Главная страница

Текст №3 (По Е. Винокурову). Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов


Скачать 56.75 Kb.
НазваниеТекст №3 (По Е. Винокурову). Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов
Дата12.02.2016
Размер56.75 Kb.
ТипДокументы

Текст №3 (По Е. Винокурову). Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов

(1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2) Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

(3) Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4) Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5) Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, который в нём подспудно содержатся.

(6) Есенин — это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

(8) Есенин — великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9) Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10) Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». (11) Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

(12) Есенин — певец любви. (13) Эта тема тоже близка каждому человеку. (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

(15) Поэт — это сейсмограф, компас. (16) Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17) Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен. (18) А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом — он был обнажённой совестью нации. (По Е. Винокурову)


Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку


1

Вступление

Не тот поэт, кто рифмы плесть имеет (А.С.Пушкин)

Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям, поэт, я знаю, суеверен, но редко служит он властям (Ф.И.Тютчев)

Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно (В.Я.Брюсов)

Быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души (С.А.Есенин)


2

Постановка проблемы

Тема назначения поэта и поэзии для русской лирики с момента её зарождения является очень значимой. Это обусловлено особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к Слову. При этом каждая эпоха рождает свои представления о поэте, поэзии, их роли в жизни общества. Стали хрестоматийными знаменитые строчки Рылеева: «Я не поэт, а гражданин», пушкинский призыв: «Глаголом жги сердца людей», горькое лермонтовское обращение к поэту (упрёк или надежда?): «Проснёшься ли опять, осмеянный пророк?», требование Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».


3

Комментарий к поставленной проблеме




4

Позиция автора




5

Собственная позиция




6

Аргумент




7

Литературный аргумент

В.Маяковский жил в сложную переломную эпоху. Принято называть его «поэтом революции», а его понимание роли поэта и поэзии особенным:

Говоря по-нашему,

рифма —

бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка —

фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка,—

и город

на воздух

строфой летит.

По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель солнца - светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей - то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Цель творчества Блок провозглашает в стихотворении «О, я хочу безумно жить …» (1914):

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!


8

Заключение





1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1)    В стихах Есенина много глубоких, философских мыслей.
2)    Творчество Есенина отражает сложные изменения эпохи, в которую он жил.
3)    По сравнению с другими русскими поэтами Есенин прост, и понять его стихи несложно.
4)    В своём творчестве Есенин затрагивает разнообразные темы, волнующие каждого человека.
2. Какая тема остаётся за пределами внимания автора?

1)    взаимоотношения Есенина с другими поэтами начала ХХ века
2)    тема любви в творчестве Есенина
3)    причина безграничной любви народа к творчеству Есенина
4)    Есенин — поэт-мыслитель
3. Определите стиль и тип речи текста.

1)    научный стиль, описание
2)    публицистический стиль, рассуждение-размышление
3)    художественный стиль, описание
4)    научный стиль, рассуждение-размышление
4. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?

1)    7
2)    11
3)    15
4)    17
5. В каком предложении используется метафора?

1)    8
2)    14
3)    15
4)    4
6. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1)    13
2)    7
3)    9
4)    4
7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕДАРОМ (предложение 10).

8. Из предложения 5 выпишите частицу.

9. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ,

10. Из предложений 9—11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

11. Среди предложений 1—7 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.

12. Найдите среди предложений 8—18 такие, в которых ставится тире между частями сложного бессоюзного предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

13. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер предложения.
Ответы:

1.3
2.1
3.2(наверное)
4-
5.2
6.2
7.наречие
8.бы
9.рыцарски стоял
10.
11.3
12.9,18(наверное)
13.1

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике  уже  сложилась  определенная  система  её  изучения. При  этом  отбор  произведений  привычен: это  стихотворения  Г.Р.Державина, А.С. Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому  представляется  интересным  и   целесообразным  проанализировать  поэтические  тексты,  в  которых  авторы  выступают  продолжателями  традиций  поэзии  XVIII – XIX  веков  и  одновременно  открывают  новые  аспекты, вносят  новые  мотивы  или  даже  вступают     в  спор  со  своими  предшественниками. Такой  своеобразный  диалог  с  поэтами – предшественниками, размышление  о  назначении  поэта  и  поэзии можно  найти  в  творчестве  поэтов  XX  века: А.Блока, В.Маяковского,  Б.Пастернака ( при  наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского).  При   этом  урок  проводится  после  изучения  поэзии  Б.Пастернака.