Главная страница

Сроки


Скачать 355.35 Kb.
Название Сроки
Дата 14.03.2016
Размер 355.35 Kb.
Тип Урок

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»



Раздел

Тема урока

Сроки

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материальнотехническая база, ЭОРы

Формы организации образовательного процесса

Личностные

Метапредметные (УУД, работа с текстом)

предметные

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 ч.)

Развитие способности наблюдать за природой. Рисование композиции «Кто где спрятался».

2.09

Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству

Выполнять работы различными художественными материалами.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе.


Иллюстрации

Урок вхождения в новую тему

2




Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке.

9.09

Развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства

Развитие интереса к искусству народов разных стран

Индивидуальное чувство формы и цвета, их сознательное использование в творческих работах

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы.


Иллюстрации

Урок-исследование

3




Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Композиция «На оленях по снегу».

16.09

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве

Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания

Иметь представление о художественных средствах изображения.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.


Иллюстрации

Урок-исследование

4




Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме.

23.09

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Формирование первых представлений о пространстве как о среде

Способность понимать, воспринимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.


Объекты для рисования с натуры

Комбинированный урок

5




Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты.

30.09

Развитие желания приносить в окружающую действительность красоту

Формирование целостного, гармоничного восприятия мира

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей


Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Картины

Урок -игра

6




Изображение маршрута путешествия со всеми подробностями.

7.10

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе

Умение воспринимать изо и выражать своё отношение к художественному произведению

Участвовать в беседах, исследованиях.


Маршрутные листы

Урок-исследование

7




Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них.

14.10

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей

Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве

Способность понимать, воспринимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.


Картины

Урок-исследование

8




Освоение человеком пространства земли. Композиция «Дом и окружающий его мир природы».

21.10

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона

Использование цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.


Иллюстрации

Урок-игра

9




Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Композиция «Игры на полу».

28.10

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения

Создавать композ. с изображением человека.

Передавать в рисунке планы, композ.центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Иллюстрации

Комбинированный урок

10




Изображение по памяти и наблюдению композиции «В яркий солнечный день».

18.11

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве


Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи

Иметь представление об архитектурном проекте.

Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.


Картины

Урок-путешествие

11




Предмет и герой. Комната и её художественное решение.

25.11

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве


Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи

Осознать равновесие в композиции. Иметь представление об объёмно-пространственной композиции


Иллюстрации

Урок-фантазия

12




Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина.


2.12

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами.


Пластилин,различные материалы

Урок-фантазия

13




Коллективная композиция с использованием упаковок, коробок, природного материала.

9.12

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей

Развитие интереса к искусству разных стран и народов

Способность понимать, воспринимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства

Уметь проводить коллективные исследования.


Природный материал, коробки, упаковки

Урок-фантазия

14




Создание композиции по мотивам сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

16.12

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности

Развитие интереса к искусству разных стран и народов

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей

Уметь проводить коллективные исследования.


Пластилин, камни, ракушки и др.

Урок-фантазия

15




Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Декоративная роспись. Гуашь.

23.12

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства


Картины, гуашь

Урок-сказка

16




Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги. Композиция «Волшебный сундук».

30.12

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности

Индивидуальное чувство формы и цвета в изо, сознательное использование цвета и формы в творческих работах

Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги.


Цветная бумага, схемы

Урок-фантазия

17




Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Композиция «Добрая и злая фея».

13.01

Формирования понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности

Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их спейифике

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.


Различные виды материалов

Урок-фантазия

18

Развитие фантазии и воображения (11 ч.)

Создание композиций по описанию. Композиция «Кому принадлежит дом».

20.01

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы

Формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства


Иллюстрации

Урок-исследование

19




Былины и сказки сегодня. Сочинение сюжетных композиций на тему реальных событий из жизни.


27.01

Развитие желания приносить в окружающую действительность красоту

Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств

Использование цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов

Сочинять и иллюстрировать свои былины.

Выполнять композиции на передачу настроения от прочитанного произведения.


Иллюстрации

Комбинированный урок

20




Выполнение композиции на передачу настроения от прочитанного произведения: Дюймовочка, Русалочка.

3.02

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Освоение способов решения проблем поискового характера

Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании композиции

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки.


Цветная бумага, пластилин

Урок-сказка

21




Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира.

10.02

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Освоение способов решения проблем поискового характера

Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании композиции

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки.


