Главная страница

Тема проекта: «Родной город, родной край»


Скачать 193.68 Kb.
Название Тема проекта: «Родной город, родной край»
Дата 27.02.2016
Размер 193.68 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Сандугачым» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Тема проекта:

«Родной город, родной край»

Воспитатель высшей категории

Гайнетдинова Зульфия Закиевна

Содержание

Актуальность проекта

3

Основные положения проекта

4

Этапы проведения проекта

6

Ожидаемый результат

7

Совместная деятельность педагога с детьми

8

Взаимодействие педагога с семьями

15

Достигнутые результаты

17

Список литературы

18









«Любят родину не за то, что она велика,

а за то, что своя»
Сенека

Актуальность темы

Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране, уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.


Основные положения проекта

«Родной город, родной край»

Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.


  • Вид проекта: познавательный, групповой.

  • Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

  • Сроки реализации: в течение двух лет.

  • Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие, развитие музыкально-художественной деятельности.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования

  • Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и городе: название республики и города, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.

  • Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать экологическое состояние нашей республики и города; обогащать словарный запас детей.

  • Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, городу, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.


Цель проекта

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Методы проекта

  • Наблюдение

  • Анкетирование

  • Познавательные игровые занятия

  • Беседы

  • Консультации

  • Экскурсии

  • Выставки

  • Дидактические игры

  • Встречи

  • Праздники и конкурсы

  • Спортивные мероприятия





Этапы проведения проекта

1 этап – Информационно-накопительный:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта

  • сбор и анализ литературы для взрослых и детей

  • совместная деятельность с родителями в поиске информации по родному краю, городу.

2 этап – Организационный

Включает проведение различных занятий, мероприятий на тему: «Родной город, родной край».

  • Познавательное занятие «Достопримечательности родного города»

  • Совместная изобразительная деятельность родителей и воспитанников на тему: «Мой дом»

  • Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, что плохо?»

  • Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»

  • Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

  • Беседа «Знаешь ли ты свой город?»

  • Творческое задание «Придумай названия будущим улицам города»

З этап – Завершающий

  • Подведение итогов и обобщение (презентация)

  • Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

  • Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»


Ожидаемый результат

  1. Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.

  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.

  3. Освоение доступных знаний о родном городе и крае.

  4. Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Совместная деятельность педагога с детьми



Тема

Цели

Форма проведения



«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа

2.

«Угадай, где я нахожусь?

Продолжение знакомства с достопримечательностями родного города

Дидактическая игра

3.

«Улицы родного города»

Продолжить знакомство с красотой улиц нашего города и развивать умение изображать увиденное на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок

Изобразительная деятельность

4.

«Улица Аллея героев»

Продолжить знакомство с героями родного города, с их жизненными подвигами

Занятие


5.

«Транспорт в моем городе»

Продолжить знакомство с видами транспорта в родном городе; закрепить умения применять полученные знания в играх

Беседа, дидактическая игра

6.

«Будь внимателен»

Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах

Экскурсия

7.

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города

Занятие, слайд-шоу

8.

«Герб города Менделеевск»


Познакомить детей с гербом города Менделеевск, дать визуальное представление; закрепить знания о родном городе, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма

Занятие (прослушивание аудиозаписи)


9.

«Что хорошо, что плохо?»

Учить ориентироваться в своем детском саду и соблюдать правила поведения в нем

Экскурсия по детскому саду

10.

«Детский сад – второй мой дом»

Расширить знания детей о своем детском саде и продолжить учить отражать свое видение в изобразительной деятельности

Аппликация

(смотр макета)

11.

«Все профессии важны…»

Расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Беседа, дидактическая игра

12.

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Занятие, слайд-шоу - выставка из фотографий

13.

«В гостях Краеведческого музея»

Расширить и углубить знания об истории города

Экскурсия


14.

«Многонациональный город»

Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде

Беседа, конкурсы

16.

«Праздник смелых людей»

Рассказать о военных профессиях, которые требуют от людей быть смелыми и отважными; дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов

Занятие

17.

«Веселые старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования


18.

«Боевая слава нашего города»

Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев города

Беседа


19.

«Спасибо за мирное небо над головой»

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ

Встреча с ветеранами

20.

«Флора и фауна Менделеевска»

Углублять конкретизировать представления о животном и растительном мире города

Беседа, загадки

21.

«Что ты знаешь о своем городе?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Мониторинг


22.

«Мой город и район, в котором я живу»

Продолжать воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе

Беседа, сюжетно-ролевая игра «Почта» (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада)

23.

«Как называется республика, в которой ты живешь?»

Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней Республики Татарстан и ее столицы - Казани

Беседа с использованием презентации

24.

«Знакомство с флагом, гербом, гимном и президентом Татарстана»

Дать понять о том, что такое герб и флаг, объяснить символику герба и флага Татарстана. Воспитывать уважительное отношение к символикам города Казани

Беседа с использованием слайдов, дидактические игры «Найди флаг и герб Татарстана», прослушивание гимна, оформление стенда

25.

«Мы идем в музей»

Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике

Занятие

26.

«Выложи узор на кокошнике и калфаке»

Учить передавать характерные детали головных уборов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям

Аппликация

27.

«Законы, по которым мы живем» 6 ноября – День Конституции Татарстана

Формировать знания о том, что Конституция РТ основной закон государства, который надо соблюдать. Дать разъяснение понятие «Конституция». Познакомить с содержанием законов, и рассказать о том, что конституция защищает права взрослых и детей. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Республики Татарстан

Беседа о Конституции. Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства)

28.

