Главная страница

Диалог культур как метод духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности


Скачать 166.04 Kb.
Название Диалог культур как метод духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности
Дата 27.02.2016
Размер 166.04 Kb.
Тип Документы


Представление инновационного педагогического опыта работы

учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 43» г. о. Саранск

Гордеевой Людмилы Михайловны
Тема «Диалог культур как метод духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности».

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Культурное развитие нашего региона представляет собой определенную форму единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодействия культур народов, населяющих Республику Мордовия. Основной целью национальной этнической политики является создание условий для саморазвитии этносов, сохранение целостности их многоцветия. Особенностью сегодняшнего времени, на мой взгляд, является общение культур, их дружеский диалог, в основе которого лежит уважение к таланту как к всенародному достоянию.

Истинный исследователь всегда в пути. Восстанавливать связь времен, органическую преемственность поколений, восстанавливать традиции, обычаи – вот задача, которая стоит перед обществом. Прошлое и настоящее семьи в центре наших сегодняшних исследований. Вот почему мы стараемся дать понятие о нравственных ценностях через познание своих отцов и дедов. В наших дедах и отцах – истоки нашей национальности. ей республики является готовность к диалогу с представителями различных национальностей, толерантность, гордость за свой край, культуру, понимание семейного счастья. Дети Мордовии находят свои идеалы на родной земле, верят в национальный характер, в его духовною мощь, в его величавую красоту. Велика роль в гармонической молодого поколения, интеллектуальной элиты общества на плечах которой лежит значительная часть огромной созидательной работы, которая способствует расцвету культур России.

Актуальность обращения к данным проблемам исходит из задач, поставленных Правительством перед теми, кто занят проблемами детства, гармонического развития человека, в котором интеллектуальное и духовное находится в тесном взаимодействии. Это показатель гуманизации и демократизации общества, нашей жизни, нашего мышления и деятельности, стремления к конкретным действиям на конкретном действиям на конкретном участке жизни.

М.М. Бахтин отметил, что русская культура, как солнце отражается в каплях, так и она во множестве национальных культур. Следуя Бахтину, мы знаем, что мордовская литература – дитя русской литературы. Именно литература делает граждан добрее и лучше. Поэты и писатели своей страстностью, болью, отрешенностью от мелочей быта воспитывают читателя, раскрывают их индивидуальность, формируют личность.

Мордовия – песенный старинный, благодатный край. Край, где русские, эрзяне, мокшане, люди разных национальностей общаются душевно, по-простому, как родственники. И посредством этого совместного общения, обучения, образования и воспитания происходит развитие богатства человеческой природы, прогресса социальных отношений, нравственного совершенствования.

Писатели помогают через родное и близкое увидеть свою родину, способствуют вхождению личности в современные мировые процессы, воспитывают нового человека живой и открытой памятью культуры. Писатели учат думать, видеть за строкой мир, учат жить в этом мире по законам человечности и гуманизма.

Отличительной чертой граждан нашей республики является готовность к диалогу с представителями различных национальностей, толерантность, гордость за свой край, культуру, понимание семейного счастья. Дети Мордовии находят свои идеалы на родной земле, верят в национальный характер, в его духовною мощь, в его величавую красоту. Велика роль в гармонической молодого поколения, интеллектуальной элиты общества на плечах которой лежит значительная часть огромной созидательной работы, которая способствует расцвету культур России.

Музей мордовской литературы - уникальный. Единственный в своём роде. И не только среди школьных музеев. Он единственный в республике. Об этом говорит само его название: «Музей литературы Мордовии». Здесь собрано бесценное духовное наследие всех писателей, поэтов, драматургов Мордовии, произведений наших современников - здесь вся история развития литературы Мордовии.

Основной смысл проекта развития музея заключается в рассмотрении возможности диалогически активного приобщения молодёжи к культурному наследию на примере осмысления и понимания творчества писателей и поэтов Мордовии, приобретения и развития исторической памяти.

В начале третьего тысячелетия, осознавая всю мятущуюся стихию современного социума, мы хотим в благоговении созерцания прикоснуться к живительным истокам талантливых творений писателей Мордовии, принадлежащих ушедшей эпохе, ушедшей культуре, родной нам во всей её неизъяснимой неповторимой красотой.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ценностные и духовные понятия разных форм культуры формируют у учащихся готовность к диалогу разных культурных смыслов бытия. Проблемы развития диалога культур в школе как нельзя лучше соответствует воспитательным задачам, поставленным Правительством и Президентом России перед теми, кто занят вопросами детства, гармоничного развития человека, в котором физические и духовные начала находятся в тесном взаимодействии. Подлинный смысл и логика педагогической деятельности учителя заключаются в становлении духовной основы личности, где концентрируются элементы из различных пластов культуры. Складываются такие личностные новообразования, которые помогают молодому человеку ориентироваться в пространственно-временных координатах диалога культур.

Принципиально новый, отличный от сложившейся в педагогической практике подход к анализу содержания литературного произведения, его нравственного потенциала позволяет учителю осуществлять педагогику сотрудничества и помогает каждому ученику обрести свой голос, свою точку зрения в исходной логике школа-культура-социум.

Русский язык и литература как основополагающие дисциплины гимназии приумножены Гордеевой Людмилой Михайловной новыми разработка­ми дидактических и методических материалов, эффективными техно­логиями преподавания словесности, а также новой сопутствующей авторской программой «Историко - литературное краеведение и музееведение», утверждённой Экспертным советом МРИО (2015 г.).

На уроках ставятся трудные, но доступные цели и задачи. Отличительной чертой уроков является их диалогичность как средство глубокого восприятия изучаемого материала, постижения объективного смысла слова писателя. Педагогические отношения с учащимися строятся на основе взаимопонимания и доверия, уважения к достоинству ребенка.

3. Теоретическая база опыта.

Современного человека невозможно представить вне широкого контекста мировой и отечественной культуры без включения становящейся личности в диалог различных исторически-сложившихся культур. Современная педагогика осваивает понятие диалога культур на философском, психолого-педагогическом, психологическом уровнях. Педагогическое мышление вбирает в себя логику культуры, ориентируется на ценностные и духовные понятия разных форм культуры, требует от человека готовности к диалогу разных культурных смыслов бытия.

В практике функционирования школ диалогическая установка реализуется в школе диалога культур (В. Библер, С. Курганов и др.).

Идеи М.М. Бахтина осмыслены учеными и применительно к педагогике. Диалогике посвятили свои исследования Р.И. Александрова, Е.Г. Осовский, Л.И. Орешкина, Т.Г. Тимошина и др.

Диалог в своей многомерности и универсальности осмыслен в трех значениях: диалог культур, диалог общения, внутренний диалог.

Диалог культур рассматривается как исторически сложившееся взаимодействие различных знаковых систем – произведений искусства: литературы, музыки, науки, имеющих своих создателей, творцов, на авторскую позицию которых возможна диалогическая реакция с позиций современности.

Диалог – это общение учителя и ученика, учителя и писателя, создателя текста и читателя, автора и критика. Это всегда диалог, поиск истины добра и красоты.

Учебный диалог, воспитывающий диалог, урок-диалог. Понятийный аппарат постоянно обогащается мыслящими педагогами, учеными и практиками.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Технологии, используемые в работе: - технология проблемного обучения; игровая технология; ИКТ; здоровье-сберегающие технологии.

Методы: - объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский; проблемное изложение; поисковый, метод проекта.

Формы работы: - общеклассная; групповая; парная; индивидуальная.

Средства деятельности: - словари и энциклопедии; технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся; раздаточный и дидактический материал; печатные пособия; мультимедийные презентации.

Глубоко изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой

Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов школьников через урочную и внеурочную деятельность, включение диалога культур в организацию урочной и внеурочной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1) Формировать положительную мотивацию учения

2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3) Развивать личностный потенциал учащихся

4) Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Принципы работы:

1. Принцип полноты.

2. Принцип системности.

3. Принцип концентричности.

4. Принцип развивающего обучения.

5. Принцип научности в обучении.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности в обучении.

8. Принцип прочности усвоения знаний.
Содержание работы:

И в урочной и во внеурочной воспитательной работе, в любых, специально организованных или стихийно возникших ситуациях, делах, мероприятиях и в общении учитель целенаправленно и последовательно формирует у детей высокие этические, эстетические и интернациональные чувства, тем самым решая проблему воспитания национального самосознания, гражданственности, формирования гуманистической личности.

Формы работы классного руководителя самые разнообразные: классные часы, конференции, беседы, спортивные мероприятия, экскурсии, тематические праздники. Опираясь на труды В. А. Сухомлинского о воспитании гармоничной личности, учитель прививает своим воспитанникам качества мыслящего, образованного молодого человека, чутко познающего, понимающего окружающий мир и себя в окружающем мире, подводит своих воспитанников к неисчерпаемым источникам мысли, вырабатывает в них терпимость, доброту, сострадание.

Внеклассные мероприятия, праздники, встречи с писателями, классные часы – любое дело основывается на коллективном духовном порыве, коллективном переживании, идее, отсюда вся жизнь классного коллектива проникнута духом самоуважения. Это значит, что классный руководитель добивается того, чтобы воспитанник учился видеть в себе моральные ценности, воспринятые от других людей.

Основные формы работы:

1. Интегрированные уроки, посвященные истории, культуре, литературе родного края, природе и животному миру средней полосы России; факультативы «Русская словесность», «Топонимия Мордовии», «Драматургия и театр», «Поэзия наших дней»; «По следу времени»; спецкурс «Мордовское литературное краеведение и музееведение» по авторской программе.

2. Праздники в музее «С любовью к отчему краю», «Дни культуры Мордовии», «Пушкин и мордовский край», «Дружба литератур Поволжья», «Музей принимает гостей».

3. Литературно-музыкальная гостиная «Эрьзя имени эрзи». При музее работает Поэтический клуб «Эрямонь лисьмапря» («Животворный родник»), где дети постигают основы поэтического труда, пробуя свои силы в творчестве. Учащиеся, являясь членами общества «Мордовия литературная», занимаются научно-поисковой деятельностью, учатся деловому сотрудничеству с писателями России, а общество «Юный ушаковец» объединило ребят, увлеченных исследованием жизни и деятельности знаменитого адмирала Ф. Ф. Ушакова и других выдающихся личностей.

На занятиях показываются пути и методы организации краеведческой работы и ее патриотической направленности.

Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Для формирования исследовательских навыков используются:

1.Учебно-поисковая деятельность.

Она предполагает индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу, объединением по интересам. Осуществляется или под наблюдением учителя и вполне самостоятельно.

2. Проблемный метод.

Проблема – это затруднение, неопределенность и чтобы ее устранить, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

В самом содержании изучаемого материала, предложенного в учебниках заложен проблемный метод обучения.

3.Игра (интеллектуальная, дидактическая). Ей отводится в исследовательской деятельности особая роль, она решает воспитательные, учебные и развивающие задачи.

4.Проектирование. Суть его в том, что дети исходя из своих интересов вместе с учителем, выполняют проект, решая какую-нибудь исследовательскую практическую задачу.

5.Моделирование или конструирование модели. Моделирование направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи.

6.Эксперимент (лабораторный, мыслительный). Его проводят с целью проверки выдвинутой гипотезы.

Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

На уроках я использую разные формы применения ИКТ: презентации; физминутки; музыкальное сопровождение уроков.

В процессе обучения школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

Каждый учащийся имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее). Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к литературе, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.
5. Анализ результативности

Работа по проблеме диалог культур в современной школе дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.

Нелегок и ответственен труд учителя – словесника. Открывая мир литературы, учитель преподносит самую важную науку гражданской ответственности и человеческой доброты.

В этом большую роль играет народный музей литературы Мордовии, где организована научно – исследовательская, собирательская работа общества «Мордовия литературная», которая способствует познанию родного края, расширяет кругозор, воспитывает уважительному отношению к историческому прошлому, культурному наследию нашей Родины. Интерес к литературе, родной земле, людям позвал нас в дорогу, заставил заниматься литературным краеведением. Духовный подъём, вызванный встречами с писателями, обилием впечатлений, способствует формированию творческой личности, воспитывает осознание общественной значимости проводимой работ, стремление стать полезным для общества человеком.

Современного человека невозможно представить вне широкого контекста мировой и отечественной культуры, без включения становящейся личности в диалог различных, исторически сложившихся культур.

Исходя из этого, главной задачей считаю привить интерес к книге, найти живые связи литературы с жизнью, сформировать уважение к истории, к родному краю, умение слушать, желание понять, показать взаимное влияние, обогащение культур детям.

Стараясь идти вслед за Ворониным, мы работаем по учебной программе «Литературное краеведение и музееведение» где представлены наиболее важные факты, позволяющие в значительной мере раскрыть подлинную историю развития литературной жизни республики. Исследование по культуре родного края, местной литературной жизни дают ценный материал для воспитания национального самосознания, патриотизма, гражданственности. Согласитесь, как это важно именно сейчас, в наши дни, воспитывать уважение к исконным началам еще с детства, способствовать обретению исторической памяти.

Собранные и систематизированные книги с автографами, рукописи, архивные материалы, наконец, беседы и встречи с авторами, работниками книгоиздательства увлекают учащихся. Мы начинаем мечтать о возможностях собственных открытий, делаем попытки в осуществлении этой мечты, проявляем стремление к изучению национальной культуры, по нашему мнению, очень обширной и интересной. Составляем целые альбомы по исследованию творчества писателей. Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. Этот мир насыщается любовью к родному краю, к родной культуре. Постепенно расширяясь, это любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому, к людям, окружающими нас.

