Главная страница

Особенности работы педагога-психолога с родителями


Скачать 58.5 Kb.
Название Особенности работы педагога-психолога с родителями
Дата 16.02.2016
Размер 58.5 Kb.
Тип Документы

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ учащихся в условиях школы-интерната VIII вида

(Выступление на заседании районного методического объединения

педагогов-психологов)
Я работаю педагогом-психологом в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе-интернате VIII вида пос. Паркового Краснодарского края. В нашем учреждении обучаются дети имеющие диагноз: умственная отсталость, то есть это дети, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Структура психики такого ребенка чрезвычайно сложна – первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.

Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной личности, но необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Общеизвестно, что на первом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно-сосудистые болезни. И если не источником, то пусковым их механизмом являются напряженные моменты общения – разлады, ссоры, стычки. С этими же моментами связано подавляющее большинство неврозов – расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без каких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи наркомании, токсикомании, алкоголизма обусловлены отсутствием психологического комфорта в самом близком кругу общения – семье. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Качество жизни и развития ребенка в семье определяется рядом параметров:

  1. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

  2. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.

  3. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.

  4. Демографический определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Целью взаимодействия психолога и семьи я вижу восстановление и замещение социальных связей ребенка.

Поэтому работа психолога в условиях школы-интерната VIII вида включает реализацию поставленных задач:

  • повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию и обучению детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, современных общественно-экономических условий, усиления их родительской ответственности;

  • оказание родителям психолого-педагогической помощи в защите прав, достоинств и интересов в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

  • содействие в удовлетворении потребности ребенка в персонифицированной любви;

  • содействие изменению равнодушного и негативного отношения к ребенку и его семье со стороны отдельных школьников и работников школы;

  • оказание методической психолого-педагогической помощи классным руководителям в организации и осуществлении совместной деятельности родителей и детей в школе.

К главным функциям взаимодействия c родителями мною отнесены:

  • информационная функция;

  • воспитательно-развивающая функция;

  • формирующая функция.

Основными направлениями работы психолога с семьями учащихся с ОВЗ являются:

  • помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

  • помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость образовательного учреждения;

  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • индивидуальное и групповое консультирование родителей, детей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.п.;

  • выявление запросов, потребностей родителей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

  • помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;

  • проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

  • решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

В зависимости от жизненной ситуации, в которой находится семья (как коллективный клиент), целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (прежде всего, семейных мифов, правил), а значит, и отношений между членами семьи, поведенческие изменения. Но какую бы конкретную цель психолог ни поставил, важно, чтобы психологическое консультирование семьи было направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и окружающим миром, развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы».

Основополагающими принципами в работе с родителями выступают:

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогами и психологом различными способами.

В подготовке к работе с родителями я использую материалы с интернет-сайтов и литературы для психологов, педагогов и родителей

Родители знакомятся:

  • с психофизиологическими и социально-психологическими особенностями развития детей разного возраста («Возрастные особенности и отклонения в темпераменте и характере ребенка», «Братья и сестры: как их помирить», «С какого возраста это возможно (половое воспитание), «Отличия мальчиков и девочек» и др.);

  • спецификой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья («Организация познавательной развивающей среды дома», «Развивающие игры с ребенком», «Упорство и упрямство ребенка», «Компания и ребенок», «Друзья вашего ребенка», «Что делать если у вас агрессивный (застенчивый, замкнутый, конфликтный) ребенок?» и др.);

  • особенностями семейного воспитания детей («Кого ребенок назовет другом?», «Одиночество ребенка в семье», «Роль настроения, эмоций и спокойствия родителей в формировании психологического благополучия ребенка в семье» и др.).

Консультирование и просвещение повышает психологическую компетентность родителей, помогает глубже понять и принять детские «проблемы».

Анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на себя со стороны, и тем самым как бы объективизировать свое поведение, лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинных человеческих отношений.