Главная страница

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа


Скачать 1.09 Mb.
Название Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа
страница 1/6
Дата 06.03.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)ОУ VIII вида.

Выпускная квалификационная работа

Выполнила:

студентка дневного отделения

специальность «Олигофренопедагогика»

с дополнительной специальностью «Логопедия»

Брезгина Кристина Валерьевна

Научный руководитель:

к.п.н. доцент кафедры СПП и ПМ

Резникова Е В.
Квалификационная работа «Рекомендую к защите»

допущена к защите ___________________

зав. кафедрой «__»____________2011г.

специальной педагогики, психологии ___________________

и предметных методик подпись научного руководителя

______________________

к.п.н., доцент Дружинина Л.А.

«__»______________2011г.

Челябинск, 2011г

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава I. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков……………………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие «половое воспитание» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6

1.2 Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида…..10

Выводы по I главе…………………………………………………….…………..20

Глава II. Клинико - психолого педагогическая характеристика подростков с нарушением интеллекта……………………………………………….……….…22

2.1 Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта подросткового возраста……………………………………………….…………22

2.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с нарушением интеллекта……………………………………………………………….…………29

2.3 Своеобразие полового воспитания подростков с нарушением интеллекта….…………………………………………………………….………...41

Выводы по II главе……………………………………………………..…..……45

Глава III. Особенности полового воспитания подростков с нарушением интеллекта……………………………………………………………….………...46

3.1 Изучение особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта……………………………………………………………….…..….…46

3.2 Результаты исследования особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………….……….53

3.3 Коррекционная работа по половому воспитанию…………….….…..…...61

Выводы по главе III …………………………………………………………......66

Заключение………………………………………………………………………...67

Литература…………………………………………………………………..…....71

Приложение

Введение
Под воспитанием следует понимать активное целенаправленное систематическое воздействие на личность в процессе ее формирования с целью выработки определенного мировоззрения. С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Половое воспитание является особым из разделов воспитания, имеющий свой предмет, отличный от предмета других разделов воспитания. Целью полового воспитания является овладение подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, воспитание у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами морали.

Половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты [1, 29].

Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой.

Половое воспитание - важная составная часть процесса воспита­ния ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразум­но и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому вос­питание ребенка должно сформировать в нем полноценного пред­ставителя своего пола.

В настоящее время в России ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Многие считают, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие [2,8].

Точно также обстоят дела и с половым воспитанием умственно отсталых школьников. Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталого ребенка в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Эта точка зрения является ошибочной, так как пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. По мере взросления человека, в том числе и умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств. Ряд авторов считают, что половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и позднее и проще. Половое воспитание умственно отсталых подростков проводится во многих странах [7,11].

Цель исследования - спланировать коррекционную работу по реализации задач полового воспитания в седьмом классе С(К)ОУ VIII вида.

Объектом - процесс организации полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения.

Предметом - психолого-педагогические особенности развития подростков с нарушением интеллекта.

Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие

задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по данной теме;

- Выделить методики, изучающие особенности полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта;

- Определить направления коррекционной работы по реализации задач полового воспитания; Разработка плана воспитательной работы по половому воспитанию подростков с нарушением интеллекта.

Методы исследования:

- изучения теоретических источников;

- анкетирование;

- тестирование;

- анализ и обобщение полученных результатов.

Исследование проводили на базе: МС(К)ОУ школы № 83 г. Челябинска. В испытании приняли участие 6 человек 7 класса (4 девочки, 2 мальчика).

Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков

    1. Понятие полового воспитания в психолого-педагогической литературе

Основополагающей в системе полового воспитания мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения «пол» - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению. С медицинской точки зрения «пол» - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы. «Психологический пол» - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности и связанные с нею психосексуальные и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности и женственности, оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. «Пол» с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека (Ушинский К.Д., 1950). Биологическое свойство, потому что обусловлено генами, а социальное - так как его проявления в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку [12, 14, 19].

А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола».

Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». В медицинском аспекте «половое воспитание» - целенаправленное и систематическое воздействие на развивающийся организм человека, начиная с внутриутробного периода и кончая формированием физически и психически здоровой, гармонично развитой личности. Под половым воспитанием в педагогическом смысле следует подразумевать пропаганду обучения определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола [22,23].

По мнению И. С. Кона задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. И.С. Кон считает, что задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". В некоторых языках данные понятия обозначают одно и тоже [27]. В русском языке содержание их разное. Пол – половая принадлежность и связанные с нею особенности организма и психики. Секс – межполовые, интимные отношения, половая жизнь. По мнению И.А.Сикорского трудность разграничения воспитания и просвещения заключаются в том, что и первое, и второе базируется на информации, получаемой учащимися в ходе общения с учителем, родителями, с друзьями и знакомыми своего возраста или более старшими; из знакомства со специальной научно-популярной литературой; из средств массовой информации. Если информация остается на уровне знаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание. Эффективное социальное воспитание возможно лишь тогда, когда создана воспитательная система. Как система, половое воспитание представляет собой совокупность медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола [32]. Целью полового воспитания в современной школе является формирование у подростков на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов [20].

Таким образом, понятие "Пол" - многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.



    1. Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.


Проблемой пола и сексуального развития интересовались такие ученые, как З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.М. Орлов, Д.В. Колесов. В настоящее время многие авторы (С.В. Ковалев, Д.В. Колесов, И.С. Кон) оценивают значение полового воспитания наравне с интеллектуальным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием.

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Половое воспитание, по мнению Н. А. Сикорского предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского, как супружеские, но так же любые другие – в общественной жизни, в труде, в отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания. Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является [16].

Целью полового воспитания является сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; в-третьих, устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальную распущенность и потребительское отношение к другому полу, пренебрежение моральными ценностями. Как подчеркивал психолог М. М. Рубинштейн у каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека [13].

Знание и понимание специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых. Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом конфликте – основа их предупреждения. Все это является основой для формирования задач полового воспитания. С.М. Зелинский выделяет задачи полового воспитания детей [30].

Задачами полового воспитания (по С.М. Зелинскому) являются:

1) Воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с представителями другого пола человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского и женского пола на «личные» и «общественные». Воспитание чувства социальной ответственности человека, подростка за каждый свой поступок;

2) Воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью, потребность иметь несколько детей, способность сознательно относится к их воспитанию, расценивать это как свой долг перед обществом в целом;

3) Воспитание чувства уважения к другим людям – не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические особенности и интересы;

4) Воспитание способности и стремления оценивать свои поступки в отношении других людей не только как людей вообще, но и как представителей определенного пола, выработать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;

5) Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

6) Выработка критического отношения к буржуазной морали в сфере взаимоотношений мужчин и женщин, неверным установкам в отношении к другому полу – негативизму, потребительству, собственничеству, эгоизму. 7) Воспитание правильного понимания взрослости – ее содержания и истинных признаков. Основная задача полового воспитания подростков состоит в профилактике негативизма мальчиков и девочек или его преодоление, привитие их умения совместной деятельности. В этот период нужно организовывать походы, экскурсии, работы мальчиков и девочек, которые давали бы возможность почувствовать необходимость ровных и дружеских отношений между ними. Школьникам необходимо дать сведения о природе и особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами. Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) Знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации подростков. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов;

б) Знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации;

в) Знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны подростку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) Знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания; - принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им) [41,67].

Как утверждает психолог В.К. Вилюнас, содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях. Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление подростков с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности. Ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения подростков к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания подростками определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек. Для воспитания большое значение имеет живой пример, ситуация из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей [64]. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью.

В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, "как я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомленных" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности[40,51].

Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни. Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Стержневой вопрос полового воспитания, по мнению сексопатолога Г.С. Васильченко состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность подростка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения подростка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.

К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Согласно данным социологов И.Н. Лущицкого и С.Л. Лаптенка только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку, вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека [68].

