Главная страница

Прилагательные близкие и противоположные по смыслу


Скачать 88.5 Kb.
Название Прилагательные близкие и противоположные по смыслу
Дата 18.02.2016
Размер 88.5 Kb.
Тип Документы

Тема:Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

(2 класс,система развивающего обучения Л.В.Занкова,учебник русского языка Полякова А.В. )

Цели: формировать умения УУД.

Предметные:

  • актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают.

  • развитие умения распознавать и употреблять в речи имена прилагательные

  • формировать представлений детей о синонимах и антонимах.

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;

  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;

  • уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Этап

урока



Время, мин

Цель



Содержание взаимодействия с учащимися



Методы
и приемы работы




ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


 2
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

-Сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться

  • Я радуюсь этому

  • Память моя крепка

  • Я готов к работе!

  • Я работаю!!!




 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация (повторение)знаний.


 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

    1.  Загадка: «Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)

- С какой ч/р мы с вами познакомились?

- На какие ?? отвечает имя прилаг-ное?

- Что оно обозначает?

- С какой ч/р связано?

- Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.

- Обобщите свои знания об имени прилагательном.


    1. Словарная работа. «Третий лишний»:

м . л . дой

(обосновать свой выбор) мальч . к

дев . чка (молодой,т.к.имя прилагательное)

- Подберите прилагательные к данным существительным

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "имя прилагательное", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

Ведут диалог с учителем,

конкретизируют понятие “имя прилагательное”.Обосновывают ,доказывают свой выбор.

Подберают прилагательные к существительным.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3Объяснение нового материала.Постановка целей урока.

.
 

 7
 

Выход на тему урока

 Молодой

- Каким другим словом, близким по значению, можно заменить это прилагательное? (юный)

- А какое слово противоположно по значению? (старый)

– Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению.)

– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

– Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Синонимы и антонимы.)

– Какой частью речи являются слова дети и ребята? (Это имена существительные.)

– О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об именах прилагательных.)

– Могут ли быть имена прилагательные синонимами или антонимами?

– Вот это мы и должны выяснить на уроке.

Это цель нашего урока.


 Наблюдение.
 

 Ф
 

Указывает объект наблюдения
 

Беседуют с учителем. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

-актуализировать знания учащихся о словах,называющих признаки предметов,и вопросах,на которые они отвечают. развитие умения распознавать и употреблять в речи имена прилагательные

-формировать представлений детей о синонимах и антонимах.
Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;


4. Первичное закрепление с проговариванием в слух.


 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 У п р а ж н е н и е 62, с. 31 – коллективное выполнение.

– По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении?

– Выпишите прилагательные, которые обозначают противоположные признаки (антонимы).

– Как называют слова, близкие по смыслу? (Синонимы.)

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разница лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас.

– Что такое антонимы?

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.
В. А. Синицын


 Наблюдение, работа с учебником,

с.31,упр.62

 Ф, И.
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Выписывают прилагательные, которые обозначают противоположные признаки.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультурная минутка-2 минуты

5. Включение в систему знаний и повторение.
 

 10
 

 Развитие умения распозна-вать и подбирать слова близкие и противоположные по смыслу. 
 

1)И г р а «Путаница» (Приложение 1).
 (Карточки могут быть развешаны по классу.)

Собрать цепочки: предмет (вопрос) – признак.

– Определите род и число существительных.

– Как вы это узнали? (Подставили слова: это, оно, мое – с. р., этот, он, мой – м. р., эта, она, моя – ж. р.)

– Определите род и число прилагательных.

– Что вам помогло это узнать? (Род и число существительных, с которыми они связаны; вопросы и окончания прилагательных.)
-К одному из слов, обозначающих признак подобрать слова близкие и противоположные по смыслу.

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
 

 Ф,Г
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди собирают цепочки слов, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски,

определяя род и число существительных.

Производят взаимопроверку, рефлексию

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Работа в группах.

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Подобрать и записать антонимы:

Толстый – …, частый – …, здоровый – …,

близкий – …, новый – …, широкий – … .

Подобрать и записать синонимы:

Печальный – …, трудный – …, быстрый – …,

знойный – …, большой – … .

– Объясните написание слов, в которых есть орфограммы.

– Составьте предложения: I вариант – с любым антонимом,

II вариант – с любым синонимом.

– Определите части речи в предложениях.


 Работа по карточкам
 

 Г, П
 

 Раздаёт карточки для групп. Проводит инструктаж работы в группах
 

 Выполняют работу в группах.Объясняют написание слов с орфограммами.

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

6.Этап разъяснения домашнего задания

2

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Подбери к именам существительным имена прилагательные.,

определи род и число имен прилагательных,

подбери по два синонима и два антонима к прилагательным.

Солнце (какое?)

Звезды (какие?)

Ветер(какой?)

Море(какое?)

Буря(какая?)


Работа по индивидуальным

карточкам.

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


3

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

– Что нового узнали об именах прилагательных?

– Что такое синонимы? Антонимы?

-Что интересного было на уроке?

-Как вы оцените свою работу?

Работу одноклассников?


Рефлексия

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


Приложение 1.