Художественные книги, иллюстрации

Урок-фантазия

22




Разработка композиций в пространстве класса, столовой. Композиция «Новогодний ужин»


17.02

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.


Картинки

Комбинированный урок

23




Создание необычной композиции из обычных предметов. Композиция «Сказочный букет для мамы (бабушки).

24.02

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности

Формирование навыка рисования с натуры

Создавать самостоятельную икебану с использованием природных материалов.


Иллюстрации, икебана

Урок творчества

24




Работа с природным материалом. Композиция «Сад в моей сказке».

2.03

Развитие творческого потенциала , активизация воображения и фантазии

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.


Иллюстрации

Урок творчества

25




Художественное конструирование несложных форм предметов. Композиция «Город мечты».

9.03

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного.

.

Таблицы, рисунки

Урок-проект

26




Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки.

16.03

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Использование в творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, композиционных решений и образов

Художественное конструирование несложных форм предметов


Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука.

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности.


Необходимый материал


Урок-проект

27




Создание карты местности на тему «Как на речку пройти».

30.03

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Развитие продуктивного проектного мышления

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение

Карта местности

Урок-исследование

28




Упражнения на цветовое восприятие звука. Композиция «Портрет ноты ля».

6.04

Развитие желания приносить в окружающую действительность красоту

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить

Использование цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.


Иллюстрации

Урок-фантазия

29

Музейная педагогика (6 ч.)

Знакомство с архитектурой своего города. Коллективный проект «Архитектура моего города».

13.04

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.


Иллюстрации

Урок-проект

30




Средства художественной выразительности. Встреча с художником по киноматериалам.

20.04

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культ.и художественное наследие мира

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

Видео-фильм

Комбинированный урок

31




Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета.

27.04

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях народного искусства

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.


Иллюстрации

Урок творчества

32




Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта.

4.05

Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству

Иметь представление о работе художника- иллюстратора.


Иллюстрации

Урок-исследование

33




Красота произведений декоративно- прикладного искусства.

11.05

Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии

Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.


Народная игрушка

Урок-исследование

34




Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности

18.05




Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости




Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе.




Урок-обобщение



  1. Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа по изобразительному искусству:

- Конституция Российской Федерации

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)» ( с изменениями);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253";

- приказ Минобрнауки РФ от 29 апреля 2015 г.№450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.2821-10);

- примерная образовательная программа начального общего образования

http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx

- Авторская программа Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. Изобразительное искусство Класс:1–4 классы /.М: Вентана-Граф, 2013.

В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по окружающему миру Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской изменения не внесены.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

- реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, собенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

 опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

 процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

 проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

 активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа начального общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане образовательного Учреждения. Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю), во 2-4 классах по 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям;

  • Развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;

  • Воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура);

  • Воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • Совершенствование индивидуальных способностей;

  • Формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.




  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства

6. Содержание учебного предмета

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 ч.)

1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения (11 ч.)

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).

2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.

2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

2.3. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,

2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

2.5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.

2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 ч.)

3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся






Раздел, количество часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму -17 ч.

Развитие способности наблюдать за природой. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы. Освоение изобразительной плоскости. Пропорции изображаемых предметов. Композиционный центр, предметная плоскость. Замкнутое пространство. Изучение явлений наглядной перспективы. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. Красота и необычное в природе. Архитектурный проект. Равновесие в композиции. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Выполнять работы различными художественными материалами.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе.

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Иметь представление об архитектурном проекте.


2

Развитие фантазии и воображения-11 ч.

Работа с литературными произведениями. Выполнение композиций на передачу настроения. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции. Бумажная пластика. Стилизация и обобщение. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

Сочинять и иллюстрировать свои былины.

Выполнять композиции на передачу настроения от прочитанного произведения.

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки.

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Создавать самостоятельную икебану с использованием природных материалов.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука.

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства-6 ч.

Искусство и человек. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Мир природы. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности.

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

Иметь представление о работе художника- иллюстратора.

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом


  1. Программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» Л. Г. Савенкова Е. А. Ермолинская Москва . Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.

  2. Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. М. Вентана-Граф, 2012 г.

  3. Изобразительное искусство: 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений , Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. М. Вентана-Граф, 2012 г.

  4. Технологические карты уроков по учебнику Е. А. Лутцевой Волгоград, «Учитель», 2014 г.




  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Второклассник научится:

- различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.

Второклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средства изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.

Система оценки планируемых результатов.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения).

Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.