| 
 
 
 | 
                    
                      | 47.
 
 | 
 
 
 | Значение и строение нервной системы.
 
 | Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическая. Рефлекторном принципе деятельности нервной системы.
 
 | Давать определение понятию рефлекс. Называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы. Функции нервной системы. Распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы.
 
 | §43
 
 | Работа в тетради, с таблицей и схемами.
 
 | Таблица «Нервная система человека», карточки.
 
 | Медицина.
 
 | Фронтальный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 48.
 
 | 
 
 
 | Строение и функции спинного мозга.
 
 | Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях. Сером веществе и белом веществе спинного мозга. Рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга. Нарушениях деятельности спинного мозга.
 
 | Называть особенности строения спинного мозга, функциях спинного мозга, распознавать основные части спинного мозга, характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности человека.
 
 | §44.
 
 | Работа с учебником и таблицами.
 
 | Таблица «Строение спинного мозга», модель. Презентация
 
 | 
 
 
 | Индивидуальный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 49, 50
 
 | 
 
 
 | Головной мозг. Его строение.
 
 (2 ч.)
 
 | Головной мозг. Строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Большие полушария.
 
 | Называть особенности строения головного мозга. Отделы головного мозга. Функции головного мозга. Распознавать отделы головного мозга по таблице.
 
 | §45,46
 
 | Работа с учебником и таблицами.
 
 | Таблица «Строение головного мозга». Модель мозга
 
 | медицина
 
 | Л/р. №14 «Пальцевая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 51.
 
 | 
 
 
 | Вегетативная нервная система, строение и функции.
 
 | Работать с понятиями соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.
 
 | Называть отделы нервной системы, их функции, подотделы вегетативной нервной системы, их функции.
 
 | §47.
 
 | Работа с учебником и таблицами.
 
 | Таблица «Вегетативная нервная система».
 
 | 
 
 
 | Л/р. №15 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.»
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | Тема 2.13. Анализаторы . (5 часов).
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 52.
 
 | 
 
 
 | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
 
 | Работать с понятиями органы чувств, их ролью в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.
 
 | Называть органы чувств человека. Анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.
 
 | §48,52
 
 | Работа с учебником и таблицами.
 
 | Таблица «Анализаторы».
 
 | 
 
 
 | Фронтальная беседа.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 53.
 
 | 
 
 
 | Орган зрения и зрительный анализатор.
 
 | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Зрительный анализатор.
 
 | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора
 
 | §49, зад.
 
 | Работа с учебником.
 
 | Модель глаза, таблица.
 
 | Оптика.
 
 | Л/р. №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 54.
 
 | 
 
 
 | Заболевание и повреждение глаз.
 
 | Нарушение зрения. Их профилактика. Заболевания глаз: дальнозоркость, близорукость, астигматизм.
 
 | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения, анализировать факторы риска для здоровья.
 
 | §50.
 
 | Работа с учебником, наблюдения, сообщения.
 
 | Таблицы. Презентация
 
 | Медицина.
 
 | Викторина.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 55.
 
 | 
 
 
 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
 
 | Орган слуха. Строение, функции наружного, среднего и внутреннего уха
 
 | Называть особенности строение органа слуха и слухового анализатора. Распознавать части органа слуха и анализатора.
 
 | §51.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Модель Органа слуха, таблица «Слуховой анализатор».
 
 | Физика.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 56.
 
 | 
 
 
 | Зачет «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы».
 
 | Обобщить и систематизировать знания детей по теме.
 
 | Знать и уметь использовать полученные знания на практике.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Тесты разноуровневые.
 
 | 
 
 
 | К/р. №6
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | Тема 2.14 Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 часа).
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 57.
 
 | 
 
 
 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
 
 | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
 
 | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреты, внешней секреции.
 
 | §58.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Таблица «Железы внешней и внутренней секреции».
 
 | Медицина.
 
 | Беседа.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 58.
 
 | 
 
 
 | Роль гормонов и обмене веществ, росте и развитии организма.
 
 | Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы и заболевание сахарным диабетом.
 
 | Давать определение понятию гормоны, называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
 
 | §59.
 
 | Работа с таблицей, учебником.
 
 | Таблица «Гормоны», сообщения.
 
 | 
 
 
 | Урок-конференция.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | Тема 2.15 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов).
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 59.
 
