Главная страница

Семинар по защите проекта «Свидание с пылающей эпохой»


Скачать 185.13 Kb.
Название Семинар по защите проекта «Свидание с пылающей эпохой»
Дата 02.03.2016
Размер 185.13 Kb.
Тип Семинар


Открытый урок-исследование по теме «Защита проекта «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » был проведен в 8 классе для участников районного совещания директоров Тоцкого района и районной творческой лаборатории педагогов « Технология проблемного обучения» с использованием компьютерных технологий. Данная работа будет интересна учителям литературы, истории, библиотечным работникам,

Интерактивный семинар

по защите проекта

«Свидание с пылающей эпохой»

(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")





Тухфатуллина Гульшат Шарифовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ Богдановская средняя общеобразо

вательная школа Тоцкого района

Оренбургской области.

Педагогический стаж – 35 лет

МАОУ Богдановская средняя общеобразовательная

школа Тоцкого района Оренбургской области

Конспект урока с использованием компьютерных технологий на тему:

Защита проекта «Свидание с пылающей эпохой»

(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Цель урока:

образовательная - углубить понимание идейно – художественного богатства романа, систематизировать знания учащихся о романе, исследовав роль образов в произведении; учить разгадывать замысел автора; учить хорошо ориентироваться в тексте; развивать навыки работы с художественным текстом;

развивающая - развивать умение анализировать и делать выводы; сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развить образно-ассоциативные способности детей, показав близость между словесным и зрительным образами.

воспитательная - воспитывать чувство справедливости и нравственности; убедить детей на примере героев романа в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным.

Методы проведения урока:

слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды); групповая исследовательская работа по карте; сопутствующее повторение литературоведческих терминов; самостоятельная работа по учебнику « Литература» 8 класс (автор Беленький В.Я.) ;

Предварительное домашнее задание для желающих: подготовить выступления по предложенным для семинара вопросам, повторить сведения из биографии писателя и приготовить использование слайдов по теме своего сообщения.

Словарная работа: чем отличается документальное произведение от художественного (на примере произведений А.С.Пушкина “История Пугачевского бунта”и «Капитанская дочка»); обреченность, противоречивость, непредсказуемость.
Наглядность, оборудование:

1.Выставочный стенд ««Свидание с пылающей эпохой»

2.Медиапроектор для показа презентаций к выступлениям учащихся (слайды № 1-39);

3. Оформление доски (тема, портрет А.С.Пушкина, эпиграф, иллюстрации к повести «Капитанская дочка»)

4. Выставка книг А.С.Пушкина и историков о Пугачеве.

5. Стенд «Писатели- классики в Оренбургском крае».

6. Мультимедиа энциклопедия "А.С. Пушкин в зеркале двух столетий"

Литература и литературное обеспечение:

1. Энциклопедический словарь "Русские писатели от А до Я (в 2-х томах)"

2. Пушкин А.С. "Капитанская дочка", "История Пугачёвского бунта"

3. «Словарь Брокгауза и Ефрона»

4. В. Савельзон «Пушкин в Оренбуржье».

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Итак, мы прочитали последнее большое произведение Пушкина А.С., которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, – последняя, на которой присутствовал Пушкин А.С.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? По жанру это повесть? Или роман?

Сегодня на уроке мы защитим наш проект «Свидание с пылающей эпохой», постараемся разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки истории, человеческой жизни, над которыми размышлял Пушкин А.С. в конце своего творческого пути.

Работа с классом: Слайд №4. Что же подтолкнуло Пушкина к написанию произведений о Пугачеве?

