|  | 
          Эй, малыш, почему молчишь?
            
              | Эй, малыш, почему молчишь?
 
 Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. У каждого четвёртого дошкольника – задержка развития
 
 речи. Рассмотрим системное развитие нормальной детской речи.
 
 2 месяца. Младенец начинает агукать, гулить, произносить повторные звуки (агы-агы).
 
 3-4 месяца. Появляются интонации, начало лепета (агу-агу, тя-тя, ба-ба). Лепет-это
 
 сочетание звуков, неопределённо артикулируемых.
 
 5 месяцев. Ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движе-
 
 ния губ и пытается подражать.
 
 6 месяцев. Ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги ( «ма-ма-ма,
 
 ба-ба»)
 
 7-9 месяцев. Ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообраз-
 
 ные сочетания звуков.
 
 10-11 месяцев. Появляются реакции на самые слова ( уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
 
 В1 год ребёнок говорит 4-10 облегчённых слов («киса, биби, ляля»).
 
 К2 годам появляется предложение.(«Мама, дай», «Зая, сядь!»)
 
 К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.(«Я
 
 куклу в такое красивое платье одела.»)
 
 На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочи-
 
 нённых и сложноподчинённых предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам
 
 подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины,»)
 
 Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, чётких границ.
 
 Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а
 
 между тем, многие начинают говорить после 3-х лет.Современная малышня сплошь
 
 и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так? Речевые недостатки -это ведь
 
 вершина «айсберга», то, что лежит на поверхности. Проблемы, собственно, не у де-
 
 тей – они у взрослых! Когда, ребёнок долгожданный, «вымученный», с него каждую
 
 пылинку сдувают. Мамы и папы готовы делать за малыша, даже сами говорить.
 
 Ведь речь появляется у ребёнка как раз для того, чтобы передавать окружающим
 
 свои желания, требования. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула.
 
 Их и так с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить.
 
 Иногда может быть прямо противополжная причина долгого молчания: родители
 
 не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда
 
 с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стиму-
 
 лировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смот-
 
 реть новости, фильмы. Так что вместо мамы и папы у ребёнка главный «источник»
 
 информации - телевизор, компьютер. А они блокируют внимание, перегружают
 
 мозг ребёнка, тормозят развитие.
 
 Ещё одна причина задержки речи – состояние здоровья. Дети из группы «медицин-
 
 ского» риска:
 
 1.Родители старше 40 лет, особенно, если ребёнок первый.
 
 2.Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболе-
 
 ваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.
 
 3.Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.
 
 4.Ребёнок родился недоношенным (раньше 36 недель) с низкой массой тела ( мень-
 
 ше 2,5 кг.)
 
 5.Тяжёлые роды, асфексия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств
 
 и прочие причины, из-за которых ребёнку потребовалась искусственная вентиляция
 
 лёгких.
 
 6. Хирургические операции до 3лет.
 
 7. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.
 
 8. Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.
 
 Когда мамам и папам всё-таки стоит обращаться к специалисту по речи? Любое
 
 отставание от нормы у малыша – уже повод. Особенно внимательно надо отсле-
 
 живать темпы развития, если ребёнок входит в группу риска по медицинским пока-
 
 заниям. Именно первые три года - время когда закладываются навыки общения,
 
 можно многое откорректировать. Помочь малышу научиться говорить.
 
 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
 
 « Детский сад № 6 «Солнышко».
 
 Родителям о речевом развитии детей.
 
 Подготовила учитель-логопед: Жидкова В.Б.
 
 г. Дзержинский.
 
 2013 г.
 |  |  |