Главная страница

Подготовка к сочинению рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»


Скачать 36.34 Kb.
Название Подготовка к сочинению рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Дата 09.03.2016
Размер 36.34 Kb.
Тип Урок








Урок литературного чтения в 4 классе

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна.

Тема:

Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Цель:

  • Познакомить детей с новым произведением Н. Носова; учить извлекать информацию из текста в поиске лексического значения слов «честь», «честность»; подтверждать свои мысли текстом автора.

  • Развивать умение рассуждать на заданную тему и различать положительные и отрицательные поступки героев; различать понятия «поступки» и «характер» человека.

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; терпимое отношение к поступкам и мнению других людей; желание бескорыстно помогать людям.

Оборудование:


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

(Рассказ Н.Носова дети читали дома и с ним работали. На этом уроке дети готовятся к написанию сочинения – рассуждения)

а) Прочитайте прилагательные, которые дают характеристику герою.

б) Озвучьте название частей текста, на которые он разделён.

в) Прочтите отрывки, в которых автор осуждает поступки героев.

г) Кто из героев демонстрирует правильное поведение, прочитай, докажи.

  1. Новая тема.

  1. Работа с содержанием текста.

  1. На сколько частей разделили текст?

  2. Почему? Что определяет начало новой части?

  3. Какие сюжетные линии выделили?

  4. С кем вступает в разговор главный герой по сюжету?

  5. Как меняется его поведение.

Эти вопросы позволят учителю заставить мышление ребёнка освежить в памяти не только сюжетную линию, но и самую суть рассказа – возможность бескорыстно придти на помощь человеку, который в ней нуждается. Дети не просто отвечают на вопросы, они подтверждают словами текста свои мысли. Таким образом, необходимо хорошо знать содержание и ориентироваться в тексте произведения. А это дополнительная возможность развития техники чтения и речи ребёнка.

  1. Работа по составлению плана текста.

Примерный план у учителя заготовлен в материалах презентации или на доске. Части прочитываются, план появляется после обсуждения, постепенно.

  1. Визит одноклассников.

  2. «Тайное, всегда становится явным»

  3. Встреча с Ольгой Николаевной.

  1. Работа над характером главного героя – Мишки.

  • Отличается ли поведение Мишки, во время общения с разными людьми? (Докажи чтением отрывков. Дети приводят свои мысли, называют страницу учебника, зачитывают отрывок так, что остальным приходится тоже читать, следя по тексту) – 3 человека могут получить отметку.

  • Когда, по-вашему, Мишка настоящий, а когда он обманывает сам себя?

  • Можно ли назвать Мишку честным? Почему? (Мнения детей могут быть разными, но учитель подводит разговор к мысли, что герой ещё только пытается разобраться в себе. От его некрасивых действий никто серьёзно не пострадал. Это - самое главное в такой ситуации)

  1. Работа над основными понятиями сочинения с опорой на содержание текста. (работа с презентацией)

  • Давайте постараемся понять, есть ли разница в смысле слов «честь», «честность».

В этом помогут русские народные пословицы и толковый словарь:

  • Группа детей находит в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой (возможно и Интернет-ресурс «Википедия») определение слова «честь»). Другая группа обсуждает смысл пословиц.

Честь – доброе имя человека, достойного уважения и гордости, моральные качества человека.

Пословицы:

Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.

Правда дороже золота.

Пора и честь знать.

Много чести!

Выполнить с честью. С честью выйти из положения.

Честь по труду.

- Кому из героев подходят пословицы? Почему?

Домашнее задание.

Подготовить небольшой текст – рассуждение на тему: «Честный человек – это … (какой человек?)

Закрепление изученного.

Чтение по ролям отрывка со с. 90 – 95. Покажите интонацией, на чьей вы стороне. Кто из героев вам симпатичен?

Кого из героев можно назвать открытым человеком?

Итог урока.

- Можно ли сказать про ребят, что они настоящие друзья?

- Придумайте по одному предложению на тему: «Честность» в каждой ситуации общения Мишки»

  1. Мишка и его друг.

  2. Мишка и одноклассники.

  3. Мишка и Ольга Николаевна.

Спасибо за хорошую работу!