Главная страница

«Самоанализ проведённой работы с детьми по экспериментированию с объектами живой и неживой природы»


Скачать 147.11 Kb.
Название «Самоанализ проведённой работы с детьми по экспериментированию с объектами живой и неживой природы»
Дата 20.02.2016
Размер 147.11 Kb.
Тип Документы

«Самоанализ проведённой работы с детьми по экспериментированию с объектами живой и неживой природы»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».

Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:

- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);

- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;

- на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»» , по блокам - с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

На начальном этапе работы я провела диагностику и исследовала предпочитаемый вид деятельности детей, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовала методику «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой.

Результаты обследования показали, что предпочтения детей распределились следующим образом: (цифровые показатели в таблице № 2 «Выбор деятельности»)

Таблица № 1.

Виды деятельности

Количество баллов (в % соотношении)

экспериментирование

11.76 %

Чтение книг

17.64 %

Изодеятельность

29.4 %

Игровая деятельность

41.16 %

Уровень развития познавательной активности в целом по группе составил:

Н (низкий уровень) – 11.76 % С (средний уровень) - 58.8% В (высокий уровень) – 29.4%. ( Цифровые данные в таблице №3 «Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей» )

Результаты диагностики позволили наметить содержание работы, предоставили возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты обследования, определила следующие задачи:

  1. учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;

  2. поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;

  3. создать необходимые для этого условия.

С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Маленькая лаборатория» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: « Что мы делали?», « Что мы получили?», « Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента в альбоме.

Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.

Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.

Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.

Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.

В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируют в индивидуальных альбомах «Знайка (имя ребёнка) проводит опыты». Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.

В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишне», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.

Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.

При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:

- учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

- не сдерживать инициативу детей;

- не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений.

Для популяризации детского экспериментирования составила план работы с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям были предложены примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Родители принимают активное участие в обогащении развивающей предметной среды. Вместе с детьми мы приглашаем родителей на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».

Я бы очень хотела, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» .

Для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования мною были предложены материалы для ознакомления и изучения, а также организованы консультации «Жидкие фокусы», «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования»; семинары «Эксперимент – как средство развития познавательного интереса дошкольников», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»; показательные занятия: «Водица – царица», «В поисках сокровищ».

В сборнике научных статей и методических материалов «Творчество – основа обновления содержания» (под редакцией кандидата педагогических наук, профессора ПИ ЮФУ Р. М. Ситько – Гуково – Ростов-на-Дону 2010 г.) опубликована статья «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы».

В рамках проведения городского конкурса «Учитель года 2010» в номинации «Воспитатель» для педагогов города было представлено занятие «Воздух – невидимка» и проведён мастер – класс «Ветер, ветер, ты могуч…».

После планомерной систематической работы, проведённая итоговая диагностика показала, что первоначальные результаты изменились. Детям были предложены аналогичные задания. Результаты показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:

«Выбор деятельности»

Таблица № 2.



Имя ребёнка

Баллы(нач. диагностика)

выбор деятельности

Баллы(итог. Диагностика)


выбор деятельности

1.

Андрей

3

чтение

4

эксперимент

2.

Женя

1

игра

1

игра

3.

Илья

4

эксперимент

4

эксперимент

4.

Таня

3

чтение

4

эксперимент

5.

Максим

3

чтение

1

игра

6.

Юля

1

игра

3

чтение

7.

Аня

1

игра

2

изо

8.

Стас

2

изо

4

эксперимент

9.

Коля

2

изо

2

изо

10.

Лёня

2

изо

4

эксперимент

11.

Дима

1

игра

4

эксперимент

12.

Никита

1

игра

1

игра

13.

Саша

2

изо

1

игра

14.

Анраник

1

игра

2

изо

15.

Маша

2

изо

4

эксперимент

16.

Семён

1

игра

1

игра

17.

Егор

4

эксперимент

4

эксперимент



Виды деят-ти

На начало обследования

Итоговое обследование

экспериментирование

11.76 %

47.04 %

чтение

17.64 %

5.88 %

изо

29.4 %

17.64 %

игра

41.16 %

29.4 %

Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице видно, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования ( в 4 раза).

Проведя итоговое обследование, я составила индивидуальную карту показателей познавательной деятельности детей. Полученные данные отразила в таблице.

Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей

Таблица № 3.



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Н.о

К.о

Н.о

К.о

Н.о

К.о

Н.о

К.о

Н.о

К.о

Н.о

К.о

Н.о

К.о

1.

6

10

7

10

5

7

6

9

6

8

30

44

С

В

2.

6

9

5

6

7

8

5

6

6

8

29

37

С

В

3.

9

10

7

8

7

9

7

9

6

7

36

43

В

В

4.

3

6

4

6

3

7

2

5

2

6

14

30

Н

С

5.

5

7

5

9

6

9

6

8

7

10

29

43

С

В

6.

8

10

6

9

7

8

7

9

5

9

33

45

В

В

7.

6

7

5

6

5

6

6

6

5

5

27

30

С

С

8.

4

5

3

4

4

6

5

6

3

6

19

27

Н

С

9.

9

10

7

8

8

9

7

10

6

8

37

45

В

В

10.

10

10

7

10

8

9

9

10

8

10

42

49

В

В

11.

6

8

6

8

5

7

7

8

5

7

29

38

С

В

12.

6

7

7

8

4

5

4

6

3

4

24

30

С

С

13.

5

8

7

9

5

6

7

8

6

9

30

40

С

В

14.

7

10

5

6

6

7

6

8

5

7

29

38

С

В

15.

5

8

6

9

6

9

5

8

7

9

29

43

С

В

16.

7

8

6

7

6

7

5

6

5

7

29

35

С

В

17.

9

10

8

9

7

7

7

8

6

7

37

41

В

В

Данные таблицы показывают, что после проведения планомерной, системной работы уровень познавательной активности повысился.

Уровень познавательной активности детей

Таблица № 4.




Начальная диагностика

Итоговая диагностика

Низкий уровень

11.76 %

0

Средний уровень

58.8 %

23.52 %

Высокий уровень

29.4 %

76.14 %

Сравнительный анализ результатов диагностики выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.

Таким образом, результаты проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);

- речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);

- личностные характеристики ( проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода – детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.