|
«Самоанализ проведённой работы с детьми по экспериментированию с объектами живой и неживой природы»
«Самоанализ проведённой работы с детьми по экспериментированию с объектами живой и неживой природы»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».
Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:
- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);
- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;
- на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»» , по блокам - с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.
На начальном этапе работы я провела диагностику и исследовала предпочитаемый вид деятельности детей, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовала методику «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой.
Результаты обследования показали, что предпочтения детей распределились следующим образом: (цифровые показатели в таблице № 2 «Выбор деятельности»)
Таблица № 1.
Виды деятельности
|
Количество баллов (в % соотношении)
|
экспериментирование
|
11.76 %
|
Чтение книг
|
17.64 %
|
Изодеятельность
|
29.4 %
|
Игровая деятельность
|
41.16 %
|
Уровень развития познавательной активности в целом по группе составил:
Н (низкий уровень) – 11.76 % С (средний уровень) - 58.8% В (высокий уровень) – 29.4%. ( Цифровые данные в таблице №3 «Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей» )
Результаты диагностики позволили наметить содержание работы, предоставили возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты обследования, определила следующие задачи:
учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;
поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;
создать необходимые для этого условия.
С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Маленькая лаборатория» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: « Что мы делали?», « Что мы получили?», « Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента в альбоме.
Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.
Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.
Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.
Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.
В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируют в индивидуальных альбомах «Знайка (имя ребёнка) проводит опыты». Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишне», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.
Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:
- учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений.
Для популяризации детского экспериментирования составила план работы с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям были предложены примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Родители принимают активное участие в обогащении развивающей предметной среды. Вместе с детьми мы приглашаем родителей на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».
Я бы очень хотела, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» .
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования мною были предложены материалы для ознакомления и изучения, а также организованы консультации «Жидкие фокусы», «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования»; семинары «Эксперимент – как средство развития познавательного интереса дошкольников», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»; показательные занятия: «Водица – царица», «В поисках сокровищ».
В сборнике научных статей и методических материалов «Творчество – основа обновления содержания» (под редакцией кандидата педагогических наук, профессора ПИ ЮФУ Р. М. Ситько – Гуково – Ростов-на-Дону 2010 г.) опубликована статья «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы».
В рамках проведения городского конкурса «Учитель года 2010» в номинации «Воспитатель» для педагогов города было представлено занятие «Воздух – невидимка» и проведён мастер – класс «Ветер, ветер, ты могуч…».
После планомерной систематической работы, проведённая итоговая диагностика показала, что первоначальные результаты изменились. Детям были предложены аналогичные задания. Результаты показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
«Выбор деятельности»
Таблица № 2.
№
|
Имя ребёнка
|
Баллы(нач. диагностика)
|
выбор деятельности
|
Баллы(итог. Диагностика)
|
выбор деятельности
|
1.
|
Андрей
|
3
|
чтение
|
4
|
эксперимент
|
2.
|
Женя
|
1
|
игра
|
1
|
игра
|
3.
|
Илья
|
4
|
эксперимент
|
4
|
эксперимент
|
4.
|
Таня
|
3
|
чтение
|
4
|
эксперимент
|
5.
|
Максим
|
3
|
чтение
|
1
|
игра
|
6.
|
Юля
|
1
|
игра
|
3
|
чтение
|
7.
|
Аня
|
1
|
игра
|
2
|
изо
|
8.
|
Стас
|
2
|
изо
|
4
|
эксперимент
|
9.
|
Коля
|
2
|
изо
|
2
|
изо
|
10.
|
Лёня
|
2
|
изо
|
4
|
эксперимент
|
11.
|
Дима
|
1
|
игра
|
4
|
эксперимент
|
12.
|
Никита
|
1
|
игра
|
1
|
игра
|
13.
|
Саша
|
2
|
изо
|
1
|
игра
|
14.
|
Анраник
|
1
|
игра
|
2
|
изо
|
15.
|
Маша
|
2
|
изо
|
4
|
эксперимент
|
16.
|
Семён
|
1
|
игра
|
1
|
игра
|
17.
|
Егор
|
4
|
эксперимент
|
4
|
эксперимент
|
Виды деят-ти
|
На начало обследования
|
Итоговое обследование
|
экспериментирование
|
11.76 %
|
47.04 %
|
чтение
|
17.64 %
|
5.88 %
|
изо
|
29.4 %
|
17.64 %
|
игра
|
41.16 %
|
29.4 %
|
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице видно, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования ( в 4 раза).
