Главная страница

Динамичного накопления рейтинговых баллов на уроках истории и обществознания


Скачать 29.08 Kb.
Название Динамичного накопления рейтинговых баллов на уроках истории и обществознания
Дата 05.04.2016
Размер 29.08 Kb.
Тип Документы

Система динамичного накопления рейтинговых баллов на уроках истории и обществознания.

В современных условиях формирующегося информационного общества актуальной становится проблема перехода от информативного подхода в образовании к компетентностному. Если при информативном подходе оценивание знаний, умений и навыков учащихся в пятибалльной системе не представляло никаких сложностей, то при новом подходе к обучению это оценивание вызывает значительные трудности, а порой наталкивается на непреодолимые проблемы.

При информативном подходе существовали довольно чёткие критерии оценки: основываясь на сумме информационных единиц, усвоенных учеником, можно было довольно точно установить (измерить) степень овладения учебными умениями при проверке навыков написания ответов на вопросы или выполнении заданий на контурных картах. Правда, всегда вызывали трудности способы оценивания знаний и умений в обществознании. В этом предмете значительно меньше измеряемых параметров. Но, всё – таки, удавалось и это измерить и поставить оценки. Теперь же, когда знания стали инструментом компетенции, а умения и навыки превратились собственно в «содержание» образования, пятибалльная система вообще неприменима. Парадоксом современности является то, что пятибалльная система узаконена, и изменить её быстро не удастся. Поэтому является абсолютной необходимостью решение задачи адекватного оценивания компетентности учащихся в условиях существующей пятибалльной системы.

Моя идея сводится к следующему:

  1. Компетентность в истории и обществознании это способность вести квалифицированную беседу на историческую или обществоведческую тематику

  2. Установить уровень сформированности такой компетентности возможно только по отношению к данной конкретной теме.

  3. Формировать данную компетентность возможно только в процессе общения по данной конкретной теме

  4. Оценивать степень сформированности данной компетентности возможно только в ходе самого общения

  5. Оценить степень сформированности данной компетентности сразу окончательной оценкой невозможно, поскольку процесс общения открыт, незавершен.

Из выше приведенного рассуждения следует:

  1. Пятибалльная система на самом уроке, если это урок формирования исторической и обществоведческой компетентности, неприменима

  2. В ходе урока возможно и нужно только фиксировать участие каждого в обсуждении темы

Эти выводы привели меня к следующей системе:

  1. Во время урока я фиксирую участие каждого ученика в обсуждении, выставляя на экране балл в таблицу «участие в обсуждении», для простоты восприятия эта таблица представляет собой страницу классного журнал (таблица 1). В течение урока ученик может набрать неограниченное количество баллов. Такая работа продолжается в течение двух уроков подряд, т.е. в течение одной недели при двухчасовом режиме изучения предмета. За два урока есть возможность высказаться, или опросить, всех учащихся класса.

  2. По итогам работы учащихся в течение двух уроков баллы суммируются (таблица 2)

  3. По сумме полученных баллов выстраивается рейтинг учащихся класса за два урока (таблица 3)

  4. Далее следует перевод рейтингов в пятибалльную систему (таблица 4):

    1. Занявший (занявшие) 1 место получает (получают) 5 (пять)

    2. Занявший (занявшие ) последнее место получает (получают) 2 (два)

    3. Оставшиеся места распределяются в соотношении 1:3 – «верхняя» треть списка получает 4 (четыре), «нижние» две трети списка получают 3 (три)

Из таблицы 4 понятно, что на практике суровые правила математики приходится делать более гибкими. В зависимости от ситуации, складывающейся в течение двух уроков, распределение баллов в пятибалльной системе может отступать от строго математического принципа.

Эта система позволяет успешно решать целый ряд педагогических задач:

  1. Активизация учебной деятельности учеников на уроке

  2. Повысить эмоциональный «градус» урока

  3. Стимулировать познавательную активность учащихся

  4. Формировать способность адекватно воспринимать мнение другого участника обсуждения

  5. Научить учащихся адекватно оценивать собственное место в группе обсуждающих проблему

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня компетентности учащихся в исторических и обществоведческих вопросах

  2. Развитие у учащихся коммуникативных навыков

  3. Развитие у учащихся способности адекватно оценивать свое место в группе

  4. Формирование эмоционально окрашенного отношения к процессу обучения на уроке.