формуле:

т = V • М : 22,4

б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.

Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

Вид вредного вещества

Количе­ство, л

Масса, г

Количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК, мг\м3

СО













Углеводороды













NO2














Подумай дома: как можно снизить количество выбросов автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу

Занятие 3.3

Тема: Гидросфера. Вода чудесный дар – Природы.

Цель: ознакомить с антропогенным загрязнением гидросферы.

Задачи:

  • показать значение воды в природе и жизни человека;

  • изучить основные причины загрязнения воды;

  • сформировать умения определять качество питьевой воды.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: проблемный семинар с практическим компонентом.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация. : 0,5 — 1 л питьевой воды, бумажный фильтр, 2 химических цилиндра высотой 20 см, лист белой бумаги, широкогорлая колба ем­костью 150 — 200 мл, часовое стекло.

Практическая работа: «Определение качества воды на основе ее физических свойств».
Ход урока:

«Картина видимой природы определяется водой.

Нет природного тела, которое могло бы сравниться

с ней по влиянию на ход самых основных,

самых грандиозных процессов».

В. И. Вернадский.

I. Актуализация знаний:

Вода и жизнь не разделимы. Вода пронизывает все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле.

Океаны, реки, озёра, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе и растворении веществ, горных пород и т.д.

Вода уникальна и не заменима. Наверное, многим из вас, известно, что вода занимает от 80 до 99 % массы растения и около 75 % веса животного.

Вода - это кровь биосферы!

Вода – самый мощный на Земле накопитель солнечного тепла, гигантский аккумулятор. Накопленное тепло она отдаёт в ночное время и осенне-зимний период. Повышая температуру воздуха и делая климат более мягким.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что без воды не было бы такого многообразия живых организмов, и они не могли бы долгое время существовать на Земле.

- А где человек использует воду?

- Назовите основные источники загрязнения воды?

Работа в группах: учащиеся получают задания (см. приложение), изучив представленные материалы, рассказывают об использовании воды человеком и об основных загрязнителях гидросферы в Тверской области.

Учитель демонстрирует слайды и дополняет отчеты детей.

Промышленность. Основное количество загрязнителей несут нефтепере­рабатывающая, химическая, мыловаренная, целлюлозно-бумажная, текстиль­ная, металлургическая, горнодобывающая отрасли.

Промышленные стоки загрязнены свинцом, медью, ртутью, кадмием, нефтепродуктами, органическими соединениями и др.

Коммунальное хозяйство отправляет в реки фекальные воды, химические ве­щества (мыло и др.), стоки предприятий пищевой промышленности, обществен­ного питания, торговли и т.д. В этой среде активно размножаются болезнетвор­ные микробы, вирусы, что делает их особенно опасными для здоровья людей.

Поверхностные стоки дождевой и талой воды смывают в реки с улиц и территорий предприятий нефтепродукты, соли и т.д.

Сельское хозяйство. На полях используются удобрения и пестициды, а на животноводческих фермах скапливается большое количество навоза, который при неправильном использовании и хранении смывается дождевыми и талыми водами в водоемы. В водоёмы попадает около 20% азота, 2,5% фосфора и 30% калия.

Тепловые и атомные электростанции используют для охлаждения агрега­тов огромное количество воды (100—200л/3/с). Подогретая вода возвращается в водоемы, нарушая их тепловой баланс («тепловое загрязнение»). Это вызы­вает эвтрофикацию.

Сплав леса. Почти на всех крупных реках нашей страны ведётся сплав леса. Уда­ряющиеся друг о друга бревна теряют кору, сучья. В реках тонет до 10% дело­вых стволов. Их разложение уносит кислород и выделяет вредные вещества. При движении бревен травмируется рыба, разрушают­ся нерестилища, гибнет икра и планктон - основная пища рыб.

Водный транспорт загрязняет воду нефтепродуктами и сбросом бытовых и технических отходов. Много нефти попадает в воду при перевозках. Более того, при холостом рейсе танкеры для устойчивости наполняются водой, а в местах загрузки эту воду, сильно насыщенную нефтепродуктами, сбрасывают. Катастрофическую опасность для акваторий представляют аварии танкеров.

Ежегодно в моря и океаны попадает не менее 5 млн. тонн нефти, пленка, которая покрывает уже 25% водной поверхности мирового океана.

Радиоактивные отходы. Некоторые производства сливают их в водоёмы. Проводятся подводные испытания атомных бомб. Радиоактивные вещества накапливаются в организмах растений и животных.
Практическая работа

Определение качества воды на основе ее физических свойств.

Задание 1

Определите прозрачность вашей питьевой воды, используя следующую шка­лу оценки:

— прозрачная вода;

— с радужным отливом;

— слабо мутная;

— мутная;

— очень мутная.

Пояснение к выполнению задания

Прозрачность воды обусловливается се цветом и мутностью, т. с. содержа­нием в ней различных окрашенных и взвешенных органических и минераль­ных веществ.

Для питья пригодна только прозрачная вода.

Задание 2

Определение количества взвешенных веществ в питьевой воде

Материалы и реактивы: 0,5 — 1 л питьевой воды, бумажный фильтр.

Ход работы:

Бумажный фильтр высушите в сушильном шкафу при температуре 105°С и взвесьте на химических весах с точностью до 1 мг.

Воду взболтайте и пропустите ее через бумажный фильтр.

После этого бумажный фильтр высушите в сушильном шкафу и взвесьте на химических весах.

Количество взвешенных частиц, осевших на фильтре, определите по формуле, и полученное значение пересчитайте на 1 л воды.

В-А

Х =--------- где

V

X - масса взвешенных веществ в 1 л воды, г,

B- вес фильтра со взвешенными веществами, .мг,

A- вес бумажного фильтра до фильтрования, мг,

V -объем исследуемой воды, и/л.

Мутность водопроводной воды должна быть не более 1мг/л, а при разливах в весеннее время — не более 2мг/л

Результат работы: умение определять предельную мутность питьевой воды. Задание 3

Определение цвета питьевой воды

Материалы и реактивы: 0,5 л питьевой воды, 0,5 л дистиллированной воды, 2 химических цилиндра высотой 20 см, лист белой бумаги, бумажный фильтр.

Ход работы:

Профильтруйте через бумажный фильтр исследуемую воду. Налейте исследуемую воду в цилиндр (не менее 40 мл). В другой цилиндр налейте дистиллированную воду. Сравните цилиндры с водой над листом чистой белой бумаги. Определите цвет вашей питьевой воды.

Для питья пригодна вода, если окраска ее не обнаруживается при высоте водяного столба более 20 см, а для технических целей — 10 см.

Результат работы: умение определить качество питьевой воды по цвету.

Задание 4

Определение характера и интенсивности запаха питьевой воды

Материалы и реактивы: 100 мл питьевой воды, широкогорлая колба ем­костью 150 — 200 мл, часовое стекло, шкала интенсивности запаха.

Ход работы:

В колбу налейте 100 мл воды.

Закройте колбу часовым стеклом и нагрейте до 40—50°С. После этого колбу встряхните, производя вращательное движение, снимите стекло и определите обонянием характер и интенсивность запаха.

Запах качественно характеризуется как: болотистый, затхлый, гнилостный,

хлорный и т. д.

Шкала интенсивности запаха

Интенсивность

Балл

Характеристика запаха

Никакого

0

запах не ощущается

Очень слабый

1

запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете

Слабый

2

запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обратит ваше внимание

Заметный

3

запах, который вы сразу же замечаете

Отчетливый

4

запах, обращающий на себя внимание, заставляющий отказаться от питья

Очень сильный

5

запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна


В питьевой воде при температуре 20°С допустимо наличие запаха — не бо­лее 2 баллов.

Результат работы: умение оценить качество питьевой воды по характеру и интенсивности запаха.

Задание 5. Определение качества воды на основе ее химического состава

Определите пригодность используемой вами воды для питья по се кислот­ности (рН). Определение производите с помощью лакмусовой бумажки.

Задание 6

Употребление сырой воды не всегда безопасно. Поэтому необходимо уметь отличить кипяченую воду от сырой.

Существуют различные экспресс-методы. Рассмотрим один из них.

Определите, в какой емкости находится холодная кипяченая вода, а в какой сырая.

Пояснение к выполнению задания

Насыпьте в стакан столовую ложку поваренной соли.

Налейте в него полстакана воды.

