|
Занятие 3.2.
Тема: Атмосфера Воздух, которым мы дышим.
Цели. Актуализировать знания учащихся об атмосфере, чистоте воздуха и его влияние на здоровье человека.
Задачи:
рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.
ознакомить с основными загрязнителями атмосферы.
на практике показать влияние автотранспорта на окружающую среду
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный семинар с практическим компонентом.
Оборудование: компьютер, презентации.
Практическая работа: «Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Ход урока:
I. Актуализация знаний:
Атмосфера Земли. Масса атмосферы нашей планеты ничтожна — всего лишь одна миллионная массы Земли. Однако ее роль в природных процессах биосферы огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты. Защищает от вредных космического и ультрафиолетового излучений. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них — на режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразования. Слайд 2
Каков газовый состав атмосферы? Слайд 3.
Современный газовый состав атмосферы — результат длительного исторического развития земного шара. Он представляет собой в основном газовую смесь двух компонентов — азота (78,09%) и кислорода (20,95%). В норме в нем присутствуют также аргон (0,93%), углекислый газ (0,03%) и незначительные количества инертных газов (неон, гелий, криптон, ксенон), аммиака, метана, озона, диоксидов серы и других газов. Наряду с газами в атмосфере содержатся твердые частицы, поступающие с поверхности Земли (например, продукты горения, вулканической деятельности, частицы почвы) и из космоса (космическая пыль), а также различные продукты
растительного, животного или микробного происхождения. Кроме того, важную роль в атмосфере играет водяной пар.
Сегодня на уроке мы разбираем одну из самых актуальных экологических проблем современности – загрязнение воздушного океана Земли – атмосферы.
Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить экологические проблемы по масштабу проявления? (Глобальные и локальные).
Какие проблемы называют глобальными (планетарного масштаба); а какие локальными? (Проблемы отдельно взятых регионов).
Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему? Слайд 4.(Затрагивает интересы всех людей на земном шаре).
Вещества, поступающие в атмосферу при естественном загрязнении, всегда были и есть в природе. Они быстро включаются в естественные круговороты. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, многие из которых в природе не встречаются.
Они могут нарушить естественные природные процессы. В природе наступает дисбаланс.
Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Проблема загрязнения и запыления атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, кислотные дожди, “парниковый эффект”.)
Учитель: Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это загрязнение и запыление атмосферы.
Учащийся 1. Слайд 5,6. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Лидируют по масштабам выбрасываемых в атмосферу загрязнителей такие отрасли промышленности, как чёрная и цветная металлургия, энергетика, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, автотранспорт.
В атмосферу выбрасывается: Чёрной металлургией – пыль, сернистый газ, марганец, оксиды углерода и серы; цветной металлургией – сернистый ангидрид, оксиды углерода, сероводород, пыль; химической и нефтехимической промышленностью – оксиды углерода и азота, аммиак, сернистый ангидрид и оксиды серы, сероводород, сероуглерод, бензин, толуол, ацетон; энергетика – оксиды углерода, серы и азота, пыль; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, сероводород, ацетон; автотранспорт – оксиды азота и углерода, бензин.
Учащийся 3. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие: оксид углерода – является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы, способствующий повышению температуры на планете и созданию парникового эффекта; серный ангидрид и оксиды азота – соединяясь с водяным паром воздуха , выпадают на землю в виде кислотных осадков, которые подкисляют почву, обостряют заболевания дыхательных путей человека, пагубно влияют на растительные и животные организмы; соединения фтора и хлора – характеризуются токсичным эффектом, производные фтора являются сильными инсектицидами. Аэрозоли – это твёрдые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твёрдые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде тумана, мглы, дыма или дымки. Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц. Он возникает в результате фотохимических реакций при определённых условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия. По своему физиологическому воздействию на организм человека смог крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем и часто бывает причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. Такие смоги – нередкое явление над крупными городами.
Учитель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема “парникового эффекта”.
Учащийся 4. Слайд 7. Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта: 1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 5–6 градусов; 2) подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–165 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий; 3) концентрация атмосферного углекислого газа может оказать весьма благоприятное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур; 4) потепление может привести к резкому сокращению площадей бореальных лесов, а также к перемещению их границ на север. В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. Например, есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.
