Главная страница

Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя доу


Скачать 209.44 Kb.
Название Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя доу
Нецветаева Т.В
Дата 13.03.2016
Размер 209.44 Kb.
Тип Программа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района

Челоябинской области


Персонифицированная программа повышения квалификации

старшего воспитателя ДОУ

Выполнила: Нецветаева Т.В.


2014 г.

Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России   - всего  лишь 8%.  Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.

Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.

Актуальность разработки и исполнения персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и управленческих работников определена новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного режима развития экономики и социальной сферы России

Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.

Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем: обучение с учетом потребностей; связь с практикой; гибкие программы, расписание и выбор места проведения

Опора на деятельность – еще одно свойство неформального образования. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность участника.

Одной из важнейшей формой развития профессионализма педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.

Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.

Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель школы ставит перед учителем. И ответственность за предоставление школе по результатам того продукта, который школа ждет от учителя.

Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении.

Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст.

Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности старшего воспитателя

Таблица №1

Признаки

Показатели оценивания

Баллы

Научная подготовленность старшего воспитателя ДОУ

1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методик

1.Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования.

2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики.

3.Оперирование научной терминологией.

4.Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий.

5.Понимание логики педагогической науки.

2

2.Информированность о методах дошкольной педагогики и методик

  1. Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики.

  2. Понимание сущности методов дошкольной педагогики.

  3. Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми.

2

3.Информированность об истории дошкольной педагогики и современных ее достижениях

1.Ориентация в истории научных открытий.

2.Понимание необходимости ее использования в процессе дошкольного образования.

3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании.

4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста.

2


Методическая подготовленность старшего воспитателя ДОУ

1. Знание содержания дошкольного образования

1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка-дошкольника.

2. Понимание целей и задач обучения и воспитания детей.

3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развивающего обучения.

4. Определение форм и методов развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

3


2

2


2

2. Информированность о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста.

1.Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию дошкольного образования.

2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов дошкольного образования.

3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп.

4.Ориентация в современных педагогических технологиях, в инновационных подходах к образованию детей дошкольного возраста.

2

2

3


2

3.Информированность о формах организации дошкольного образования

1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей.

2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения детей дошкольного возраста.

3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе.

2

2

2

4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста

1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения.

2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательной деятельности детей, развитии их интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.

2

3

3.Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью дошкольников и месте педагога в этом процессе

2

4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности дошкольников

3

5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе обучения дошкольников

2

6.Владение приемами педагогической техники

2

Психологическая подготовленность

1. Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития

1.Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения.

2.Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ.

3.Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики у дошкольников.

2


2

2

2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

1.Понимание закономерностей познания.

2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи.

3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах.

2

3
2


Уровень профессиональной подготовленности – достаточный – 0,61.

Обработка результатов: подсчитывается общий балл по каждому из выделенных показателей для оценивания и, используя предложенную ниже формулу, определяется коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.

К – профессиональная подготовленность;

К1 – теоретическая подготовленность;

К2 – методическая подготовленность;

К3 – психологическая подготовленность;

S – сумма баллов.

К1 = S: (12х3); К2 = S: (13х3); К3 = S: (14х3); К = (К1+К2 +К3) : 3

На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности каждого педагога, который может быть определен как:

  • оптимальный уровень – от 1 до 0,8 баллов,

  • достаточный уровень – от 0,79 до 0,6 баллов,

  • критический уровень - до от 0, 59 0,3 баллов,

  • недопустимый уровень – от 0,29 балла и ниже.



Оценивание профессиональной компетентности
старшего воспитателя



п/п


Компетенции

Показатели (индикаторы) оценивания


1

В области информационно-аналитической деятельности:


1.Знать и постоянно пополнять знания об изменениях в государственной политике, актуальных проблемах развития образования, механизмах и способах решения проблем.

2.Уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов её разрешения.

3.Уметь собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив.

4.Уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с политикой в области образования и развитием самой сферы образования.

2

В области исследовательской деятельности:


1.Обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению приоритетов в их решении.

2.Обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации

3

В области проектировочной деятельности:


1.Обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов развития образования.