Проведя итоговое обследование, я составила индивидуальную карту показателей познавательной деятельности детей. Полученные данные отразила в таблице.
Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей
Таблица № 3.
№
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
Н.о
|
К.о
|
1.
|
6
|
10
|
7
|
10
|
5
|
7
|
6
|
9
|
6
|
8
|
30
|
44
|
С
|
В
|
2.
|
6
|
9
|
5
|
6
|
7
|
8
|
5
|
6
|
6
|
8
|
29
|
37
|
С
|
В
|
3.
|
9
|
10
|
7
|
8
|
7
|
9
|
7
|
9
|
6
|
7
|
36
|
43
|
В
|
В
|
4.
|
3
|
6
|
4
|
6
|
3
|
7
|
2
|
5
|
2
|
6
|
14
|
30
|
Н
|
С
|
5.
|
5
|
7
|
5
|
9
|
6
|
9
|
6
|
8
|
7
|
10
|
29
|
43
|
С
|
В
|
6.
|
8
|
10
|
6
|
9
|
7
|
8
|
7
|
9
|
5
|
9
|
33
|
45
|
В
|
В
|
7.
|
6
|
7
|
5
|
6
|
5
|
6
|
6
|
6
|
5
|
5
|
27
|
30
|
С
|
С
|
8.
|
4
|
5
|
3
|
4
|
4
|
6
|
5
|
6
|
3
|
6
|
19
|
27
|
Н
|
С
|
9.
|
9
|
10
|
7
|
8
|
8
|
9
|
7
|
10
|
6
|
8
|
37
|
45
|
В
|
В
|
10.
|
10
|
10
|
7
|
10
|
8
|
9
|
9
|
10
|
8
|
10
|
42
|
49
|
В
|
В
|
11.
|
6
|
8
|
6
|
8
|
5
|
7
|
7
|
8
|
5
|
7
|
29
|
38
|
С
|
В
|
12.
|
6
|
7
|
7
|
8
|
4
|
5
|
4
|
6
|
3
|
4
|
24
|
30
|
С
|
С
|
13.
|
5
|
8
|
7
|
9
|
5
|
6
|
7
|
8
|
6
|
9
|
30
|
40
|
С
|
В
|
14.
|
7
|
10
|
5
|
6
|
6
|
7
|
6
|
8
|
5
|
7
|
29
|
38
|
С
|
В
|
15.
|
5
|
8
|
6
|
9
|
6
|
9
|
5
|
8
|
7
|
9
|
29
|
43
|
С
|
В
|
16.
|
7
|
8
|
6
|
7
|
6
|
7
|
5
|
6
|
5
|
7
|
29
|
35
|
С
|
В
|
17.
|
9
|
10
|
8
|
9
|
7
|
7
|
7
|
8
|
6
|
7
|
37
|
41
|
В
|
В
|
Данные таблицы показывают, что после проведения планомерной, системной работы уровень познавательной активности повысился.
Уровень познавательной активности детей
Таблица № 4.
|
Начальная диагностика
|
Итоговая диагностика
|
Низкий уровень
|
11.76 %
|
0
|
Средний уровень
|
58.8 %
|
23.52 %
|
Высокий уровень
|
29.4 %
|
76.14 %
|
Сравнительный анализ результатов диагностики выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.
Таким образом, результаты проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);
- речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);
- личностные характеристики ( проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).
На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода – детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
|
|
|