К написанию “Истории Пугачевского бунта” Александра Сергеевича Пушкина, безусловно, подтолкнул неудачный исход восстания декабристов, в числе которых были его друзья, а также волнения крестьян и военных поселенцев в 1830 г., снова обостривших вопрос о крепостном праве. Как человека и гражданина это не могло оставить Пушкина равнодушным. Поэтому в 1833 г. он добился разрешения на четырехмесячную поездку по местам пугачевского восстания - Оренбургской и Казанской губерниям.  Пушкин изъездил места восстания Пугачева, собирая данные и опрашивая еще живых стариков-свидетелей. Затем заехал в Болдино. Здесь он и начал работать над ”Историей Пугачевского бунта”.
20 октября Пушкин вернулся в  Петербург. “История…” была закончена.  Но на этом он не остановился, теперь его целью стало написание художественного романа с захватывающим сюжетом, утверждающим связь между двумя социальными группами. Так в том же 1833 году было написано одно из лучших прозаических произведений Пушкина - ”Капитанская дочка”. Пугачевщина должна была явиться предостережением для дворянства, которое не видело необходимости новых форм связи с крестьянством.
Слайд № 5 : Постановка проблемного вопроса. Обратим внимание на эпиграф:

« В « Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». (В.О.Ключевский.) Все ли согласны с этим? Может это бытовой, любовный роман?

I этап решения проблемы : опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений. Мы знаем, что прежде Пушкин написал "Историю Пугачёвского бунта"(1833 год). Он изучил архивный материал. Давайте и мы обратимся к истории: кем же был Емельян Пугачёв?

Проблемное усвоение материала: выступления уч-ся на основе исследовательской работы по теме.

1. Выступление ученицы (Видмицких Дарья). Пугачев Е. И. (по статье из «Словаря Брокгауза и Ефрона»). Слайды № 6-12

Пугачев Емельян Иванович, донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов. В 1759 вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769-1770 воевал с турками и получил чин хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон, в 1772 отправился бродяжничать, находился в среде казаков, за Кубанью, в Польше, жил среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.

В мае 1773 бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя императором Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, ( слайд № 9 ) подосланных неверной женой Екатериной II( слайд № 10). 17 сентября от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания, ядром которого стали яицкие казаки-старообрядцы. (слайд № 11 ).

Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории от Урала до Волги ( слайд № 12–исследование карты « Восстание Емельяна Пугачева»).

Сам Пугачев первоначально осадил Оренбург, но после поражения от правительственных войск у Татищевой крепости 22 ноября 1774 его главные силы отступили в горнозаводской Урал. Оттуда он двинулся на Волгу и взял Казань. Пугачевцы находились там всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город. Победители насиловали женщин, убивали не только мужчин, но и стариков и детей. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения.

После того, как повстанцы потерпели крупное поражение под Царицыном, Пугачев в сентябре 1774 был выдан своими бывшими соратниками царским властям. Доставленный в Москву в клетке в распоряжение следственной комиссии мятежный вождь был приговорен судом к четвертованию и казнен с несколькими своими сподвижниками 10 января 1775 на Болотной площади (слайд №12)

Слово учителя: Крестьянская война 1773-1775 гг. стала самым массовым стихийным народным выступлением в России. Пугачев серьезно напугал российские правящие круги. Еще в ходе восстания по приказу правительства был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а позднее его родная станица Зимовейская перенесена на другое место и названа Потемкинской. Река Яик, первый очаг неповиновения и эпицентр повстанцев, была переименована в Урал, а яицкое казачество стала называться уральским. Екатерина II повелела придать вечному забвению пугачевский бунт.

Одним из первых исследователей и биографов Пугачева стал Пушкин, сумевший отразить противоречивость личности этого героя-бунтовщика и авантюриста, виртуозно сочетавшего незаурядный артистический дар с пылким бродяжьим духом. Поэту было трудно скрыть симпатию к государственному преступнику. Сначала Пушкин работал над «Историей Пугачева»…Но потом решил поехать в Оренбург. Давайте попробуем проследовать мысленно за великим гением.

II этап решения проблемы : исследование причин поездки А.С.Пушкина в Оренбургский край.
2. «Замыслил я побег» ( Вакуленко Екатерина) -слайды № 13-20.

