Главная страница

Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям


Скачать 37.08 Kb.
Название Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям
Дата 12.02.2016
Размер 37.08 Kb.
Тип Документы

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.

ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Основные группы причин неуспеваемости

  • Педагогические

  • Психологические

  • Нейрофизиологические

Педагогические причины

  • Низкая интенсивность учебной деятельности

  • Низкая эффективность учебной деятельности

  • Пропуски занятий

  • Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя

  • Недостаток заботы и любви родителей

Психологические причины

  • Несформированность мотивов учебной деятельности

  • Недисциплинированность

  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере

  • Большие пробелы в знаниях

  • Большие пробелы в учебных умениях и навыках

  • Низкий уровень познавательных способностей

Нейрофизиологические причины

  • Общая ослабленность организма

  • Слабый тип высшей нервной деятельности

  • Нарушения зрения, слуха, артикуляции

  • Микропоражения коры головного мозга

Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  • Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)

  • Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности

  • Стимулирование учебной деятельности (поощрение)

  • Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)

  • Различные формы взаимопомощи

  • Дополнительные занятия учителя с учеником


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке


  • В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создать атмосферу доброжелательности при опросе, Снижение темпа опроса

Предложить примерный план ответа

Разрешить пользоваться наглядными пособиями

Стимулировать оценкой, похвалой

  • При изложении нового материала

Поддерживать интерес при усвоении темы

Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов

  • В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы

Ссылка на аналогичные задания

Напоминание приёма и способа выполнения задания

Ссылка на правила и свойства

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий

Более тщательный контроль за учебной деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимы определенные развивающие упражнения, так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.

Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей

Меры предупреждения неуспеваемости ученика


  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

  • Индивидуальный подход к учащемуся

  • Специальная система домашних заданий

  • Усиление работы с родителями

  • Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение


Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

  • Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам

  • Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, с мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении

  • Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с ученическим активом, родителями, общественностью

  • Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий

  • Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование

  • Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению неуспеваемости

  • Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости