Главная страница

«Буквы о-е после шипящихицв окончаниях существительных»


Скачать 117.33 Kb.
Название «Буквы о-е после шипящихицв окончаниях существительных»
Дата 12.02.2016
Размер 117.33 Kb.
Тип Урок

Схема конспекта урока

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Изюмникова Галина Николаевна

Предмет: русский язык Класс:

Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Тип урока:  комбинированный

Дидактическая цель урока:
-знакомство учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Планируемые результаты:
Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  • Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней


Предметные:

  • уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.


Матапредметные.
Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Уметь работать по коллективно составленному плану.

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

  • Обогащать словарный запас.

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)



Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный  проектор, экран



Этапы урока

Содержание этапа




Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Коррекционная работа

(расширение словарного запаса) -инд.зад. Осинцеву, Покусаеву, Янушкайтису.


Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля -последний день зимы.

-Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф.

 Помещённое после заглавия произведения краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью.

Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:

Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.

К. Паустовский

А почему я сделала такой выбор, мы обсудим в конце урока.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Сообщение учащегося.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Коммуникативные: расширение словарного запаса





2.Повторение пройденного материала.

  • орфографическая минутка

Коррекционные задачи;

  • развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания (Янушкайтис, Покусаев, Подгорный)

  • письмо по памяти

Коррекционная работа: развитие объема и устойчивости памяти.

  • синтаксическая минутка

Коррекционная работа: развитие мыслительных процессов ( Крамаренко, Жаров)

  • самопроверка и самооценка

Коррекционная работа: развитие произвольного внимания- весь класс

Учитель организует деятельность по исправлению и объяснению ошибок, корригирует ее; затем организует процесс восстановления текста ,объяснения пропущенного знака препинания ,предлагает изобразить схему предложения.

Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером , а на доску выносится правильный вариант.

Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку.

В конце работы учитель предлагает произвести самопроверку( сравнить с образцом, оценить).

За правильно восстановленный по памяти текст , за безошибочное написание даются смайлики.


Находят и исправляют ошибки, допущенные в тексте,красным маркером, объясняют правописание.

Восстанавливают текст по памяти и объясняют знак препинания, изображают схему предложения.

Проверяют и оценивают свою работу(соотнося с эталоном)

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Понятие о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней. (Личностные УУД)

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

коррекция, оценивание.

Познавательные УУД :развитие произвольного внимания, мышления, памяти.

\

Регулятивные УУД: формирование умения соотносить выполненное задание с эталоном

3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний.

Сообщение темы урока, постановка цели урока

Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать , обобщать

( Чередниченко, Егоров, Качанов)


Выполнение задания «найди лишнее».

Шепот, шорох, грачом.

В процессе работы возникает проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом?

-Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели?

Цели:

1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;

2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Запись темы урока.

Работают один у доски. другие на месте. В процессе возникает проблемный вопрос, формулируем тему и цели урока.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.


4. Объяснение нового материала.

Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Рассуждение-поиск.

На доске написаны слова: врачом товарищем

дворцом полотенцем

межой задачей

борцов горцев

- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.

- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

- Определите ударение в словах.

- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.221.

Мы с вами сформулировали цели урока.

Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм.

Алгоритм – порядок действий. 
1.Где? (в окончании ) 
2.В какой части речи?(в существительном) 
3.После каких букв? (после шипящих) 
4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е) 

Под руководством учителя наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило

Ученики читают правило на стр.221, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами.

Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.


5.Динамическая пауза.

Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.

-Сегодня 28 февраля?

-Сегодня последний день весны?

-Завтра 29 февраля?

-На уроке присутствуют гости?

-Завтра у вас каникулы?

-Завтра у вас выходной?

-Окончание-это орфограмма?

-Окончание-это часть слова?

-Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?

-Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?

- пишу О –

Межой,

Лучом,

Пейзажем,

Врачом,

Карандашом

Ландышем.

При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами.




6.Первичное закрепление.

Учитель организовывает повторение алгоритма , а затем объясняет задание.

-Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.?

-Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы- диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные-поставить их в форму творительного падежа.

Один работает у доски,остальные-в тетради. Записывают измененные существительные,обозначают условия выбора гласной в окончании существительных.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Коррекционные задачи;

развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания

Обратимся еще раз к целям нашего урока.

Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их.действуя по алгоритму.

Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.

Дети самостоятельно выбирают слова с орфограммами их предложенного текста. записывают их,выделяя орфограммы.

Проводят взаимопроверку работ.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой.

Коррекционные задачи:

Расширение словарного запаса.

формирование навыков произвольного внимания

Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека.

Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле.

Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела.

Всем сердц…м – искренне, от всей души.

Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей .

Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется.



Дети работают над карточками , производится фронтальная проверка.

Познавательные УУД :развитие произвольного внимания.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

9.Рефлексия.

-Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу.

-Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока?

- закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко: « Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя»

-А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке.

Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы:

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я научился…

  • Я попробую…

  • 00Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…




Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на доску.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

10.Домашнее задание