Это только так говорится: три оренбургских пушкинских дня: 18,19,20 сентября 1833 года. На самом деле приехал Пушкин в Оренбург в понедельник вечером, часов в17-18, единственный полный день был вторник, а в среду он выехал дальше в Уральск утром, часов в 7-8. Итого пробыл он в Оренбурге всего лишь около 40 часов.

Отчего же мы так много говорим о пребывании у нас Александра Сергеевича? Даже если б он был только проездом, одно это уже было бы событием. Таких, как он, природа изготовляет штучно, в отличие от всех нас, конвейерных. Гении не могут рождаться часто и периодически

А во-вторых, каждый из нас по себе знает: вдруг выдаются радостно- деятельные дни, все получается даже сверх задуманного, всякий час спрессован событиями и встречами. Такими энергически заряженными были для Пушкина оренбургские дни. « Историей Пугачева» и « Капитанской дочкой» А. С. Пушкин ввел Оренбуржье в исторический и литературный оборот. Он впервые поведал пером историка и беллетриста о нашем крае России и миру.

Что манило Пушкина в Оренбург? «…поехал потому, что хотел хоть на время вырваться из мира, душного и губительного для свободолюбивого, талантливого человека. Недаром он назвал полный «светской черни» Петербург- нужником, в котором обречен жить».

Его манил образ «мужицкого царя» Емельяна Пугачева, остро интересовала запретная тема мощнейшего народного движения в России.

Где побывал Пушкин в Оренбурге и Оренбуржье? К сожалению, в городе в 1833 году он не нашел каких-то особенных примет 1773-1774 годов, когда происходит действие «Капитанской дочки», поэтому ни в одной из трех «городских» глав повести он не дал ни одной, хотя бы маленькой словесной зарисовки Оренбурга.

Ночью с 20 на 21 сентября коляска Пушкина, подпрыгивая на колдобинах, покинула пределы Оренбуржья. Впереди у Александра Сергеевича было 1229 дней жизни и творчества.

3. «Свидание с пылающей эпохой.» ( Пустовалова Наташа) –слайды 21-27

Зима 1832 года А.С. Пушкин «с жаром, почти со страстью», как говорит его биограф П.В.Анненков, собирает информацию к истории Петра Первого. Но не только время Петра оживляет архивные документы. 58 лет назад на московских заставах палачи развеяли пепел сожженных Пугачева и его ближайших сподвижников ) слайд

Зимой 1833 года Пушкин, получивший диплом члена Российской Академии, продолжает накапливать сведения о драматической эпохе, и о «моем герое» Пугачеве. Вызревает мысль самому увидеть места кровопролитных боев. В конце февраля в письме к П.В. Нащокину вырывается: «Путешествие нужно мне нравственно и физически»

В середине августа поэт начинает долгожданную кочевую жизнь: Нижний Новгород, Казань, Симбирск… У Самары переправа через Волгу, дальше Бузулук, Тоцкая, Сорочинская, Новосергеевская, Перевоцкая, Татищева

В Оренбурге, до которого «насилу доехал» 18 сентября Пушкина встретил губернатор В.А.Перовский. Жил путешественник у В. И.Даля, который был собеседником и гидом по Оренбуржью.

Откроем страницы «Капитанской дочки»: «Белогорская крепость находится в сорока вёрстах от Оренбурга». Художественное произведение - не географический атлас, и все же основа документального произведения должна была держать её создателя в пределах реального. Примерно настолько отстоит от Оренбурга бывшая крепость, а ныне село Татищево.

Крепость- свидетельница первого крупного успеха, а потом- тяжелейшего поражения повстанческих сил Пугачева.

Рассказы и песни, сведения, переданные Пушкину нижеозерскими казаками и казачками, во многом помогли ему почувствовать колорит времени, осмыслить народный взгляд на событие Крестьянской войны.

  1. Путь Пушкина из Симбирска до Оренбурга ( Габитова Алиса). Слайды 28-36

Утром 15 сентября Пушкин выехал их Симбирска «другим трактом». Дорога эта вела на перевоз через Волгу. Дальше он последовал по просёлочной дороге до Ставрополя. Заезжал он в Самару или нет неясно. Большого интереса для Пушкина Самара, возможно, не представляла. Пугачёва в ней не было, правда, пугачёвцы однажды её ненадолго захватили… Об этом Пушкин упоминает в начале пятой главы «Истории Пугачёва».

Путь на юго-восток от Волги показался Пушкину «прескучным», но на подъезде к Бузулуку его ненадолго принял в свои объятия сосновый бор. Это было неожиданно - после степных, голых мест вдруг вековые сосны, знакомый их шум, удары колёс о корни на песчаной дороге, лесная осенняя благодать.

Бузулук Пушкин проехал утром на второй день пути ( 16 сентября) . Бузулук - это уже центр пугачёвских событий. Здесь бушевала, хозяйничала, побеждала и терпела поражения казацкая и крестьянская вольница.

Дорога бежала дальше. Слева и справа открывались холмистые просторы с небольшими лесками и зарослями кустарников, которые облюбовывали склоны оврагов. Эта земля казачьих поселений, башкирских кочевий. (слайд № -карта путешествия).

Лошадей перепрягали в крепостях - Тоцкой, Сорочинской, Новосергеевской, Переволоцкой, Татищевой, Чернореченской. Меж них затесалась ближе к Бузулуку деревня Погромная.

В дороге Пушкин, конечно, записывал в основном стихи. «История Пугачёва» требовала иных условий - распаковки книг, рукописей. Сочинять стихи он действительно мог и в коляске. Тряска не мешала ритмам. Пейзажи не отвлекали.

Пушкин приехал в Оренбург 18 сентября утром и остановился в загородном доме на так называемой даче губернатора Василия Алексеевича Перовского. Они были знакомы ещё по Петербургу.

В письме жене из Оренбурга от 19 сентября он сообщает: «А уж чувствую, что дурь на меня находит - я в коляске сочиняю, а что ж будет во сне?» В мыслях он обращался к жене. О ней он думал постоянно. «Что, женка? Скучно тебе? – это из того же письма от 19 сентября. – Мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж – то есть: уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой».

Затем он знакомился с городом. Он оказался не велик. С каждого перекрёстка на все четыре стороны можно было видеть стены и крепостной вал. Самым большим зданием в городе оказался крепостной вал.
5. Второй день пребывания А. С. Пушкина в Оренбурге (Давыденко Юлия) ( Литература: книга В. Савельзона «Пушкин в Оренбуржье». Слайды № 37-42

Предполагаемый хронометраж второго пушкинского дня, 19 сентября:

  • 8-9 часов. Приезд с летней дачи Перовского в город

  • 9-10 часов. Отъезд в Берды

  • 10-11 - 13-14 часов. Осмотр Берд, беседы со старожилами

  • 14-15 часов. Возвращение в город

  • 15-16 – 18-19 часов. Прогулка с Далем по Оренбургу

  • 19-22 часа. Беседа с Далем

С самой большой степенью вероятности день этот, основной оренбургский день, начался поездкой в Берды. Можно только представить себе, как жаждал Пушкин попасть в легендарную пугачевскую столицу, поговорить с очевидцами! А от Перовского, Даля, он уже знал, что встретит там тех, кто 60 лет назад сам видел события крестьянско-казачьей войны и сохранил их в памяти.

Пушкин, должно быть, был в приподнятом настроении. А Даль, конечно, старался не упустить ни одного его слова. «По пути в Берды,- вспоминал он, - Пушкин рассказывал мне, чем он занят теперь, что ещё намерен и надеется сделать. Он усердно убеждал меня написать роман и повторял: « Я на вашем месте сейчас бы написал роман, но нет не могу: у меня начато их три; начну прекрасно, а

там не достает терпения, не слажу...» .

