Главная страница

Наличие системы работы с одарёнными детьми


Скачать 60.4 Kb.
Название Наличие системы работы с одарёнными детьми
Дата 08.03.2016
Размер 60.4 Kb.
Тип Руководство

7. Наличие системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Обучаясь в школе, дети должны получить равные возможности для своего развития.

Через организацию детского самоуправления следует развивать и социальную одаренность. При этом работа педагогического коллектива строится с учетом других критериев выделения видов одаренности:

  • вид деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и обеспечивающие её сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая);

  • степень сформированности одаренности (актуальная одаренность - более высокий уровень выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой; потенциальная -наличие определенных психических возможностей для достижения высоких результатов, но ребенок не может их реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности);

  • форма проявления (явная одаренность, скрытая);

  • особенности возрастного развития (ранняя, поздняя).

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В основной школе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. В основной школе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется учебным планом школы): спецкурсы, мини - курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством
    интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
    возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную! познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.


Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Прогнозируемый результат.

1. Максимальное развитие ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями

2. Повышение качества обучения

3. Привлечение максимального количества учащихся в работу кружков,
секций

4. Активизация деятельности школьного самоуправления

5. Совершенствование методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся

6. Использование разноуровневых технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и информационных технологий

7. Формирование навыков культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.

Цели и задачи работы с одаренными учащимися.

ЦЕЛЬ: развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

ЗАДАЧИ:

1) Формирование физически здоровой личности:

  • недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

  • оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

  • привлечение максимального количества детей к занятиям спортом.

2) Развитие интеллектуальных способностей учащихся:

  • ориентация работы школы на раскрытие интеллектуального потенциала каждого учащегося;

  • совершенствование содержания образования через использование вариативной части учебного плана для введения факультативных курсов, курсов по выбору;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении.

3) Развитие специальной одаренности:

  • создание кружков, секций через систему дополнительного образования.

4) Развитие социальной одаренности:

  • формирование органов ученического самоуправления для развития
    социальной одаренности;

  • совершенствование работы классных руководителей;

  • формирование и закрепление традиций школы.

  1. Формирование творчески работающего коллектива:

    • обеспечение оптимальной нагрузки;

    • совершенствование методической работы в школе через МО, методические семинары;

    • внедрение передового педагогического опыта в практику школы;

    • широкое использование современных образовательных технологий.

  2. Совершенствование системы управления школой:

    • оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;

    • создание банка информации по проблеме работы со способными детьми.

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной сферы

  • Косультации

  • Кружки по интересам

  • Конкурсы

  • Элективные курсы

  • Предметные олимпиады

  • Предметные недели

  • Интеллектуальный марафон

  • Научно-практическая конференция школьников

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися

  • Работа по индивидуальным планам