2.Владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности

4

В области организационно-управленческой деятельности:


1.Знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджера.

2.Уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования.

3.Уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития образования.

4.Владеть современными технологиями управления персоналом.

5.Владеть техниками мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития.

6.Обладать способностью осуществлять деловое общение - публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.



Уровень профессиональной компетентности достаточный – 72 %.

Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:

10-9 баллов если показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;

8-7 баллов – если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;

6-5 баллов – показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;

4-3 балла – показатель отсутствует

За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.

Если педагог набирает:

90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;

89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;

69-50% уровень компетентности критический; менее 50% - уровень недопустимы.
Оценивание состояния профессиональной компетентности

как основание построения личностно ориентированного

повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.

Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.

Педагогическая техника сформирована слабо. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе некоторых педагогических действий.

Второй уровень профессионально-педагогической квалификации

Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.

Педагогическая техника характеризуется сформированностью отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.

Третий уровень профессионально-педагогической квалификации

Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.

Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.

Педагогическая техника сформирована недостаточно. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе педагогических действий. Опыт их осуществления накапливается быстро в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.

Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.

Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.

Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.

Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами. Высоко сформирована педагогическая техника.

Итоги мониторинга профессиональной деятельности


Направления профессиональной деятельности

Уровень выраженности

Рекомендации

Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации

Четвертый уровень

Обобщение позитивного опыта управления

Профессиональная компетентность руководителя ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность

Четвертый уровень

Овладение инновационными методами управления современным ДОУ

Профессиональная теоретическая подготовленность к управленческой деятельности руководителя ДОУ


Третий уровень

Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО)



График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования


п/п

Наименование организации

Образовательная программа

сроки

Подтверждающий документ

1

Оренбургский педагогический университет

Модернизация муниципальных систем дошкольного образования

2013 г.

документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа

2

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС ДО

2015 г.

сертификат

на 72 часа

3

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Содержательные аспекты профессиональной деятельности руководителя ДОУ

2016 г.

сертификат

на 24 часа


План самообразовательной деятельности

старшего воспитателя



Срок

Проблема/тема

Этап самообразования

Рекомендации

1

2014 г

Современная политика в сфере образования

Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

1.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности образовательной организации

2.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности руководителя образовательной организации

3.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности педагогов образовательной организации

- Знакомство с методическими рекомендациями по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»,

- изучение концепции ФГОС ДО:

- требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования,

- требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО

1.Организация теоретического семинара для педагогических работников по ознакомлению с Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.



Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО:

- плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО,

- приказа на организацию творческой группы (ТГ) по проектированию ООП ДОУ,

- Положения о ТГ,

- плана работы группы,

- Программы развития ДОУ,

- ООП ДОУ, рабочих программ групп,

- приведение регламента образовательной деятельности и распорядка дня в соответствие с ФГОС ДО,

- приведение планирования образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО,

- формирование внутренней системы оценки качества образования

3

2016 г.




Организационное обеспечение введения ФГОС ДО

1.Организация работы в ДОУ ТГ по вопросам введения ФГОС ДО.

2.Оказание индивидуальной консультативной помощи педагогам по введению ФГОС ДО.

3. Организация современных форм методической работы с педагогами (проблемно-проектные семинары, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы по проектированию вариативной части ООП)



План - проект карьерного роста старшего воспитателя

Первый год работы (2014/15 уч.г.):

  1. Участие в районных, областных конкурсах, смотрах.

  2. Разработка опыта работы по направлению инновационной педагогической деятельности.

  3. Создание методического и дидактического обеспечения опыта работы.

  4. Выдвижение педагога на участие в конкурсе «Педагог года».

Второй год работы (2015/16 уч.г.):

  1. Разработка программного обеспечения инновационной деятельности ОУ.

  2. Руководство творческой группой по введению ФГОС ДО.

  3. Подготовка к публикации позитивного педагогического опыта.

  4. Выдвижение педагога на награждение Грамотой Министерства образования РФ.

Третий год работы (2016/17 г.):

  1. Организация исследовательской работы по одному из направлений инновационной деятельности учреждения.

  2. Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.

  3. Реализация модели мотивации творческого педагогического труда педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО.