Главная страница

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению


Скачать 23.91 Kb.
Название Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Дата 23.03.2016
Размер 23.91 Kb.
Тип Документы



МБДОУ детский сад №16 «Аленка»

Консультация.
Тема: Адаптация ребенка к дошкольному учреждению.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптационная способность, но она не является врожденной, формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки – чистота, свежий прохладный воздух в помещении – все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а так же от условий воспитания в семье.

Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В.Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую. (По терминологии Ю.А. Макаренко – хорошую, удовлетворительную и плохую).

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше – за 2-3 недели.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но, несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких случаях специалисты могут порекомендовать родителям, повременить с поступлением в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

В период адаптации многие дети теряют вес, особенно малыши ясельной группы и дети с тяжелой адаптацией.

Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить детей к поступлению в дошкольное учреждение. В подготовке участвует детская поликлиника, семья и детский сад. Особое внимание требуется тем детям, которые поступают впервые.
Воспитатель: Гуршалова А.Ю.