Главная страница

Проблема мусора и пути еѐ решения ( открытое занятие по линии Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ) Цели: Донести до воспитанников суть и серьѐзность проблемы отходов. 2


Скачать 59.73 Kb.
Название Проблема мусора и пути еѐ решения ( открытое занятие по линии Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ) Цели: Донести до воспитанников суть и серьѐзность проблемы отходов. 2
Дата 11.02.2016
Размер 59.73 Kb.
Тип Документы

Проблема мусора и пути еѐ решения ( открытое занятие по линии Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ) Цели: 1. Донести до воспитанников суть и серьѐзность проблемы отходов. 2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами. 3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы. Оборудование: плакаты, комиксы, значки, наклейки, урна, мешки (мусорные пакеты), чистые образцы отходов, карточки с периодами разложения отходов, доска для рисования, оборудование для демонстрации цифровых фотографий (ноутбук, экран). Ход занятия - Ребята, сегодня мы поговорим о мусоре. Кажется, зачем же о нѐм говорить? Ведь мусор - это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, от чего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько фотографий. На экране демонстрируются фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным "супом", фотографии горящих свалок. Давайте разберѐмся, откуда берутся эти ужасные горы мусора? - Сколько раз в день вы выносите мусорное ведро? - Куда девается мусор из мусоропровода? Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать, на свалки, т.к. они никак не оборудованы. Плакат № 1. Чем плохи свалки? 1. Огромная территория 2. Не оборудованны 3. Отравляют почву и воздух " Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнѐтся в собственных отходах." Нильс Бор - Мусор не даѐт о себе забыть и превращается во всѐм мире во всѐ большую проблему. Мы образуем всѐ больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них. Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляют воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их. - Ребята, а почему мусора стало так много? 1. Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на Земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд. до 7 млрд.). 2. Появление новых синтетических материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями. 3. Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с лѐгкостью отправляем на свалку. 4. Появление рекламы, которая навязывает нам всѐ новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних вещей и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие вещи. 5. Появление большого количества упаковки. Практическое задание: Посмотрите на доску, вы видите 3 списка. Вспомните свой дом, комнату и напишите: - Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы; - Вещи, создающие комфорт и удобство, но без них можно обойтись; - Вещи, без которых можно легко обойтись. В процессе составления списка ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй (третий) список. - А теперь попробуем определить, сколько времени разлагаются различные виды отходов. Дети достают из мусорного ведра отходы разных видов и соотносят их с временными периодами, указанными на карточках. Пластиковая бутылка 2-5 недель Алюминиевая банка 2-10 лет Стеклянная бутылка более 1000 лет Тетрадь 500 лет Носок 100 лет Огрызок яблока 1 год На информационном плакате (№ 2) даются правильные ответы. Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают. Так, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после покупки. - Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно? Плакат № 3. " Способы обращения с отходами". 1. Захоронение на полигонах. Вред от захоронения отходов в том виде, который существует сегодня в России: - под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни под что другое; - на свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи; - токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их; - свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы; - свалки - места скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами и становятся разносчиками инфекций; - свалки не украшают наши пейзажи. Захоронение отходов допустимо, если: - оно происходит на специально оборудованных полигонах, а не на "диких" свалках. Полигон - это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях. - на захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию. 2. Сжигание. Плюсы сжигания: - при сжигании объѐм отходов уменьшается до 30%; - тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях. Минусы сжигания: - Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если, конечно, речь идѐт о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены современные очистительные системы. - Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит, что при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжѐлые металлы и др.). - В результате сжигания мусора образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. Еѐ необходимо захоранивать на специальных полигонах, иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод. - На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи. Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах: - Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.). - На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать. 3. Вторичная переработка. Это наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами - извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход: - сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков; - сокращает количество отходов, вывозимых на свалку; - сохраняет наше здоровье; - меньше загрязняет окрестности. Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90% (показ круговых диаграмм). Необходимо собирать отходы раздельно уже дома. Если мы всѐ бросаем в одно мусорное ведро, то затем отходы сложнее разделить, часть ценных вторичных ресурсов теряется. Могут применяться разные схемы сортировки. Основной принцип- отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приѐма, а также отделять ценное вторсырьѐ от пищевых и неперерабатываемых отходов. 4. Компостирование. Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения - компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает еѐ свойства. 5. Комплексный подход к управлению отходами. Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами: - Переработать всѐ, что можно, в том числе, компостировать органические отходы. - Сжечь то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд. - Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь. -А теперь немного поиграем и закрепим изученный материал. Дети делятся на 3 команды, каждой даѐтся по мешку с чистыми отходами, отходы должны быть узнаваемыми. Задание: предотвратить попадание на полигон как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и плакаты. Команды (за 10 минут) разбирают мешок и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают вещь в сторону. В итоге на парте должны лежать 2 группы вещей: которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым- нет. Ведущий подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает. Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Проведение субботника. - А теперь давайте всей нашей большой и дружной компанией пойдѐм на субботник и наведѐм чистоту на территории школы (парка). Субботники - это вклад каждого человека в экологию своего города, района, двора. Мероприятие сплачивает людей и приносит реальные плоды, которые мы сможем увидеть - чистый и красивый город. Раздельно собранные отходы - это не мусор, а вторичное сырьѐ, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду. Важно заранее подготовить пакеты разных цветов или наклеить на пакеты наклейки с надписями: бумага, стекло, пластик, листва. Можно привлечь к уборке родителей и других школьников. - Молодцы, ребята! Вы славно потрудились и сделали очень нужное и важное дело! Посмотрите, как чисто стало вокруг. А ведь это сделано вами. Спасибо всем большое!