Учитель: Следующая проблема – кислотные осадки.
Учащийся 5. Слайд 8. Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (рН 5–6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом оксидов серы и азота, соляной кислоты и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.
Учитель: 4-я проблема – озоновые “дыры”. Слайд 9. Просмотр видеосюжета.
Учащийся 6. Озоновый слой Земли расположен в стратосфере на высоте от 20 до 50 км. Он защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения. В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина истончения озонового слоя Земли. Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может резко упасть. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах – на том же планктоне – основном корме морских обитателей. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные, рак кожи и др.). Есть разные варианты научных объяснений причин появления озоновых дыр и прогнозов. Однако большинство авторитетов сходятся в одном: основная причина в концентрации хлор-фторуглеродов (фреонов). Это антропогенные вещества и химические соединения, используемые в производстве аэрозолей, хладагентов (в холодильниках), растворителей и т.д. В нижних слоях атмосферы, они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона.
Учитель: Загрязнение атмосферы не признает границ: самостоятельно справиться с проблемой охраны воздуха одна страна не в состоянии.
Только совместные усилия всех стран, всех жителей планеты способны что-либо изменить.
А теперь подумайте и скажите, какие основные загрязнители атмосферы в нашем районе?
Завод «Индустрия», котельные и автотранспорт.
Практическая работа: «Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOX (смесью оксидов азота N0 и NO2) и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60 % по СО и более 50 % по NOX от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOX можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.
Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определённый промежуток времени.
К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3—10 % об.), углеводороды -несгоревшее топливо (до 3 % об.) и оксиды азота (до 0,8 %), сажа.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов являются:
- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
- нормы расхода топлива автотранспортом (приведены в табл. 1);
Таблица 1
Средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении.
-
-
Тип автотранспорта
|
Средние нормы расхода топлива (л на 100 км)
|
Удельный расход топлива Yj (л на км)
|
Легковой автомобиль
|
11-13
|
0,11-0,13
|
Грузовой автомобиль
|
29-33
|
0,29-0,33
|
Автобус
|
41-44
|
0,41-0,44
|
Дизельный грузовой автомобиль
|
31-34
|
0,31-0,34
|
Таблица 2
Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.
Вид топлива
|
Значение коэффициента (К)
|
Угарный газ
|
Углеводороды
|
Диоксид азота
|
Бензин
|
0,6
|
0,1
|
0,04
|
Дизельное топливо
|
0,1
|
0,03
|
0,04
|
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
Ход выполнения работы
1. Дома вы уже определили количество единиц автотранспорта, проходящего по трассе «Россия» в течение 20 минут. На основе данных заполните таблицу 3.
Таблица 3
Тип автотранспорта
|
Количество, шт.
|
Всего за 20минут
|
За 1 час, Nj, шт.
|
Общий путь за 1 час, L, км
|
Легковые автомобили
|
|
|
|
|
Грузовой автомобиль
|
|
|
|
|
Автобусы
|
|
|
|
|
Дизельные грузовые автомобили
|
|
|
|
|
Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.
4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:
U = Ni* L,
где N; - количество автомобилей каждого типа за 1 час; i - обозначение типа автотранспорта; L - длина участка, км.
Полученный результат занесите в таблицу 3.
5. Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:
Qi = Li.Y,
Значения. Yj возьмите из таблицы 1.
Полученный результат занесите в таблицу 4.
Определите общее количество сожжённого топлива каждого вида (Q) и занесите результат в таблицу 4.
Таблица 4
Общее количество сожжённого топлива каждого вида ({Q)
Тип автомобиля
|
Ni
|
Qj, в том числе
|
бензин
|
Дизельное топливо
|
1. Легковые автомобили
|
|
|
|
2. Грузовые автомобили
|
|
|
|
3. Автобусы
|
|
|
|
4. Дизельные грузовые автомобили
|
|
|
|
Всего {Q
|
|
6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.
Таблица 5
количество выделившихся вредных веществ в литрах
Вид топлива
|
{(Q,л}
|
Количество вредных веществ, л
|
СО
|
Углеводороды
|
NO2
|
Бензин
|
|
|
|
|
Дизельное топливо
|
|
|
|
|
Всего (V), л
|
|
Обработка результатов и выводы.
