Главная страница

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


Скачать 46.34 Kb.
Название Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Дата 27.02.2016
Размер 46.34 Kb.
Тип Документы

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

Общеобразовательная школа является основной системой образования. Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни.

Целью преподавания ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладные искусства) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

Учителя изобразительного искусства, работающие в школе, по системе Б.М. Неменского знают, что главная задача - это постижение искусства как способа передачи новым поколениям духовной культуры через художественную культуру.

Ну, а если учащийся в школе выбрал как собственное увлечение и будущую профессию область пластических искусств, то ему прямой путь в профессионализм, а именно - в художественную школу, или специальные классы, которые сегодня создаются в рамках предпрофильной подготовки в профильном обучении.

На базе Гимназии №20 с 1989 года существует профильное художественно-эстетическое направление и созданы классы с углубленным изучением предметов искусства. А в 2007 году состоялся первый выпуск дизайн-класса. Учащихся отбирают в классы или группы на параллели, начиная с пятого класса. Кроме урока изобразительного искусства, ведется изучение основ композиции, живописи, рисунка и ДПИ. В старшей школе учащиеся кроме школьных уроков искусства, обучаются дизайну, скульптуре, графике на базе Мордовского Государственного Университета им. Н.П. Огарева, где преподаватели факультета национальной культуры преподают им эти художественные дисциплины. Учащиеся поступают в такие классы по итогам творческого отбора, а выпускники гимназии имеют такую специальную подготовку, что способны составить конкуренцию на экзаменах в профессиональные вузы с учащимися художественных школ.

В связи с этим возникла потребность в разработке программы по изобразительному искусству в профильных старших классах. Моя авторская программа разработана с учетом специфики данного образовательного учреждения и с 2000 года шла в эксперименте. В 2002 году она была одобрена и рекомендована экспертным советом при МО Республики Мордовия к практическому использованию. Программа нацелена на формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Главная цель – это развитие художественно-образного творческого мышления детей, воображения, эстетического чувства, а также специальных умений и знаний.Для выявления качественных изменений личности учащихся и установления, как искусство влияет на её развитие, также были разработаны тесты и анкеты для диагностики развития художественной культуры личности.

Программа является целостным интегрированным курсом, который кроме основных видов искусств: живописи, графики дизайна, включает в себя зрелищные и экранные виды. Они изучаются в контексте взаимодействия с жизнью общества и человека.

Данная программа усложняет, углубляет знания, умения и навыки в области изобразительных искусств, помогает более основательно овладеть наукой рисовать, компоновать, работать творчески. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, светотональности, цвет, линия, фактура материала, ритм, объем, композиция. Особое внимание отводится рисунку, поскольку он представляет собой своеобразный стержень, на котором держится изобразительное искусство. Таким образом, не утрачивается общая основа преподавания художественных дисциплин, не нарушается, а напротив, конкретизируется и обогащается в представлении о художественном освоении мира как единой в своем многообразии области человеческой культуры.

Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных идеалов, своей индивидуальности, и на этом этапе союз искусств сугубо необходим!

В таком возрасте для большинства учащихся преобладающим видом художественно-творческой деятельности становится теоретическая, т.е. углубленное, индивидуальное освоение и оценка явлений художественной культуры. Соотношение выраженных в них идеалов и мировоззренческих позиций с собственным опытом практического творчества, приобретённым ранее.

Кроме того, в программе используются спектр методических приёмов и различные современные нетрадиционные формы уроков. Это и урок-просмотр, урок-экскурсия, урок-проблема. Применяется дифференциация и индивидуализация обучения искусству.

Особенно успешно проходит такая форма урока как мастер-класс, и не только с собственным учителем на пленэре во время художественной практики, когда учащиеся десять дней выходят в разные живописные места города и рисуют. Но и с известными графиками и живописцами республики. Учащиеся профильных классов во внеурочное время получают возможность встречи и знакомства с их творчеством и биографией, разными художественными техниками, а так же изучают виды, стили и жанры живописи и графики. Такая форма позволяет учащимся не только приобщаться к родной культуре через людей, создающих современную культуру, но и вырабатывает большие профессиональные навыки, умения создать свой образ мира, открыть своё чувство красоты.

Наша гимназия была первой и единственной в городе, чьи дети с 2007 по 2011 год общались с пятнадцатью художниками Мордовии и с художницей из Китая. А художники Ю.Дырин и Н. Рябов стали постоянными гостями нашей гимназии.

Особенно интересен был последний мастер-класс Юрия Дырина, который проходил непосредственно в зале музея С. Эрьзи, где находились полотна художника. Мастер-класс был приурочен к Международной научно - практической конференции «Финны - Угры как часть мировой культуры». Гости из Финляндии, Чувашии, Пензы и Ульяновска присутствовали в качестве зрителей и были очевидцами процесса создания «маленьких шедевров» детей. Стиль художника и разнообразие материалов было новым и интересным для учащихся. Работы детей в качестве сувениров получили гости конференции.

Результатом такого подхода и организации нетрадиционных форм педагогической деятельности стали повышение мотивационной и исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов учащихся.

Художественная культура школьника может развиваться лишь в процессе творческой изобразительной деятельности, так как постановка творческой цели предполагает решение любых творческих задач. И всё должно в дальнейшем завершиться на холсте или листе пластически убедительно. Сам мазок или штрих должен идти от образной задачи. Именно на холсте будет живая радость творчества.