Как отмечал А.Н. Бек, соблюдение норм в сфере взаимоотношений полов способствует достижению таких важных для общества результатов, как: 1) высокий уровень духовного и физического здоровья граждан; 2) полноценная прочная семья, успешно осуществляющая задачи рождения нескольких детей и воспитания их достойными членами нашего общества; 3) благоприятная общественная атмосфера благодаря знанию гражданами специфических половых особенностей представителей другого пола (физических, психических, эмоциональных), способности и потребности их учитывать и уважать в процессе совместной деятельности.

В 20-х годах этого столетия вопросы полового воспитания привлекали большое внимание врачей и педагогов в нашей стране. Органы здравоохранения и просвещения уделяли много времени и материальных средств на работу среди населения по этим вопросам. Однако в последующие годы работа по половому воспитанию и просвещению была несколько ослаблена.

Большая ответственность при изложении вопросов полового воспитания лежит на врачах и педагогах. Неточная передача научной истины может привести к произвольным толкованиям и ложным выводам. Врачебные беседы и консультации полезны, когда они проводятся индивидуально с отдельными подростками и, особенно с девушками и юношами старших классов.

Наиболее трудные и ответственные задачи лежат перед педагогами. Самое простое, но и самое вредное направление – это умолчание и затушевывание возникающих конфликтов во взаимоотношениях мальчиков и девочек в школе. При медицинских осмотрах врач обращает внимание на развитие половых признаков, так как дети с преждевременным половым созреванием требуют особого наблюдения. При обнаружении в детском коллективе детей с повышенным проявлением половых влечений необходимо обследование этих детей у врача – специалиста по нервным болезням, так как это может быть признаком болезненных изменений после скрыто протекавшего воспаления мозга [49].

Половое воспитание в школе включает в свою задачу охрану детства и подростков от преждевременного вовлечения их в русло половой жизни. (Русская и мировая литература содержит много ценных примеров, которые используются для создания правильных преставлений о любви, браке и семье).

Как отмечают психологи Д.Н. Исаев и В.Е. Каган, в половом воспитании подростка большую роль играет школа. При выборе темы беседы с подростками надо различать два периода развития ребенка. Первый период – до начала полового созревания и второй – совпадающий с периодом полового созревания. В первом периоде у детей имеется большая любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. При беседе с подростками на эти трудные для воспитателей темы следует помнить следующее: отвечать на интересующие подростков вопросы, но не развивать их. Второй период развития ребенка надо считать от появления первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек. В этом периоде все разъяснения должны соответствовать действительности. При ответе необходимо учитывать интересы подростков, которые могут быть различны.

При воспитании подростков, по мнению Т. Эллис будут полезны некоторые практические рекомендации. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка, что к его половым органам нельзя дотрагиваться посторонним людям, включая товарищей и подруг, а сам ребенок должен прикасаться к ним лишь при отправлении естественных потребностей. При мытье ребенку половых органов надо быть очень осторожным, избегать пользования горячей водой, так как это может способствовать преждевременному раздражению нервных окончаний [2,3].

Возникающие половые стремления должны быть в самом начале взяты под контроль высшей нервной системы. Надо стремиться воспитывать такие навыки, чтобы течение половой жизни с самого начала вошло в нормальное, полезное для общества русло. Прав А.С. Макаренко, указывая, что случайные, беспорядочные встречи мальчиков и девочек, безделье, скука, бесконтрольное времяпровождение способствует преждевременному началу беспорядочной половой жизни. Половое воспитание тесно связано с воспитанием чувства любви. Родители, воспитатели и учителя должны помнить положение А.С. Макаренко о том, что подросток, не научившийся любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою родину и превратившийся в грубого эгоиста, скорее будет склонен к половой распущенности и не способен к хорошей семейной жизни [9,15].

Таким образом, половое воспитание подростков должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.


Выводы по первой главе
Первая глава нашей работы посвящена изучению психолого-педагогической литературы, с целью определения понятия «половое воспитание». Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

2. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

3. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь.

4. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.

Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

5. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

6. Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис, относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.

  1   2   3   4   5   6