1. Рассчитайте:
а) массу выделившихся вредных веществ (т, г) по формуле:
т = V • М : 22,4
б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.
Результаты запишите в таблицу 6.
Таблица 6
Вид вредного вещества
|
Количество, л
|
Масса, г
|
Количество воздуха для разбавления, м3
|
Значение ПДК, мг\м3
|
СО
|
|
|
|
|
Углеводороды
|
|
|
|
|
NO2
|
|
|
|
|
Подумай дома: как можно снизить количество выбросов автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу
Занятие 3.3
Тема: Гидросфера. Вода чудесный дар – Природы.
Цель: ознакомить с антропогенным загрязнением гидросферы.
Задачи:
показать значение воды в природе и жизни человека;
изучить основные причины загрязнения воды;
сформировать умения определять качество питьевой воды.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: проблемный семинар с практическим компонентом.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация. : 0,5 — 1 л питьевой воды, бумажный фильтр, 2 химических цилиндра высотой 20 см, лист белой бумаги, широкогорлая колба емкостью 150 — 200 мл, часовое стекло.
Практическая работа: «Определение качества воды на основе ее физических свойств».
Ход урока:
«Картина видимой природы определяется водой.
Нет природного тела, которое могло бы сравниться
с ней по влиянию на ход самых основных,
самых грандиозных процессов».
В. И. Вернадский.
I. Актуализация знаний:
Вода и жизнь не разделимы. Вода пронизывает все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле.
Океаны, реки, озёра, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.
Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе и растворении веществ, горных пород и т.д.
Вода уникальна и не заменима. Наверное, многим из вас, известно, что вода занимает от 80 до 99 % массы растения и около 75 % веса животного.
Вода - это кровь биосферы!
Вода – самый мощный на Земле накопитель солнечного тепла, гигантский аккумулятор. Накопленное тепло она отдаёт в ночное время и осенне-зимний период. Повышая температуру воздуха и делая климат более мягким.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что без воды не было бы такого многообразия живых организмов, и они не могли бы долгое время существовать на Земле.
- А где человек использует воду?
- Назовите основные источники загрязнения воды?
Работа в группах: учащиеся получают задания (см. приложение), изучив представленные материалы, рассказывают об использовании воды человеком и об основных загрязнителях гидросферы в Тверской области.
Учитель демонстрирует слайды и дополняет отчеты детей.
Промышленность. Основное количество загрязнителей несут нефтеперерабатывающая, химическая, мыловаренная, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлургическая, горнодобывающая отрасли.
Промышленные стоки загрязнены свинцом, медью, ртутью, кадмием, нефтепродуктами, органическими соединениями и др.
Коммунальное хозяйство отправляет в реки фекальные воды, химические вещества (мыло и др.), стоки предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли и т.д. В этой среде активно размножаются болезнетворные микробы, вирусы, что делает их особенно опасными для здоровья людей.
Поверхностные стоки дождевой и талой воды смывают в реки с улиц и территорий предприятий нефтепродукты, соли и т.д.
Сельское хозяйство. На полях используются удобрения и пестициды, а на животноводческих фермах скапливается большое количество навоза, который при неправильном использовании и хранении смывается дождевыми и талыми водами в водоемы. В водоёмы попадает около 20% азота, 2,5% фосфора и 30% калия.
Тепловые и атомные электростанции используют для охлаждения агрегатов огромное количество воды (100—200л/3/с). Подогретая вода возвращается в водоемы, нарушая их тепловой баланс («тепловое загрязнение»). Это вызывает эвтрофикацию.
Сплав леса. Почти на всех крупных реках нашей страны ведётся сплав леса. Ударяющиеся друг о друга бревна теряют кору, сучья. В реках тонет до 10% деловых стволов. Их разложение уносит кислород и выделяет вредные вещества. При движении бревен травмируется рыба, разрушаются нерестилища, гибнет икра и планктон - основная пища рыб.
Водный транспорт загрязняет воду нефтепродуктами и сбросом бытовых и технических отходов. Много нефти попадает в воду при перевозках. Более того, при холостом рейсе танкеры для устойчивости наполняются водой, а в местах загрузки эту воду, сильно насыщенную нефтепродуктами, сбрасывают. Катастрофическую опасность для акваторий представляют аварии танкеров.