 | 
 
 
 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы.
 
 | Дать понятие о рефлекторном характере деятельности нервной системы. Безусловном и условном рефлексе, их биологическом значении.
 
 | Давать определение понятиям безусловном рефлексе, условном рефлексе, называть принцип работы нервной системы.
 
 | §53.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Работы Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина.
 
 | 
 
 
 | С/р.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 60.
 
 | 
 
 
 | Врожденные и приобретенные программы поведения.
 
 | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы. Динамический стереотип, рассудочная деятельность.
 
 | Давать определения понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть принципы работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга.
 
 | §54.
 
 | Работа с учебником, таблицами
 
 | Оборудование для лабораторной работы.
 
 | Психология.
 
 | Л/р. №17 «Выработка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа». (д/з)
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 61.
 
 | 
 
 
 | Биологические ритмы. Сон и его значение.
 
 | Биологические ритмы. Сон (фазы сна). Бодрствование, значение сна.
 
 | Характеризовать значение сна для организма человека.
 
 | §55.
 
 | Работа с таблицами.
 
 | Таблица «Фазы сна».
 
 | Медицина.
 
 | Опрос.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 62.
 
 | 
 
 
 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.
 
 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека.
 
 | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
 
 | §56. 57
 
 | Работа с таблицей.
 
 | Оборудование для лабораторной работы.
 
 | Психология.
 
 | Л/р. №18 Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 63.
 
 | 
 
 
 | Обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции (эндокринная система). Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».
 
 | Обобщить и систематизировать знания детей по теме.
 
 | Знать и уметь использовать полученные знания на практике.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Тесты разноуровневые.
 
 | 
 
 
 | К/р. №7
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. (5 часов).
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 64.
 
 | 
 
 
 | Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода.
 
 | Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие плода,
 
 | Называть этапы жизненного цикла человека, узнавать по рисункам органы размножения, сравнивать бесполое и половое размножения; функции плаценты, перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной.
 
 | §60, §61., подготовка сообщений.
 
 | Работа с учебником, таблицей, карточками.
 
 | Таблицы «Жизненный цикл человека», «Онтогенез животных», презентация.
 
 | 
 
 
 | Беседа.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 65.
 
 | 
 
 
 | Беременность и роды.
 
 | Беременность. Режим беременной.
 
 | Называть и описывать режим беременной.
 
 | §61., подготовка сообщений.
 
 | Работа с учебником, таблицей, карточками.
 
 | Презентация.
 
 | 
 
 
 | Беседа.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 66.
 
 | 
 
 
 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.
 
 | Наследственные заболевания. Врожденные заболевания. Проявление алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
 
 | Знать и называть наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.
 
 | Конспект
 
 | Работа с учебником, презентацией. Карточками..
 
 | Медицина, генетика
 
 | 
 
 
 | Сообщения
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 67.
 
 | 
 
 
 | Развитие ребенка после рождения.
 
 
 | Индивид, личность, интроверт, экстраверт. Развитие человека, стадии его развития.
 
 | Называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения.
 
 | §63.
 
 | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей.
 
 | Рисунки, карточки с ситуациями.
 
 | Психология.
 
 | Тест.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 68.
 
 | 
 
 
 | Интересы и склонности.
 
 
 | Типы темперамента. Склонности, способности, наследственные задатки.
 
 | Называть типы темперамента, характера.
 
 | §64.
 
 | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей.
 
 | Рисунки, карточки с ситуациями.
 
 | Психология.
 
 | Работа с карточками
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 69.
 
 | 
 
 
 | Резерв. Повторение темы « Строение и функции организма»
 
 | Обобщить знания полученные за курс 8 класса
 
 | Знать и использовать основные понятия по теме.
 
 | Конспект
 
 | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей.
 
 | Рисунки, карточки с ситуациями.
 
 | Медицина, анатомия, гигиена
 
 | с/р.
 
 | 
 
 
 | 
                    
                      | 70.
 
 | 
 
 
 | Резерв. Повторение темы « Индивидуальное развитие организма»
 
 | Обобщить знания полученные за курс 8 класса
 
 | Знать и использовать основные понятия по теме.
 
 | 
 
 
 | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей.
 
 | Рисунки, карточки с ситуациями.
 
 | 
 
 
 | Летнее задание.
 
 | 
 
 
 |