Главная страница

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 муниципального образования город Новороссийск


Скачать 73.2 Kb.
Название Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 муниципального образования город Новороссийск
Дата 10.02.2016
Размер 73.2 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 62

муниципального образования город Новороссийск


Учитель-логопед

Полевская Э.Ю.
ПРОЕКТ

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

в процессе коррекционной работы с детьми

старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ЦЕЛЬ: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ:

  1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.

  2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.

  3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

  4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.


1 ЭТАП. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ


Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Сентябрь-Октябрь


Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)

учитель-логопед

Сентябрь


Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)


учитель-логопед

Сентябрь


Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы)


учитель-логопед


2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП


Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Ноябрь

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (старшая группа)

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подготовительная группа)


учитель-логопед
учитель-логопед

Декабрь


Семинар-практикум для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».

  • формирование речи у детей в ранний период

  • взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции

  • обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:

  • пальчиковый игротренинг;

  • обсуждение, обмен мнениями.




учитель-логопед

Январь


Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая группа)

  • виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;

  • рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет;

  • советы родителям, имеющих леворуких детей.




учитель-логопед

Январь


Консультация для родителей подготовительной к школе группы

«Подготовка детей к обучению грамоте» (логопункт)

  • развитие фонематического слуха

  • предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  • формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.





учитель-логопед

Февраль


Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители старшей и подготовительной групп детей логопункта):

  • специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;

  • развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;

  • развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами выставка детских работ;

  • обсуждение, обмен мнениями.




учитель-логопед

Март


Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая группа)

  • игра – основной вид деятельности ребенка;

  • классификация детских игр;

  • рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.


Консультация «Как правильно учить ребенка читать» (подготовительная группа)


учитель-логопед
учитель-логопед

Апрель


Консультация для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит».


учитель-логопед

Май


Родительское собрание для родителей детей входящих в логопункт «Готовность детей к школе».

  • психологическая готовность ребенка к школе;

  • результаты обследования детей и работы ПМПК;

  • отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;

  • рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…»


педагог-психолог

учитель-логопед

воспитатели


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:

  • Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

  • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.

  • Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

  • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.

  • Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008

  2. Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.

  3. Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978.

  4. Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.

  5. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007

  6. Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

  7. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.