Музей уникальный. Единственный в своём роде. И не только среди школьных музеев. Он единственный в республике. Об этом говорит само его название «Музей литературы Мордовии». Здесь собрано бесценное духовное наследие всех писателей, поэтов, драматургов Мордовии, произведений наших современников. Всего более семи тысяч экспонатов и предметов. Музей является Республиканским методическим центром по литературному краеведению, куда приезжают за опытом не только из районов и городов Мордовии, но и соседних областей и республик, Москвы, а также Эстонии, Финляндии, Венгрии. При музее работает поэтический клуб «Эрямонь лисьмапря» («Животворный родник»).

Встречи с писателями, литературные поиски, исследования - все это оставляет след в детской душе. Многолетняя и кропотливая работа по созданию музея увенчалась успехом. Дети, занимающиеся в музее, отличаются начитанностью, коммуникабельностью, выступают с научными докладами и занимают в творческих и исследовательских конкурсах призовые места.

Занимаясь краеведением, дети вырастают настоящими тружениками. Повседневная учеба, радость познания со временем стали желанной деятельностью, так как мысль направлена на открытия, поиски, а не запоминание готового, данного учителем. Ребята с удовольствием пишут творческие работы, составляют туристические маршруты, проводят экскурсии в музее и по улицам г. Саранска для детей и взрослых.

Воспитанники Людмилы Михайловны великодушны, щедры, их привлекает красота, моральное благородство, они добры по отношению к окружающим. Уважительно относятся к учителям, людям старшего поколения, и в этом огромная роль их классного наставника с чутким и открытым сердцем, искренними и откровенными переживаниями за своих воспитанников.

Музей помогает через родное и близкое увидеть свою Родину, способствует вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современ­ные мировые процессы. Возрождение краеведения – показатель демократизации общества, нашей жизни, нашего мышления и деятельности.

Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику развития познавательной активности детей.

Проведенная мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

  1. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

  2. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Говорить сегодня об идеале культуры и о том, что ему угрожает, вообще о надеждах, тревогах человеческого рода - занятие трудное. Ибо мы живем в такие времена, когда, ненаучно выражаясь, все слова уже сказаны. Но ведь значимость знаний может быть осознана лишь личностью развитой, ориентирующейся на высокие ценности и идеалы. Тот, кто не имеет общественно-­значимых потребностей, не может осознать и актуальность образования. Модель обучения исходит из того, что обучает н.e само содержание образования, так сказать, озвученное учителем, а, прежде всего, его личность и в целом его индивидуальность. Итак, центром обучения становится личность конкретного, ученика с его неповторимым спектром способностей, задатков, интересов. В книге А.Д. Артемовой «Учение живой этики о языках и народах» в главе «Озарение» сказано: «Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Каждая школа должна быть истинным образовательным учреждением. При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. И вот оно чудесное в сей век явление - Народный Музей литературы Мордовии, ставший республиканским методическим центром по литературному краеведению и музееведению с 1990 года. Мы стали активно приобщаться к благородным целям возрождения культуры и языка, интеграции личности в системе мировой и национальной культур, воспитания уважительного отношения к другим национальностям. 2015 год был объявлен годом литературы. Путеводной звездой для нас являются слова академика Д.С.Лихачева о литературе и поэзии: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, так же сложно, как понять чуткую мысль, высказанную на незнакомом языке. Ни поэзия, ни литература не рождаются сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной».
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
В жизни каждого человека, как и каждого народа, есть глубинные черты, свойства и есть временные, наносные, преходящие. Учителю надлежит раскрыть душу, изучаемых поколений, их неповторимость, особенность национального духа. Характер каждого человека своими корнями уходит в прошлое своего народа, вглубь его истории. Учитель должен научить находить точные и конкретные примеры из жизни конкретных людей, увидеть, что у каждого из предков своя жизненная тропа, своя человеческая судьба. Юные исследователи своим умом хотят постигнуть прошлое своего рода, почувствовать собственную значимость и ответственность за происходящее сегодня. Они начинают понимать, что не умирает тот, кто после себя оставляет детей.

Свои идеалы дети находят на родной земле, верят в национальный характер, в его духовную мощь, в его величавую красоту. Республика Мордовия является общим домом для всего ее почти девятисоттысячного населения. У нас созданы все условия для работы, воспитания детей, получения образования, развития культуры.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, развивается личность ученика, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

Опыт обобщен и представлен на сайте www.schoolrm.ru/schools/lic43sar