Главная страница

Семинар для воспитателей


Скачать 51.01 Kb.
Название Семинар для воспитателей
Дата 13.03.2016
Размер 51.01 Kb.
Тип Семинар

Семинар для воспитателей

«Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития.

Теоретическая часть

1.Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.

2. Знакомство с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, мнемотехника, интеллектуальные карты.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию. Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство. Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. В словаре детей к трем с половиной годам представлены все части речи и грамматические формы, отображающие изолированные предметы, действия, качества и сложные отношения между ними. К пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Однако у детей с ОНР к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка отстаёт от нормы.

Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

2. Знакомство с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, мнемотехника, интеллектуальные карты.

В связи с этим мы предлагаем ознакомиться с новыми игровыми методами и приемами по преодолению и профилактике нарушений процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников. Мы считаем, что их можно использовать не только в работе с детьми с ОНР, но и в работе с детьми физиологических групп.

Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Следование этим принципам обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Начало формы

Игровой метод «Дидактическая игра»

Дидактические игры помогают решить широкий спектр образовательно-воспитательных задач, способствуют разнообразию учебной деятельности, повышению результативности в усвоении грамматических категорий.

«Один-много», «Скажи, чего нет», «Скажи со словом «много», «1, 2, …, 5», «Полное лукошко», «В гостях у белочки», «Украсим елку к празднику», «Подбери признак». При формировании грамматической категории словообразования проходит обучение подбору родственных слов.

а) Дается понятие «родственные слова». На занятии работаем с одним гнездом слов, подбор осуществляется с помощью грамматических вопросов, по образцу, предложенных приставок и суффиксов, смысловых вопросов. «Цепочка родственных слов», «Найди лишнее», «Дружат – не дружат»

б) Дидактические игры: «Ромашка», «Закончи предложение» помогают обучить образованию приставочных глаголов.

Словесный метод «Синквейн».

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Как образец приведём слово «семинар»

  1. Семинар.

  2. Познавательный, интересный.

  3. Повторять, открывать, учиться.

  4. Нам понравилась Ваша активность.

  5. Семинар – это молодость, учёба и пятёрки.

Хочется продолжить в стихах:

Молодость, учёба и пятёрки.

Педагогам некогда скучать.

Мы всегда стремимся к совершенству,

Опыт свой нам надо передать.

Наглядные методы и приёмы

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника и моделирование перекликаются между собой, и одновременно дополняют друг друга. На первых этапах знакомства детей со словом мы используем модель – длинный прямоугольник синего цвета – это слово и тут же схематическое изображение этого слова – мнемокартинку. Это может быть круг, а под ним треугольник – обозначение «живого» предмета. И т.д.

«Интеллектуальные карты» от Тони Бьюзена.

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты могут использоваться для: запоминания, упорядочивания и систематизации информации, планирования деятельности, подготовки к выступлениям, поиска решений в сложной ситуации, рассмотрению различных вариантов решения задач.