«Какие народы живут в нашей республике?»

Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре

Экскурсия в библиотеку

29.

“Туган шәһәрнең истәлекле урыннары”


Балаларда туган җирне ярату хисе тәрбияләү. Туган шәһәрнең истәлекле урыннары белән таныштыру. Сөйләм телен камилләштерү. Юлда һәм җәмәгать урыннарында үз – үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту


Шөгыль, слайдлар кулланып


30.

«Республика моя – Татарстан»

Обобщить знания детей о Татарстане, его жителях, быте, культуре, о празднике День суверенитета Татарстана. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину – Республику Татарстан

Развлечение


31.

«Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?»

Закрепить знания о животных, птицах и растениях, обитающих в наших лесах, их разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе

Изобразительная деятельность

32.

«Народное творчество»

Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение

Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок

33.

«Из нашего города - по родной республике»

Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы

Игра-путешествие

34.

«Казань в песнях и плясках»

Продолжить знакомство с музыкальным творчеством, посвященным городу Казани и их исполнителями

Слушание песен о Казани и просмотр видео с участием разных народных ансамблей

35.

«Секреты татарской кухни»

Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа

Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения»

36.

«Базар юных умельцев»


Познакомить детей с национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности

Изготовление из фольги национальных украшений: браслеты, кольца

37.

«Литературное наследие»

Расширить знания детей о жизни и творчестве М.Джалиля, Г.Тукая, Р.Миннулина, А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. Воспитание любви к поэзии

Выставка портретов и произведений писателей. Чтение их творчества

38.

«Военные профессии»

Расширить знания о Российской армии. Уточнить представления о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить навыкам словообразования. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям военных специальностей

Занятие, загадки

39.

«Кораблик «Алые паруса»»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям

Изготовление подарка для пап из поролона

40.

«Москва – столица России»

Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью

Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения У. Глинки «Москва»

41.

«Символика Москвы»

Знакомство с гербом, гимном, флагом и президентом России

Беседа, прослушивание гимна, оформление стенда

42.

«Умники и умницы»

Продолжать формировать представление о городе Менделеевске. Выработать в детях желание узнавать новое о родном городе. Закреплять умение отвечать на вопросы. Совершенствовать быстроту реакции на словесные раздражители, в игровой форме найти применение некоторым наработанным логико-математическим понятием. Развивать самостоятельность, внимание, общение. Воспитывать уважение к своему городу, народу.

Познавательно – игровое занятие


43.

«Этот День Победы»


Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта

Выставка работ детей, посвященных Дню Победы


44.

«Звезда победы»

Познакомить детей с событиями ВОВ. Формировать элементарные знания о героях нашего города на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ

Праздник, встреча с ветеранами


45.

«Наши защитники»

Продолжить знакомство детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям

Экскурсия на Аллею Героев, к вечному огню, возложение цветов к мемориалу воинской славы


46.

«Что ты знаешь о своем родном крае?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Мониторинг



Взаимодействие педагога с семьями



Тема

Цели

Форма проведения

1.

«Патриотическое воспитание»


Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников

Анкетирование для родителей


2.

«Знаете ли вы своего ребенка?»

Определение уровня знаний ребенка о своем городе глазами родителей

Анкетирование для родителей



3.

«Мой дом»

Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок

Совместная изобразительная деятельность с родителями

4.

«Зарничка»

Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике.

Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них

Развлечение на участке


5.



«Сделаем наш город чище»


Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество



Выставка поделок (совместно с родителями)

6.

«Можно ли это считать нарушением прав ребенка?»

Выявить уровень представления о правах ребенка



Мини-анкета для родителей


7.

Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»


Закреплять и расширять знания о городе и республике, их символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей

КВН совместно с родителями


8.

«Богатырские состязания»

Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости

Спортивное развлечение вместе с родителями

9.

«Мы за мир!»

Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы

Конкурс семейных рисунков

10.

«Как воспитать маленького патриота»

Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей

Рекомендация




Достигнутые результаты

  • Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 44% детей, выше среднего у 40% детей.

  • Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,

  • Повышение активности родителей в делах группы.

Выводы

Таким образом, реализованный мной проект «Родной город, родной край» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, городе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родной город, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.

В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.

При осуществлении проекта  использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.        Центральное место в проекте  было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.

        Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего города.

Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны, и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего города; знают особенности его природы и культуры.  

Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.

Список литературы

1. Гараева Ф.Х. Без бит Бондюг яклары / Ф.Х. Гараева. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 56с.

2. Гогоберидзе А.Г. Маленькие граждане большой страны.// Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-8.

3. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников.// Дошкольная педагогика. - 2009. – №2. – С. 51-53.

4. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2006. - № 8. - С. 80.

5. Кузнецова Г.И. Менделеевцам о менделеевцах / Г.И.Кузнецова. - Издательский дом «Елабуга», 2003. – 196с.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М.Д. Маханева.// Управление дошкольным образованием. - 2005. - № 1. - С. 57- 60.

7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства / Н.Г. Сергеева. - Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 55с.

8. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – 78с.

9. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.

10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2004. — № 4. - С. 99-101.

11.Электронные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеевск
http://tatarstan.ru/about/symbols.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_символы_России
http://gendocs.ru/
http://nsportal.ru/