Ежегодно в моря и океаны попадает не менее 5 млн. тонн нефти, пленка, которая покрывает уже 25% водной поверхности мирового океана.
Радиоактивные отходы. Некоторые производства сливают их в водоёмы. Проводятся подводные испытания атомных бомб. Радиоактивные вещества накапливаются в организмах растений и животных.
Практическая работа
Определение качества воды на основе ее физических свойств.
Задание 1
Определите прозрачность вашей питьевой воды, используя следующую шкалу оценки:
— прозрачная вода;
— с радужным отливом;
— слабо мутная;
— мутная;
— очень мутная.
Пояснение к выполнению задания
Прозрачность воды обусловливается се цветом и мутностью, т. с. содержанием в ней различных окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ.
Для питья пригодна только прозрачная вода.
Задание 2
Определение количества взвешенных веществ в питьевой воде
Материалы и реактивы: 0,5 — 1 л питьевой воды, бумажный фильтр.
Ход работы:
Бумажный фильтр высушите в сушильном шкафу при температуре 105°С и взвесьте на химических весах с точностью до 1 мг.
Воду взболтайте и пропустите ее через бумажный фильтр.
После этого бумажный фильтр высушите в сушильном шкафу и взвесьте на химических весах.
Количество взвешенных частиц, осевших на фильтре, определите по формуле, и полученное значение пересчитайте на 1 л воды.
В-А
Х =--------- где
V
X - масса взвешенных веществ в 1 л воды, г,
B- вес фильтра со взвешенными веществами, .мг,
A- вес бумажного фильтра до фильтрования, мг,
V -объем исследуемой воды, и/л.
Мутность водопроводной воды должна быть не более 1мг/л, а при разливах в весеннее время — не более 2мг/л
Результат работы: умение определять предельную мутность питьевой воды. Задание 3
Определение цвета питьевой воды
Материалы и реактивы: 0,5 л питьевой воды, 0,5 л дистиллированной воды, 2 химических цилиндра высотой 20 см, лист белой бумаги, бумажный фильтр.
Ход работы:
Профильтруйте через бумажный фильтр исследуемую воду. Налейте исследуемую воду в цилиндр (не менее 40 мл). В другой цилиндр налейте дистиллированную воду. Сравните цилиндры с водой над листом чистой белой бумаги. Определите цвет вашей питьевой воды.
Для питья пригодна вода, если окраска ее не обнаруживается при высоте водяного столба более 20 см, а для технических целей — 10 см.
Результат работы: умение определить качество питьевой воды по цвету.
Задание 4
Определение характера и интенсивности запаха питьевой воды
Материалы и реактивы: 100 мл питьевой воды, широкогорлая колба емкостью 150 — 200 мл, часовое стекло, шкала интенсивности запаха.
Ход работы:
В колбу налейте 100 мл воды.
Закройте колбу часовым стеклом и нагрейте до 40—50°С. После этого колбу встряхните, производя вращательное движение, снимите стекло и определите обонянием характер и интенсивность запаха.
Запах качественно характеризуется как: болотистый, затхлый, гнилостный,
хлорный и т. д.
Шкала интенсивности запаха
Интенсивность
|
Балл
|
Характеристика запаха
|
Никакого
|
0
|
запах не ощущается
|
Очень слабый
|
1
|
запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете
|
Слабый
|
2
|
запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обратит ваше внимание
|
Заметный
|
3
|
запах, который вы сразу же замечаете
|
Отчетливый
|
4
|
запах, обращающий на себя внимание, заставляющий отказаться от питья
|
Очень сильный
|
5
|
запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна
|
В питьевой воде при температуре 20°С допустимо наличие запаха — не более 2 баллов.
Результат работы: умение оценить качество питьевой воды по характеру и интенсивности запаха.
Задание 5. Определение качества воды на основе ее химического состава
Определите пригодность используемой вами воды для питья по се кислотности (рН). Определение производите с помощью лакмусовой бумажки.
Задание 6
Употребление сырой воды не всегда безопасно. Поэтому необходимо уметь отличить кипяченую воду от сырой.
Существуют различные экспресс-методы. Рассмотрим один из них.
Определите, в какой емкости находится холодная кипяченая вода, а в какой сырая.
Пояснение к выполнению задания
Насыпьте в стакан столовую ложку поваренной соли.