В Бердах Пушкина ждала большая удача: он встретил старуху Ирину Афанасьевну Бунтову. Она потом сообщила Е. Ворониной: «Приезжали господа, и один всё меня заставлял рассказывать ... Он наградил меня за рассказы; тут же с ним был и приятель наш, полковник Артюхов. Песни я ему пела про Пугачёва».

75 летняя казачка - в пушкинских пометках к записанным воспоминаниям о Пугачеве: « Старуха в Берде». От неё Александр Сергеевич узнал очень много ценного. И не просто новые факты. Пушкин особенно после беседы с ней оценил отношение простого народа к вождю крестьянско-казачьей войны.

Видимо, со слов Бунтовой он написал: «В Берде Пугачев был любим; его казаки никого не обижали. Весь черный народ был за Пугачева. Уральские казаки доныне привязаны к памяти Пугачева. «Грех сказать, - говорила мне казачка. - На него мы не жалуемся; он зла нам не сделал».

В 15 -16 часов Даль и Пушкин отправились пешком по Оренбургу. О чем они беседовали, гуляя по Оренбургу? Конечно же, о личности Пугачева и пугачевщине. Тем более, что Даль в своей первой поездке уже побывал в тех местах, куда на следующей день выезжал Пушкин. Беседовал там. Слушал живых свидетелей. А то и участников драматических событий. Ведь всего шесть десятков лет тому назад отполыхал грозный и очистительный пожар крестьянско-казачьей войны.

Надо ещё вспомнить, что и Пушкин тогда, в сентябре 1833 года, не был ничего не знающим новичком. К этой поездке в Оренбург он изучил всю доступную литературу и архивы, приоткрыть которые разрешил ему царь.

Мне очень нравится мысль одного из исследователей, что Пушкин, в конце концов, мог бы создать «Историю Пугачёва» и «Капитанскую дочку», сидя в Петербурге. Но добросовестность настоящего историка и писателя позвала его в оренбургское путешествие.

6. Выступление Калачевой Элины по теме: «Оренбургские литературные «находки» Пушкина»- слайды №43-46.

Гидом А.С. Пушкина в Оренбургском путешествии был чиновник по особым поручениям при губернаторе Владимир Иванович Даль - автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
      Сам Даль утверждал, что идею создания Толкового словаря ему подсказал Пушкин. На Урал в 30-е годы переселили народ из 10 российских губерний, говор у всех был особый, множество слов -неизвестных в столице. Пушкин предложил Далю составить словарь, «которого нет». Даже «гнезда» Словаря обговорили. По предложению Пушкина Даль включил в Словарь «предания старины глубокой» и приметы народные. Так что: Словарь В.И. Даля родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина.
            Одна из версий создания комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» также связана с путешествием А.С. Пушкина на Южный Урал. Вторую (и по­следнюю) ночь своего пребывания в Оренбурге Александр Сергеевич провел в городской квартире В.А. Перовского. Утром 20 сентября (2 октября по новому стилю) его разбудил громкий и заразительный хохот хозяина квартиры: нижегородский губернатор М.П. Бутурин (слывший вымогателем и взяточником) прислал своему коллеге письмо, в котором по-товарищески советовал ему быть осторожнее с Пушкиным.
      «У нас недавно, - писал Бутурин, - проезжал Пушкин. Я, зная, кто он, обласкал его, но, должно признаться, никак не верю, чтобы он разъезжал за документами о Пугачёвском бунте, должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях...».
      Таким образом, великий поэт России был принят за ревизора. Современники Пушкина писали, что именно тогда в творческом сознании Александра Сергеевича зародился сюжет, пере­данный им Н.В. Гоголю и разработанный последним в комедии-сатире «Ревизор». Не без основания Пушкин называл себя крёстным отцом этой пьесы. Да и сам Гоголь признавал, что сюжет для «Ревизора» был дан ему Пушкиным.
В конце февраля 1835 года Александр Сергеевич Пушкин, в знак искренней благодарности за тёплый приём в Оренбурге и оказание необходимой помощи в собирании материалов о Пугачёвском восстании, выслал оренбургскому губернатору В.А. Перовскому письмо: «Посылаю тебе «Историю Пугачёва» в память прогулки нашей в Берды; и ещё 3 экземпляра, Далю, Покатилову и тому охотнику...».

