Главная страница

Рассказе «Огонь и пыль»


Скачать 59.31 Kb.
Название Рассказе «Огонь и пыль»
Дата 05.03.2016
Размер 59.31 Kb.
Тип Рассказ

«Другая проза» Т.Толстой

Мечта и реальность в рассказе «Огонь и пыль»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные технологии, элементы технологий, используемые на уроке:

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • элементы технологии проблемного обучения;

  • элементы технологий развивающего обучения.

Как приятно было плыть и струиться сквозь время –

а время струится сквозь тебя и тает позади.

Т.Толстая

Цели:

  1. образовательная:

  • охарактеризовать особенности «другой прозы»,

  • отметить художественные особенности,

  • выявить авторскую позицию;

  1. развивающая:

  • совершенствовать речь учащихся,

  • расширять читательский кругозор;

  1. воспитательная:

  • воспитание чувства вкуса,

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению.

Оборудование: сборник рассказов Т.Толстой, раздаточный материал, словарь литературоведческих терминов.

Задания к уроку:

  • прочитать рассказ «Огонь и пыль»,

  • выписать цитаты о мечте Риммы и о реальности,

  • отметить особенности языка рассказа,

  • показать назначение художественной детали,

  • подготовить информацию о жизни и творчестве писателя.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Признаки «другой прозы» - слово учителя

  3. Индивидуальные задания – сведения об авторе.

  4. Работа над содержанием рассказа.

  5. Выявление художественных особенностей рассказа – групповая работа.

  6. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.



  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Современная критика по-разному оценивает термин «другая проза»:

  • Урнов называет «плохой»,

  • Штокман – «жестокой»,

  • Липовецкий – «артистичной»,

  • Карпов – «альтернативной»,

  • Нат.Иванова – «ироническим авангардом».

Приемлем любой термин, всех их объединяет принципиальный отказ от следования сложившимся стереотипам, внимание к эстетической форме.

Признаки «другой прозы»:

  1. скептицизм по отношению к самой возможности общественного идеала,

  2. смещение системы ценностей,

  3. для авторов «другой прозы» несущественна среда обитания, не имеет значения социальная принадлежность персонажей, зато важно авторское устойчивое состояние, настроение, при этом авторская позиция может быть замаскирована, т.е. отсутствует прямое авторское отношение,

  4. необычные персонажи: эти герои всегда «выламываются» из своей среды благодаря патологичности, это люди толпы,

  5. все эти герои стремятся переделать мир, но не к лучшему, а чтобы приспособить мир к себе,

  6. объектом пародии является вся жизнь, средством осуществления - ирония,

  7. использование фантастики,

  8. самое главное средство выразительности-деталь, чаще неодушевленная.


  1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ: факты биографии автора, характеристика творчества.

Первый сборник рассказов Т.Толстой, опубликованный в 1987г., сразу привлек внимание читателей и критики. Она была признана одним из самых ярких авторов нового поколения. Толстая поразила своих читателей не столько содержанием своих рассказов, сколько сложностью и красотой их поэтики. Сказочность, праздничность, яркость проявляется прежде всего в необычных, неожиданных сравнениях, метафорах. Толстая олицетворяет не только мир вещей, но и абстрактный мир, чудесным образом преображает реальность, творит новую, сказочную. Метафоры и сравнения не кажутся надуманными, они выглядят свежими и естественными. Сама писательница считает, что в рассказе надо найти ключевую метафору - основное предложение. Метафорический подход к рассказу: мечта, сон.

  1. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ РАССКАЗА «ОГОНЬ И ПЫЛЬ».




  1. Вступление к разговору.

Рассказ строится на антитезах: Римма – Пипка; мечта – реальность; правда – ложь.
Мир Светки полон невероятных превращений, ситуаций, событий, встреч. Она окружена таинственностью, притягивает неординарностью.


  1. Ответ ученика: «Мир лжи в рассказе».

Предполагаемый ответ:

Рассказы девушки носят занимательный характер. Некоторые истории пародийны, похожи на страшилки, на анекдоты. Светка легко обыгрывает их условность. Свобода героини проявляется и в том, что ее ничуть не смущает разоблачение. На замечания Риммы появляются новые байки. Внешняя легкость противопоставлена внутренней трагедии, одиночеству. Вранье – способ защиты и возможности выжить. Героиня не хочет жалости, считает, что лучше пусть осуждают за вранье.
Авторское отношение прослеживается в манере повествования : ирония доходит до гротеска.

  1. Ответ ученика: «Мир мечты в рассказе».

Предполагаемый ответ:

Римма создает особый мир мечты, свой собственный мир. Кольцевой признак рассказа. Символ - образ кольца, круга. Это неслучайно. Каждый персонаж как бы находится в кольце, в круге, мир замкнут, а вокруг реальность, от которой прячутся, защищаются. Создана иллюзия жизни. Финал рассказа открыт: читатель сам предполагает возможный вариант конца.

Материал рассказа: работа в тетради.

МЕЧТА РИММЫ

  • «приятно было помечтать»,

  • «сделать большой ремонт»,

  • «Федя защитит диссертацию»,

  • «дети пойдут в школу»,

  • «вдруг навалилась мечтательная дремота»,

  • «виделись розовые и голубые туманы, белые паруса»,

  • «в комнате старичка будет спальня»,

  • «надо съездить на юг»,

  • «огромное счастье ждет меня впереди».

РЕАЛЬНОСТЬ

  • «морщинки поползли к глазам и ко рту»,

  • «Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссертацию»,

  • «Друзья постарели»,

  • «Дети выросли… квартира была пуста»,

  • «белого пеньюара у нее больше не было: съела моль»,

  • «А дома - старая… коммуналка, и бессмертный старичок… и знакомый до воя Федя».

ВЫВОД: женские образы преобладают в творчестве, они, как правило, задавлены житейскими заботами, невзгодами, лишены какой-либо поддержки, кроме себя не на кого надеяться. Норма существования - приземленность, обыденность, бездуховность, цинизм.

  1. Вопросы для беседы по содержанию.


  • Кто рассказывает историю?

  • Докажите, что под «Я» подразумевается не писательница, а кто-то другой.

  • Каково отношение Толстой к героине?

  • Каковы мечты Риммы и как о них говорит автор?

  • Каково авторское отношение к мнению Риммы о себе?

  • Каково ваше отношение к героям?

  • Почему героини рассказа достойны жалости и осуждения?

  • С помощью чего достигается эффект впечатления безысходности?

  • Почему не сбылась мечта Риммы?

  • Чего больше в современной жизни: черного или белого, злого или доброго?

  • Похожа ли жизнь героев на вашу и жизнь ваших близких?

  • Нужно ли писать о темных сторонах жизни?

  • Что нового внесла писательница в литературу?

  • Какие современные проблемы подняты в рассказе?



  1. ПРОВЕРКА ГРУППОВОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: художественные особенности рассказа.

Подбор эпитетов, метафор, художественной детали, изображение быта, портреты героев, значение глаголов в тексте, особенности синтаксиса, описание природы.

  1. ВЫВОДЫ УРОКА.

Рассказ строится по схеме: история преступления и наказания. Герой изменяет своему детству, самому себе и расплачивается за это, иногда смертью. Каждый рассказ Толстой - это биография, но данная пунктиром. Жизнь персонажей – это ряд событий: учился, женился… Против такого подхода к человеку Толстая и выступает. Неостановимый бег времени – главный враг, с ним надо бороться.

Подтвердите цитаты:

  • «время все плывет, будущее все не наступает»,

  • «все кончено, жизнь показала свой пустой лик»,

  • «жизнь ушла, а голос будущего поет для других».

Финал рассказов чаще открытый: читатель сам предполагает конец, а значит, творит.

Вспомним эпиграф урока.

- Объясните строки рассказа, ставшие эпиграфом:

«Как приятно было плыть и струиться сквозь время –

а время струится сквозь тебя и тает позади».

Домашнее задание:
«Да разве Пипка - человек?». Ответить на вопрос, заданный в тексте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванова Н. О прозе новой волны//Дружба народов.-1989.-№7

  2. Топоров В. Литература на исходе столетия//Звезда.- 1991.-№3

  3. Вайль П., Генис А. Проза Т.Толстой// Звезда. -1990.-№8

  4. Генис А. Т.Толстая//Звезда. - 1997.-№9