Налейте в него полстакана воды.
Последите за образованием пузырьков воздуха и их поведением.
В стакане с сырой водой образуется большое количество мелких пузырьков, из-за чего вода становится мутной. Пузырьки поднимаются со дна и оседают на стенках стакана.
В стакане с кипяченой водой, простоявшей не более 4 — 6 ч, не образуется пузырьков, стакан остается прозрачным; это происходит вследствие того, что кипяченая вода бедна газами и быстро их поглощает.
В кипяченой воде, простоявшей 12—16 ч, пузырьки воздуха появляются, но в значительно меньшем количестве, чем в сырой воде.
Результат работы: умение отличить кипячёную воду от сырой.
Домашнее задание: разработать правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды
Приложение 1.
Задания группам:
1 группа
Используя данные материалы, расскажите об использовании воды человеком.
Заполните схему:
Использование воды человеком
|
Менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. За последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000 раз.
Схему ежедневного расхода воды:
В быту:
Чистка зубов под краном – 7 л,
Слив воды в туалете – 20 л,
Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,
Принятие ванны – 140 л,
Мытье посуды под краном – 110 л,
Стирка в стиральной машине – 230 л
При выращивании 1 тонны с/х растений:
Пшеницы – 1, 5 тыс. т,
Риса – 7 тыс. т,
Хлопка – 10 тыс. т
При производстве 1 тонны промышленной продукции:
Угля – 2 т,
Нефти – 18 т,
Бумаги – 200 т,
Никеля – 800 т,
Вискозного шелка – 1 500 т
Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.
Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.
2 группа.
Расскажите о влиянии промышленности, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78) (см. приложение 1)
3 группа.
Расскажите о влиянии сельского хозяйства, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)
4 группа.
Расскажите о влиянии Калининской атомной станции, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)
5 группа.
Расскажите о влиянии водного транспорта и сплава леса, на водные ресурсы Тверской области, используя материалы - Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)
Щербаков Ю.А. и др. «Береги природу родного края. Использование и охрана природы тверской области» Тверь 1991 год. (стр. 72-78)
Источниками загрязнения воды в бассейнах малых рек являются расположенные на их берегах города и другие населенные пункты, промышленные и транспортные объекты, животноводческие фермы, смываемые с полей почвы, химические удобрения и средства защиты растений. Все увеличивающееся количество вредных химических веществ поступает из атмосферы, загрязненной в крупных промышленных центрах и за пределами области. Однако непосредственно в бассейнах большинства малых рек Тверской области нет крупных городов. Поэтому загрязнение вод этих рек пока еще сравнительно невелико и может быть сокращено путем изменения технологий и создания очистных сооружений.
Водные ресурсы Тверской области обеспечивают бытовые и производственные потребности 1,6 млн. человек местного населения и около 7 млн. человек, живущих и работающих в пределах Московской городской агломерации. Кроме того, часть воды уходит за пределы области по Западной Двине, Мете, Волге. Вместе с тем, потребности в воде растут, а ее общее количество практически не меняется. Более того, качество воды в целом ежегодно ухудшается. В водоемы "области ежегодно промышленными предприятиями сбрасывается около 165 млн. м3 загрязненных сточных вод. Очистные сооружения перегружены и малоэффективны. На многих предприятиях их просто нет. Поэтому значительная часть стоков, в том числе все ливневые стоки, сбрасываются в реки без очистки. Положение усугубляется частыми авариями на канализационных сетях, большая часть которых функционирует без капитального ремонта по нескольку десятков лет. Стоки с высоким содержанием хрома вызывают гибель микроорганизмов на городских очистных сооружениях, что ухудшает качество очистки сточных вод.
Не меньшее количество загрязненных веществ поставляет в реки и другие водоемы сельскохозяйственное производство. Животноводческие фермы и комплексы, откормочные пункты, птицефабрики практически повсеместно расположены на берегах рек и речек, однако не имеют надлежащих средств и методов очистки и утилизации отходов. На берегах и в водосборных бассейнах всех рек и речек имеются населенные пункты. Расположенные животноводческие фермы, склады химических веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), мастерские и т. д., которые превратились в очень активных загрязнителей рек, а учитывая их многочисленность,— и в очень опасных. Практически во всех с/х предприятиях не соблюдаются инструкции по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов.