Учитель: В ваших выступлениях уже прозвучали пусть еще неполные , но самостоятельные ответы на наш проблемный вопрос : Все ли согласны с В.О.Ключевским, что «В « Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта»? Запишем их в тетрадях. Давайте проследим по тексту , каким показан Пугачев в повести «Капитанская дочка».

Проблемные подвопросы : Почему повесть о пугачёвском бунте – историческом событии – называется «Капитанская дочка»? Емельян Пугачёв: злодей или народный герой". Слайд № 4
Исследовательская работа класса с текстом: Когда, как появляется Пугачев на страницах повести? (Мы встречаемся с Пугачёвым после разгрома первого этапа, в главе "Вожатый". Найдите в тексте главы слова-эпитеты, относящиеся к Емельяну. (Распределите по колонкам. )

Поделите тетрадь на 2 части; в первой вы будете записывать злодейские черты, а во второй - черты народного героя.

Черты народного героя в Пугачеве

Злодейские черты Пугачева

Смелость, простоту, душевность, искренность, правдивость

Пугачев обречен и понимает, что скорая страшная гибель неминуема

страшно одинок - люди ненадежны, воры

великодушие, благодарность

Сильная, незаурядная личность

Дезертирство, казни дворян,

судей, дворовых
жестокость.


Ум, смелость, широта натуры, способность совершать благородные поступки, сила, память на добро, свободолюбие

Как царь

В каких главах еще говорится о Пугачеве? Имя ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой строится личность масштабная и противоречивая. анализ главы 7 «Приступ» – в белогорской крепости казнит Мироновых)

Задание классу:

Вспомните 8 главу «Незваный гость» -эпизод «военного совета», на котором присутствует Гринев. Что особо подчеркивает автор в этом эпизоде? - Все присутствующие общаются на равных.

Глава 9 «Разлука». Савельич представляет список вещей Гринева – щедрость.

Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в 11 главе «Мятежная слобода»? Кто смеет обижать сироту ? отзывчивость (он отмечает ту же простоту, душевность, искренность, правдивость )

Глава 12 «Сирота» (документ, чтоб могли проехать) – великодушие

Вывод по таблице : Автор Пугачёву-человеку сочувствует, Пугачёва-самозванца осуждает. Отмечаем в положительных качествах смелость (дослужился до чина хорунжего), манифесты с обещанием определённых прав и свобод крестьянам и казакам, а в отрицательных - дезертирство, казни дворян, судей, дворовых.

Работа с классом: Пугачёв знает свою судьбу? Человек –трагедия. В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, что скорая страшная гибель неминуема (песня Пугачева и сподвижников, рассказ Пугачевым калмыцкой сказки, разговор с Гриневым о том, что люди ненадежны, воры).

Какие варианты своей судьбы рассматривает Пугачёв? (Поход на Москву, возможный триумф (Гришка Отрепье), война с прусским королём). Какой вариант реализуется?

Итак, Пугачёв страшно одинок. Докажите это.

С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева? (Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем он обязан был ему, Емельяну Пугачеву.

Вывод: таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыслом, содержанием , а повесть – глубиной содержания.

В чём проявляется жестокость Пугачёва? (Подтвердите текстом). Но почему народ пошёл за Пугачёвым? Запишите в соответствующую колонку.

