№ урока в рамках курса
|
Тема
|
Основное содержание урока
|
Виды учебной деятельности
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность – 14 часов
|
1
|
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания
|
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания.
Социальные науки и их классификация.
Место философии в системе обществознания.
Философия и наука. История развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога.
Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность.
|
Уметь объяснить понятия и знать термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; уметь показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук
Уметь: анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами.
|
Формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Способствовать выработке собственной гражданской позиции.
|
2
|
Социальные науки и их классификация
|
3
|
Место философии в системе обществознания
|
4-5
|
Философия и наука
|
6
|
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания
|
Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство– система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос
|
Уметь объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
|
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
|
7
|
Древние мыслители о мире и человеке
|
8
|
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
|
Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.
Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу.
Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса.
Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории.
Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля.
К. Маркс, Ф Энгельс – осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества.
Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика
|
Уметь объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
|
Формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
|
9
|
Общественная мысль России.
|
Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России. Философские изыскания XIX в. Общественная мысль России. Русская философская мысль начала XX в.
Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип.
|
Уметь объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»; ознакомить с характеристикой общественной мысли России.
|
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
|
Формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.
|
10
|
Философские изыскания XIX в.
|
11
|
Русская философская мысль начала XX в.
|
12-13
|
Профессиональная деятельность в сфере социально-
гуманитарных знаний.
|
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарных знаний.
|
Уметь объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля;
|
Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
|
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
|
14
|
Обобщение по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». Контрольная работа.
|
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме.
|
Владеть научной терминологией по теме, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
|
Уметь использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
|
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Общество и человек – 23 часа
|
15
|
Происхождение человека и становление общества.
|
Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество.
Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Современные теории происхождения человека, нетрадиционный взгляд на проблему зарождение человека
Понятия: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура.
|
Знать и уметь объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Уметь: анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
|
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
|
16
|
Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
|
17
|
Сущность человека как проблема философии.
|
18
|
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
|
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
|
Уметь объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека;
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
|
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
|
19
|
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
|
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Отличие общество от социума.
Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.
Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа
|
Уметь объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
|
Уметь участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
20
|
Отличие общества от социума.
|
21
|
Системное строение общества
|
Системное строение общества
Социальная система и ее среда
Типология обществ.
Восток и Запад.
Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.
Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт.
|
Уметь объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»; ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней.
Уметь: Характеризовать типы обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
|
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
|
22
|
Социальная система и ее среда.
|
23-24
|
Типология обществ
|
25
|
Восток и Запад.
|
26
|
Цивилизационное развитие общества.
|
Цивилизационное развитие общества.
Типология цивилизаций.
Формации и цивилизации.
Понятие культуры.
Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.
|
Знать: Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Учения философов о цивилизационном подходе.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Формировать умения анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос.
|
Формировать умения участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
27
|
Типология цивилизаций.
|
28
|
Формации и цивилизации.
|
29
|
Понятие культуры
|
30-31
|
Исторический процесс и его участники.
|
Исторический процесс и его участники.
Типы социальной динамики.
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.
Философия истории. Исследовать факторы изменения социума
Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.
Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса.
|
Уметь объяснить понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность»; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума;; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
|
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, давать развернутый ответ на вопрос, анализировать документы, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
|
Формировать умения участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|