Химическое воздействие агроландшафтов (полей и лугов) на реки осуществляется и при эрозии почв путем сноса в растворах части вносимых минеральных удобрений и ядохимикатов. В почву ежегодно вносятся гербициды, пестициды и другие ядохимикаты для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. В почву вносится 520 тыс. тонн органических и 13 тыс. тонн минеральных удобрений. Дозы, сроки, комбинация вносимых химических веществ, как правило, слабо согласуется с нормами, а кислые бесструктурные почвы не в состоянии ассимилировать и удержать все вносимые химические вещества. Значительная часть их растворяется в воде и поступает в реки, особенно если эти вещества вносятся в мерзлую почву или на снег, что имеет место.
Положение усугубляется близостью полей и лугов к рекам и отсутствием буферных зон естественной растительности, способной задерживать химический сток.
Вода многих водоемов, особенно крупных, стала непригодна для бытовых нужд. В ней содержится много цинка, меди, хрома, азота, аммиачных солей, сульфатов, нефтепродуктов. Естественно, что из-за ухудшения качества сокращается масса пригодной для потребления воды. Одновременно с этим активизируется процесс естественного зарастания и эвтрофикации озер и водохранилищ, вызванный загрязнением. В частности, быстрое зарастание и эвтрофикация является одной из главных причин, сдерживающих увеличение забора воды из Иваньковского водохранилища для Москвы. Поэтому улучшать качество воды, а следовательно, увеличивать количество пригодной к употреблению воды нужно не только путем сокращения и ликвидации сброса неочищенных сточных вод, но и планомерно расчищая мелководья, очищая дно озер и водохранилищ от накапливающейся здесь органической массы, илов и сапропелей, обустраивая берега, создавая на них буферные защитные зоны растительности.
На территории Тверской области построена Калининская атомная электростанция в городе Удомля, которая также является источником загрязнений водоёмов. Неоднократные вынужденные остановки и частые неполадки на атомной станции, иногда сопровождающиеся выбросом в окружающую среду радионуклидов,- наглядное тому подтверждение.
Но даже при безаварийной работе реакторов и соблюдении всех мер предосторожности радиоактивные отходы неизбежны. Их фоновые значения невелики, средний фон даже может и не меняться. По разные ландшафты, разные живые организмы и отдельные части их тела по-разному реагируют на радиоактивное загрязнение. Есть ландшафты и организмы нейтральные к этому загрязнению. Они не задерживают радионуклиды. По есть и такие, в которых радио-, активные вещества накапливаются и достигают больших концентрации. Объекты сорбенты радионуклидов в районе атомная станция не изучались и в документах не отражены, хотя из литературы известно, что концентрация радиоактивных веществ в них может превышать фон в сотни, тысячи и даже сотни тысяч раз.
Большой ущерб водоемам области наносился многие годы сплавом леса. В настоящее время сплав древесины по рекам Тверской области прекращен. Организуется механизированная очистка русел рек от топляка.
Остается проблема маломерного флота. Различные катера и моторные лодки являются источником загрязнения воды рек и озер нефтепродуктами. Поднимаемые ими волны в малых реках выбрасывают молодь рыб на берег, где она гибнет. В большинстве случаев использование маломерного флота не вызывается вескими причинами и может быть резко сокращено решением властей на местах.
Водные объекты издавна притягивали население на свои берега. В настоящее время эти объекты представляют большой интерес для отдыхающих. Многочисленные дома отдыха, турбазы ежегодно обслуживают десятки тысяч человек, отдыхающих в них. Еще большее количество так называемых неорганизованных отдыхающих проводят свое свободное время у водных объектов Тверской области. Безусловно, использование рекреационных ресурсов надо расширять, поскольку человек не может жить без тесного общения с природой. Но в том виде, в каком это общение осуществляется в рекреационных зонах Тверской области, это грозит дегрессией природы этих зон и утратой ими оздоровительных свойств. Гибнет природа побережий, а вслед на ними — и водоемы. Между тем, водораздельные пространства Тверской области являются последним крупным массивом с относительно малозатронутой природной средой на доступном от Москвы расстоянии. Расширение здесь хозяйственной деятельности, промышленного строительства лишит эти территории рекреационных свойств, а москвичей — зон отдыха
Занятие 3.4
|
|
|