Работа с классом: А что происходит далее? Наряду с жестокостью проявляется… великодушие. Когда происходит метаморфоза? Почему Пугачёв пощадил Гринёва? Царь - может дарить самое дорогое - жизнь. А как ещё одарил Пугачёв Гринёва? Царский это подарок? Отметьте в своих тетрадях. В чём ещё проявляется великодушие? Записать.

Пугачёв - фигура трагическая. В жизни ему тесно, как в заячьем тулупчике Гринёва. Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм своего положения. Поэтому он и цепляется за Петра: зовёт его на пир - по велению сердца (записать в тетрадь), хочет одарить его властью (сделать фельдмаршалом), хотя заранее знает ответ. В Пугачёве одолевает человек, а не злодей, а в Гринёве - воин, принявший присягу. Пугачёв надеется на согласие, но понимает невозможность этого. Цветаева эту сцену назвала "поединком великодушия" (записать).

Посмотрим еще раз таблицу: каких черт характера больше? Какие черты русского национального характера вырисовываются автором? (Ум, смелость, широта натуры, способность совершать благородные поступки, сила, память на добро, свободолюбие).

слайд № 5 . Как относится Пушкин к своему герою? «Мысль о нем неразлучно была во мне мыслью о пощаде». А.С.Пушкин». В каких ещё словах Гринёва слышится сочувствие Пушкина? Симпатизирует Пушкин Пугачёву? Авторские симпатии очевидны. Слайд № 6 . Пушкин показывает, что трагедия Пугачёва не в том, что его предали, обманули, а в том, что он обманулся сам. Сильная, незаурядная личность, воплотившая в себе черты русского национального характера, потерялась в этом чужом мире.

III. Заключение. Еще раз вспомним проблемные вопросы : Почему повесть о пугачёвском бунте – историческом событии – называется «Капитанская дочка»? Подтема нашего урока: "Емельян Пугачёв: злодей или народный герой?»

Давайте обобщим всё сказанное. Посмотрите на свои записи. Кто же Пугачёв: злодей или народный герой? Кого жалеет Гринёв-Пушкин? (Пугачёву-человеку сочувствует, Пугачёва-самозванца осуждает).

Почему повесть о пугачёвском бунте – историческом событии – называется «Капитанская дочка»? - Екатерина II, Петр III и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина А.С.?

Слово учителя: Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка. И Пушкин дает подсказку - эпиграф. Из 17 эпиграфов 10 заимствованы из народного творчества. В «Истории Пуга­чевского бунта» последовательно описан ход восстания; проти­востояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников. Тут - сама ис­тория, как она реально совершалась.

Пугачев нарисован в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». «Его видишь, его слы­шишь»,- писал Вяземский. И надо сказать, что это имеет пер­востепенное значение для художественной мысли Пушкина.

Если «Историей Пугачевского бунта» поэт преследовал практическую цель - указать на необходимость преобразований, то «Капитан­ской дочкой» он художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого ­царя», повстанца Пугачева и дворянина Гринева есть, она не в настоящем, а в будущем. Пугачев и Гринев в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, их простым чувствам объединяют пушкинских героев. Так дворянин и враг дворян находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание, и Пушкину это особенно дорого. Это своевременно, актуально и в наши дни.

Слайд № 48. На экране - слова Ю. Лотмана: "Для Пушкина в "Капитанской дочке" верный жизненный путь состоит… в том, чтобы подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей". Запишите их себе после таблицы.

Слайд № 49 . Главное, к чему приводит своих читателей Пушкин, не силой, не железной рукой, не кровью устанавливается власть, а благородством, честностью, духовным превосходством - вот что хотел сказать Пушкин, вот что сказал он в пропущенной главе: "Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".

Домашнее задание: 1.Составить план сочинения к теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

2. «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» -задание группе наиболее сильных учащихся. Письменно ответить на вопрос, заявленный в теме.