Последите за образованием пузырьков воздуха и их поведением.

В стакане с сырой водой образуется большое количество мелких пу­зырьков, из-за чего вода становится мутной. Пузырьки поднимаются со дна и оседают на стенках стакана.

В стакане с кипяченой водой, простоявшей не более 4 — 6 ч, не обра­зуется пузырьков, стакан остается прозрачным; это происходит вследствие того, что кипяченая вода бедна газами и быстро их поглощает.

В кипяченой воде, простоявшей 12—16 ч, пузырьки воздуха появляются, но в значительно меньшем количестве, чем в сырой воде.

Результат работы: умение отличить кипячёную воду от сырой.
Домашнее задание: разработать правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды

Приложение 1.

Задания группам:

1 группа

  1. Используя данные материалы, расскажите об использовании воды человеком.

  2. Заполните схему:


Использование воды человеком





















Менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. За последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000 раз.

Схему ежедневного расхода воды:

В быту:

Чистка зубов под краном – 7 л,

Слив воды в туалете – 20 л,

Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,

Принятие ванны – 140 л,

Мытье посуды под краном – 110 л,

Стирка в стиральной машине – 230 л

При выращивании 1 тонны с/х растений:

Пшеницы – 1, 5 тыс. т,

Риса – 7 тыс. т,

Хлопка – 10 тыс. т

При производстве 1 тонны промышленной продукции:

Угля – 2 т,

Нефти – 18 т,

Бумаги – 200 т,

Никеля – 800 т,

Вискозного шелка – 1 500 т

Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.

Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.


2 группа.

Расскажите о влиянии промышленности, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78) (см. приложение 1)

3 группа.

Расскажите о влиянии сельского хозяйства, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)

4 группа.

Расскажите о влиянии Калининской атомной станции, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)

5 группа.

Расскажите о влиянии водного транспорта и сплава леса, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)

Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)

Источниками загрязнения воды в бассейнах малых рек являются расположенные на их берегах города и другие населенные пункты, промышленные и транспортные объекты, животноводческие фермы, смываемые с полей почвы, химические удобрения и средства защиты растений. Все увеличивающееся количество вредных химических веществ поступает из атмосферы, загрязненной в крупных про­мышленных центрах и за пределами области. Однако непосред­ственно в бассейнах большинства малых рек Тверской области нет крупных городов. Поэтому загрязнение вод этих рек пока еще сравнительно невелико и может быть сокращено путем изменения технологий и создания очистных сооружений.

Водные ресурсы Тверской области обеспечивают бытовые и производственные потребности 1,6 млн. человек местного населения и около 7 млн. человек, живущих и работающих в пределах Москов­ской городской агломерации. Кроме того, часть воды уходит за пределы области по Западной Двине, Мете, Волге. Вместе с тем, потребности в воде растут, а ее общее количество практически не меняется. Более того, качество воды в целом ежегодно ухудшается. В водоемы "области ежегодно промышленными предприятиями сбрасывается около 165 млн. м3 загрязненных сточных вод. Очистные сооружения перегружены и малоэффективны. На многих предприяти­ях их просто нет. Поэтому значительная часть стоков, в том числе все ливневые стоки, сбрасываются в реки без очистки. Положение усугубляется частыми авариями на канализационных сетях, большая часть которых функционирует без капитального ремонта по нескольку десятков лет. Стоки с высоким содержанием хрома вызывают гибель микроорганизмов на городских очистных сооружениях, что ухудшает качество очистки сточных вод.

Не меньшее количество загрязненных веществ поставляет в реки и другие водоемы сельскохозяйственное производство. Животно­водческие фермы и комплексы, откормочные пункты, птицефабрики практически повсеместно расположены на берегах рек и речек, однако не имеют надлежащих средств и методов очистки и утилиза­ции отходов. На берегах и в водосборных бассейнах всех рек и речек имеются населенные пункты. Расположенные животноводческие фермы, склады химических веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), мастерские и т. д., которые превратились в очень активных загрязнителей рек, а учитывая их многочисленность,— и в очень опасных. Практически во всех с/х предприятиях не соблюдаются инструкции по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении пестици­дов.

