Главная страница

Пояснительная записка. Работа кружка «Умелые Ручки»


Скачать 435.99 Kb.
Название Пояснительная записка. Работа кружка «Умелые Ручки»
страница 1/3
Дата 13.03.2016
Размер 435.99 Kb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3











Республика Адыгея

Станица Гиагинская

МДОУ№16 «Тополёк».

Руководитель кружка:

Коробкова Татьяна Викторовна.

Пояснительная записка.

Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами .

Выделяются четыре раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.

  2. Работа с тканью и нитками.

  3. Работа с бросовым материалом.

  4. Работа с пластилином.

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях , когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

« От простого - к сложному» - девиз данной программы.

Обучение проводится один раза в неделю, в первую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10-12 человек). На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход , построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка , педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

  1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.

  2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное

решение.

3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

5. Вариативность творческих способностей.

Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки».

Программа кружка охватывает дошкольный возраст ( со средней группы по подготовительную, а также может быть использована в разновозрастных группах - например: вторая младшая - средняя группа, средняя - старшая группа, старшая - подготовительная группа). В разновозрастных группах, педагог на занятиях кружка «Умелые ручки» ставит перед детьми разного возраста определённые задачи и старается достичь результата.

Дошкольный раздел программы кружка «Умелые ручки» предусматривает решение следующих задач:

1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

4.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

  1. Формировать художественный вкус.

  2. Осуществлять индивидуальный подход к детям ,как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях,

о различных свойствах предметов , о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Все эти занятия имеют цель:

1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

2.Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение занятий кружка «Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям .

Используемые материалы:

- Пластилин

- Крышки от майонезных банок

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца «Киндер - сюрприза»

- Сухие листья

- Коряги, шишки, жёлуди, мох

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька

-Фольга

-Клей, краски

-Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:

- Ножницы, шило ( только для взрослого)

- Иголка и нитковдеватель

- Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок.



Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов , при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок , сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности . Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии . Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги,

помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

Формы организации работы с мятой бумагой:

- специальные занятия по ручному труду в кружку «Умелые руки».

- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.

- творческие проекты.

3. Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений.

Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.

4.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  • для игр детей;

  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

  • их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового , при его подборе предъявляется определённые требования:

  • должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );

  • тщательно промытым и высушенным;

  • доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с тканью и нитками.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребёнка.

Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

1. По образцу.

Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала , как правило, показывают способы их воспроизведения .

2. Конструирование по условию.

Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение , что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.

3. По замыслу.

Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности ; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте , владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.

  1. По теме.

Детям предлагают общую тематику художественных конструкций ( « птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в

совокупности составляют основу формирования их творчества.









  1. По образцу.

  2. По замыслу.

3. По теме.


Развитие у ребёнка творческих способностей.

Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад . В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта , книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Умелые ручки» в детском саду , тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

В условиях детского сада руководитель кружка «Умелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок , должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.


В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия , при которых задаётся общее направление , согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями показывают , что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада . На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений,

Выполненных совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут быть такими:

1. « Герои любимых сказок».

2. «Выставка весёлых человечков». ( мелкая пластика из природного материала)

3. « Мастера- золотые руки» .( вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё )

Проводя индивидуальную работу с родителями , педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых ( тоже с детьми).

Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее. В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее , когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого участника праздника.

Задачи работы руководителя кружка «Умелые ручки» по взаимодействию с родителями :

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

  • Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;

  • Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.


Принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями :


  • Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .

  • Индивидуальный подход.

  • Сотрудничество ,а не настойчивость.

  • Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).

  • Динамичность.

Мероприятия , проводимые руководителем кружка «Умелые ручки», для родителей в течение года :

  • «День открытых дверей»

( Посещение родителями занятий кружка «Умелые ручки» ).

  • Семинары – практикумы для родителей : «Волшебная сказка – Оригами», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир» и т. д.



Темы консультаций для родителей:

«Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами».

«Как воспитать творческую личность».

« Истоки рукоделия» и т. д.

Конкурсы и проекты :

  1. Конкурс семейных работ «Семейный логотип».

2. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» .

( нетрадиционное техника выполнения творческих работ , с использованием

. разнообразных материалов).

  1. Конкурс семейных работ на лучший летний головной убор.

Защита творческих проектов.

( для всей семьи ).

  1. Проект «Дерзайте - вы талантливы!»

( Родители совместно с ребёнком изготавливают поделку, затем на защите проекта рассказывают ,что понадобилось для изготовления поделки, какие этапы изготовления поделки ,для чего они изготовили поделку, придумывают оригинальное название своей поделке , стихотворение ).

  1. Проект «Счастливый выходной день».

( Родители совместно с ребёнком , на защите проекта делятся своим опытом, проведения выходных дней всей семьёй. Предлагается поделиться своим опытом в творческой форме. Для защиты проекта применяются стихи, фотографии, всевозможные поделки сделанные своими руками на выходном дне . Родители и дети рассказывают интересные события, которые произошли в этот день семье.

  1. Творческий проект « Наше лето».

(В проекте принимают участие и дети , и взрослые. В составлении альбома «Наше лето» используются рассказы детей о летнем отдыхе, рисунки детей и взрослых , аппликационная работа детей и взрослых , работа с природным материалом, фотографии, ракушки , камушки , стёклышки .

4. Творческий проект «Зимние забавы»

( проект строится по тому же принципу, как и предыдущий проект).



Старший дошкольный возраст:

  1. Творческий проект «Новогодний праздник».

( Совместное оформления групповой комнаты и музыкального зала . Вместе с воспитателем дети определяют содержание оформительской работы в группе, затем в зале . Дети намечают план действий. Дети самостоятельно формулируют цель , мотивируют свою деятельность : «Мы хотим помочь сделать красивым детский сад к празднику» ; обдумывают содержание панно ( просматривают открытки, иллюстрации в книгах), активно участвуют в создании эскизов , их реализации)

  1. Творческий проект « Мамин праздник».

(Проект строится по тому же принципу , что и творческий проект «Новогодний праздник»).



  1   2   3