|  | 
            
              | 24.
 
 | 
 
 
 | Строение и работа сердца.
 
 | Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, раскрыть регуляцию сердечной системы.
 
 | Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости.
 
 | §22.
 
 | Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами.
 
 | Модель сердца, таблицы, рисунки.
 
 | Зоология.
 
 | Викторина.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 25.
 
 | 
 
 
 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
 
 | Выяснить причины движения крови и изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии.
 
 | Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления.
 
 | §23.
 
 | Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами.
 
 | Измерение скорости наполнения ногтевого ложа, измерение пульса.
 
 | 
 
 
 | Л/р. №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса».
 
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 26.
 
 | 
 
 
 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
 
 | Раскрыть физиологические основы сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии с влиянием курения, потребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
 
 | Ударный объём, гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.
 
 | §24.
 
 | 
 
 
 | Тонометр.
 
 | Медицина.
 
 | Л/р. №10 «Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 27.
 
 | 
 
 
 | Первая помощь при кровотечениях.
 
 | Познакомить учащихся с приемами первой помощи по остановке кровотечений.
 
 | Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения.
 
 | §25.
 
 | Практическая работа «Первая помощь при кровотечениях».
 
 | Оборудование для практической работы.
 
 | Медицина.
 
 | П/р. №1
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 28.
 
 | 
 
 
 | Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».
 
 | Повторить и обобщить знания детей по теме « Кровеносная система».
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
            
              | Тема 2.7. «Дыхательная система» (5 часов).
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 29.
 
 | 
 
 
 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.
 
 | Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава.
 
 | Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути.
 
 | §26,27
 
 | Работа с учебником, таблицей, рисунками
 
 | 
 
 
 | Медицина и гигиена.
 
 | Беседа.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 30.
 
 | 
 
 
 | Значение и механизм дыхания.
 
 | Раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы. Показать роль кругов кровообращения в газообмене.
 
 | Легочное и тканевое дыхание, вентиляция легких.
 
 | §27,28
 
 | Работа с учебником, таблицей, рисунками
 
 | Датчики, презентация
 
 | 
 
 
 | Л/р. №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
 
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 31.
 
 | 
 
 
 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
 
 | Определить роль нервно-гуморальной регуляции дыхания, механизма вдоха и выдоха.
 
 | Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.
 
 | §29.
 
 | Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач.
 
 | Самодельная модель Дондерса, банка с растопленным снегом, газетный текст, таблицы.
 
 | Медицина, экология.
 
 | Фронтальный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 32.
 
 | 
 
 
 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.
 
 | Показать простейшие приемы самообследования органов дыхания.
 
 | Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.
 
 | §30.
 
 | Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач.
 
 | Таблица «Первая помощь при травмах органов дыхания»
 
 | Медицина и гигиена.
 
 | Карточки.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 33.
 
 | 
 
 
 | Зачет по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхательная система».
 
 | Обобщить знания детей об системе дыхания и кровеносной системе, развивать умение анализировать.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Тестовая контрольная работа.
 
 | 
 
 
 | К/р. №3
 
 | 
 
 
 | 
            
              | Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов).
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 34.
 
 | 
 
 
 | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
 
 | Дать понятие об питании, продуктах питания и питательных веществах: жирах, углеводах, витаминах, воде и минеральных веществах. Об пищеварении, строении и функциях пищеварительной системы, органах пищеварения: пищеварительный канал, и пищеварительные железы.
 
 | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания.
 
 | §30.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Таблицы « Продукты питания», «Органы пищеварения». Презентация
 
 | Диетология
 
 | Беседа.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 35.
 
 | 
 
 
 | Пищеварение в ротовой полости.
 
 | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, о пищеварительных железах, пищеварении в ротовой полости.
 
 Объяснить работу пищеварительных ферментов.
 
 | Уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.
 
 | §31.
 
 Сообщение о исследованиях И.П. Павлова.
 
 | Работа с таблицей, инд. Работа по карточкам, работа с учебником.
 
 | Таблица «Органы пищеварения». Электронный учебник
 
 | 
 
 
 | Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов слюны на крахмал»
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 36.
 
 | 
 
 
 | Пищеварение в желудке.
 
 | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, строение желудка.
 
 | Уметь давать определение понятию фермент, рефлекс условный и безусловный, объяснять процесс пищеварения в желудке.
 
 | §32.
 
 | Работа с учебником, практическая работа стр. 170.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Тест.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 37.
 
 | 
 
 
 | Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
 
 | Дать понятие о строении двенадцатиперстной кишки, всасывании питательных веществ в тонком и толстом кишечнике. Аппендиксе.
 
 | Уметь характеризовать сущность биологического процесса в кишечнике, роли ферментов печени и поджелудочной железы.
 
 | §33.
 
 
 | Работа с учебником и таблицей.
 
 | Таблица «Строение системы пищеварения».
 
 | Медицина.
 
 | С/р.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 38.
 
 | 
 
 
 | Регуляция деятельности пищеварительной системы.
 
 | Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения.
 
 | Уметь характеризовать сущность регуляции пищеварительной системы.
 
 | §34 Сообщения о профилактики заболеваний органов пищеварения, влияния на них вредных привычек
 
 | Работа с учебником и таблицей.
 
 | Таблица «Строение системы пищеварения».
 
 | Медицина.
 
 | Фронтальный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 39.
 
 | 
 
 
 | Профилактика заболеваний органов пищеварения.
 
 | Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
 
 | Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения.
 
 | §35.
 
 | Работа с учебником и дополнительным материалом.
 
 | Видеосюжет.
 
 | Медицина.
 
 | Сообщения.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа).
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 40.
 
 | 
 
 
 | Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания.
 
 | Дать понятия об обмене и роле белков, углеводов, жиров. Водно-солевом обмене. О способах определения норм питания.
 
 | Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращении энергии в организме, как основу жизнедеятельности организма.
 
 | §36,38.
 
 Сообщение о витаминах.
 
 | Работа с учебником и таблицей.
 
 | Таблица «Энергетический обмен».
 
 | Диетология.
 
 | Лабораторная работа № 13 «Составление пищеывых рационов в зависимости от энерготрат».
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 41.
 
 | 
 
 
 | Витамины.
 
 | Дать понятие об витаминах, их роль в организме и содержании в пище. Дать понятие о суточной потребности организма в витаминах, о гипо- и гипервитаминозах и их проявлениях.
 
 | Уметь называть основные группы витаминов и продуктах, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.
 
 | §36.
 
 | Работа с таблицей, учебником.
 
 | Таблица «Витамины»
 
 | Диетология.
 
 | Сообщения.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 42.
 
 | 
 
 
 | Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система и обмен веществ».
 
 | Обобщить знания детей о пищеварительной системе.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Тестовая работа.
 
 | 
 
 
 | К/р. № 5
 
 | 
 
 
 | 
            
              | Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 43.
 
 | 
 
 
 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.
 
 | Дать понятие об покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы гиподермы.
 
 | Уметь называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи.
 
 | §39.
 
 | Работа с таблицами, текстом учебника.
 
 | Таблица «Кожа и кожные покровы человека.»
 
 | Медицина.
 
 | Викторина.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 44.
 
 | 
 
 
 | Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей.
 
 | Дать понятие об теплообразовании, теплоотдачи и терморегуляции организма, о роле кожи в терморегуляции, уходе за кожей, волосами, ногтями. Приемах закаливания.
 
 | Уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.
 
 | §39,40,41.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Видеосюжет.
 
 | 
 
 
 | Фронтальный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 45.
 
 | 
 
 
 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
 
 | Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики.
 
 | Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказывать первую помощь при травмах. Ожогах, обморожениях.
 
 | §40.
 
 | Работа с учебником, таблицей.
 
 | Видеосюжет.
 
 | Медицина.
 
 | Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
 
 
 | 
 
 
 | 
            
              | Тема 2.11. Выделительная система. (1 час).
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 46.
 
 | 
 
 
 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
 
 | Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении. Строении и функции почек.
 
 | Уметь называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.
 
 | §42.
 
 | Работа с таблицей, учебником.
 
 | Таблица «Органы выделения», видеосюжет.
 
 | Гигиена и медицина.
 
 | Карточки.
 
 | 
 
 
 | 
            
              | 
 |