Химическое воздействие агроландшафтов (полей и лугов) на реки осуществляется и при эрозии почв путем сноса в растворах части вносимых минеральных удобрений и ядохимикатов. В почву ежегодно вносятся гербициды, пестициды и другие ядохимикаты для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяй­ственных культур. В почву вносится 520 тыс. тонн органических и 13 тыс. тонн минеральных удобрений. Дозы, сроки, комбинация вносимых химических веществ, как правило, слабо согласуется с нормами, а кислые бесструктурные почвы не в состоянии ассимилировать и удержать все вносимые химические вещества. Значительная часть их растворяется в воде и поступает в реки, особенно если эти вещества вносятся в мерзлую почву или на снег, что имеет место.

Положение усугубляется близостью полей и лугов к рекам и отсутствием буферных зон естественной растительности, способной задерживать химический сток.

Вода многих водоемов, особенно крупных, стала непригодна для бытовых нужд. В ней содержится много цинка, меди, хрома, азота, аммиачных солей, сульфатов, нефтепродуктов. Естественно, что из-за ухудшения качества сокращается масса пригодной для потребления воды. Одновременно с этим активизируется процесс естественного зарастания и эвтрофикации озер и водохранилищ, вызванный загрязнением. В частности, быстрое зарастание и эвтрофикация является одной из главных причин, сдерживающих увеличение забора воды из Иваньковского водохранилища для Москвы. Поэтому улучшать качество воды, а следовательно, увеличивать количество пригодной к употреблению воды нужно не только путем сокращения и ликвидации сброса неочищенных сточных вод, но и планомерно расчищая мелководья, очищая дно озер и водохранилищ от накапливающейся здесь органической массы, илов и сапропелей, обустраивая берега, создавая на них буферные защитные зоны растительности.

На территории Тверской области построена Калининская атомная электростанция в городе Удомля, которая также является источником загрязнений водоёмов. Неоднократные вынужденные остановки и частые неполадки на атомной станции, иногда сопровождающиеся выбросом в окружающую среду радионуклидов,- наглядное тому подтвержде­ние.

Но даже при безаварийной работе реакторов и соблюдении всех мер предосторожности радиоактивные отходы неизбежны. Их фоновые значения невелики, средний фон даже может и не меняться. По разные ландшафты, разные живые организмы и отдельные части их тела по-разному реагируют на радиоактивное загрязнение. Есть ландшафты и организмы нейтральные к этому загрязнению. Они не задерживают радионуклиды. По есть и такие, в которых радио-, активные вещества накапливаются и достигают больших концентра­ции. Объекты сорбенты радионуклидов в районе атомная станция не изучались и в документах не отражены, хотя из литературы известно, что концентрация радиоактивных веществ в них может превышать фон в сотни, тысячи и даже сотни тысяч раз.

Большой ущерб водоемам области наносился многие годы сплавом леса. В настоящее время сплав древесины по рекам Тверской области прекращен. Организуется механизированная очистка русел рек от топляка.

Остается проблема маломерного флота. Различные катера и моторные лодки являются источником загрязнения воды рек и озер нефтепродуктами. Поднимаемые ими волны в малых реках выбрасы­вают молодь рыб на берег, где она гибнет. В большинстве случаев использование маломерного флота не вызывается вескими причинами и может быть резко сокращено решением властей на местах.

Водные объекты издавна притягивали население на свои берега. В настоящее время эти объекты представляют большой интерес для отдыхающих. Многочисленные дома отдыха, турбазы ежегодно об­служивают десятки тысяч человек, отдыхающих в них. Еще большее количество так называемых неорганизованных отдыхающих проводят свое свободное время у водных объектов Тверской области. Безусловно, использование рекреационных ресурсов надо расширять, поскольку человек не может жить без тесного общения с природой. Но в том виде, в каком это общение осуществляется в рекреационных зонах Тверской области, это грозит дегрессией природы этих зон и утратой ими оздоровительных свойств. Гибнет природа побережий, а вслед на ними — и водоемы. Между тем, водораздельные пространства Тверской области являются последним крупным массивом с относительно малозатронутой природной средой на доступном от Москвы расстоянии. Расширение здесь хозяйственной деятельности, промышленного строительства лишит эти территории рекреационных свойств, а москвичей — зон отдыха


Занятие 3.4

1   2   3   4   5