|
«моя родословная: семейный архив»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ: СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ»
Э.А.Шаповалова – государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»
История не терпит суесловья,
трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
нельзя любить бездумною любовью
и не любить без памяти нельзя.
Я. Смеляков.
Род, родитель, Родина, народ – не случайно однокоренные слова, это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувство Родины, родства, сопричастности к миру других людей. Очевидна взаимосвязь отдельной семьи и общества, в котором она существует. Общественные процессы влияют на формирование семейных ценностей, воспитание детей, заботу о стариках, на возможности получения образования, уровня благополучия. Те же самые ценности, воспитанные в семье, влияют на развитие самого общества, формирование социальных слоев, стремление отдельных его членов достичь определенного статуса. Именно поэтому каждому человеку важно знать свое происхождение, поддерживать семейные традиции. Ведь недаром говорят, что народ, не знающий своей истории, лишен своего будущего. В старинные времена человек обязан был знать своих предков вплоть до седьмого колена и даже более.
В истории нашей страны в ХХ веке произошло много таких событий, которые стерли старые социальные различия, произвели передел собственности, разорвали семейные связи, уничтожили родовые ценности. К сожалению, многие семьи не сохранили информацию о своих предках. И, как следствие, юное поколение в современных реалиях нашего общества все более превращается в «Иванов, родства не помнящих».
Что может в этой ситуации сделать преподаватель истории? Если удастся хотя бы заронить зерно интереса, зажечь огонь любознательности в душах ребят, то, можно считать, что труд наш не напрасен.
В течение ряда лет в нашем техникуме проводится масштабная работа по реализации проекта «Моя родословная: семейный архив». Студенты, осваивающие курс истории, на добровольной основе привлекаются к этой интереснейшей исследовательской деятельности. Стержнем проекта является деятельность студентов по изучению семейных архивов.
При реализации данного проекта активно применяются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированного и развивающего обучения, технологии сотрудничества и развития критического мышления, проектные и информационно-коммуникационные технологии.
Студенты, как правило, самостоятельно определяют цели и задачи данной работы. Сформулировать их в общих чертах можно следующим образом.
Цели: 1) изучив историю своих предков, составить генеалогическое древо своей семьи; 2) выявить влияние исторических и политических процессов, происходивших в нашей стране и за ее пределами на отдельно взятую семью; 3) установить взаимосвязь между развитием общества и семьи как социального института.
Задачи: 1) исследовательская: изучить и систематизировать семейные архивы, фото, воспоминания старших родственников; 2) образовательная: ознакомиться с историческими документами и событиями, участниками которых были мои предки; 3) воспитательная: на положительных примерах своей семьи воспитывать последующие поколения, сохраняя семейные ценности и традиции
Определив цель, студенты составляют план работы над родословной. Затем начинается сбор материала о представителях своего рода по следующей схеме: фамилия, имя, отчество, годы жизни, место рождения, образование, место работы, интересные сведения. При этом используются разнообразные методы поиска информации и сбора материала с помощью интервью, работа со справочной, исторической литературой и др.
Собранная информация систематизируется и оформляется в реферативную работу и составление своего генеалогического древа.
Завершается данная работа публичной презентацией проекта. Каждый студент, выступая перед аудиторией, кратко рассказывают о сборе материала по родословной, о содержании своей работы, о наиболее интересных и удивительных фактах из истории своего рода, о роли истории нашего Отечества в истории своей семьи. Кроме того, каждый выступающий делает вывод по результатам своей работы.
Что же дает эта работа самим студентам? Какие универсальные компетентности формируются у них? Какие общеучебные навыки у студентов развиваются?
В ходе данного проекта (по типу - исследовательского) у студентов формируются: мыслительная компетентность, так как работа связана с анализом данных из разных источников, сравнением, обобщением информации; информационная компетентность, так как на начальном этапе работы происходит сбор и проверка информации; коммуникативная компетентность, так как приходится много общаться с людьми различного возраста, общественного положения (несмотря на то, что они – члены семьи), различных взглядов (в том числе и на отношения внутрисемейные).
Работа над проектом «Моя родословная: семейный архив» способствует развитию следующих видов общеучебных навыков: организационные, так как требуется планирование и организация учебной деятельности; интеллектуальные – восприятие информации, мыслительная деятельность, оценка и осмысление результатов своей деятельности; коммуникативные – разнообразие форм общения в ходе учебной деятельности.
Как результат деятельности студентов по данному проекту происходят следующие приращения в предметных знаниях, умениях и навыках. Приращения предметных знаний наиболее ярко и наглядно проявляются – студент свободно владеет и оперирует информацией по истории России периода конца XIX – XX века, демонстрируя глубокое, «прочувствованное» знание исторических явлений и процессов. Кроме того, обучающийся демонстрирует приращение навыков в планировании и организации учебной деятельности, в мыслительной деятельности, в оценке и осмыслении результатов своей деятельности, а также навыков общения.
В качестве примера можно привести следующие факты. Шальнев Андрей в результате поиска информации по родословной нашел целую ветвь родственников «Вконтакте» (социальная сеть), с которой и поддерживает связь в настоящее время. Васильев Сергей сделал ряд открытий для себя лично в результате этой работы (о происхождении своей фамилия, о родственниках, воевавших в гражданской войне по разные стороны баррикад). Ребриков Алексей, занимаясь родословной в течение 5-ти лет, собрал информацию о более чем 200 человек. Хапалова Татьяна, используя специальную программу, составила родословное древо, в котором зафиксировано около 300 человек (многие с фотографиями).
Это далеко не полный перечень интереснейших студенческих работ.
Работа Орловой Надежды «Неизвестные страницы Великой Отечественной войны: Иван Федорович Сухов» была отмечена грамотой за научное исследование, признанное лучшим на III Всероссийской студенческо-преподавательской научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности» (г. Тверь, 2007 г.) (Приложение 1).
Студент Федюков Никита за работу «Нам память и любовь даны, чтобы сердцам ушедшим поклониться: родословное древо моей семьи», представленную на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Профессиональное самоопределение молодежи как фактор ее успешной адаптации в современном социуме», получил диплом лауреата в номинации «История и краеведение» (г. Волгоград, 2010 г.) (Приложение 2).
Анализ содержания деятельности по реализации данного проекта позволил сделать вывод, что у студентов возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема и просматривается история (история города, история семьи и ее родословная, история жизни родителей и т.п.). То, что связано с местом, где находится твой дом, и становится той «ниточкой» формирования интереса, который позволяет студентам уже в дальнейшем заниматься серьёзной исследовательской работой.
Исследовательская деятельность обогащает личностный опыт обучающихся, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. В ходе проектной работы студенты овладевают навыками самой этой работы, они учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Исследование позволяет разнообразить коммуникативные связи студентов с социумом. Выполненные работы приносит им удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, дает возможность пропустить полученную информацию через свой внутренний мир, учит сочувствовать, сопереживать, воспитывает человека, гражданина, патриота.
Преподавателю данная деятельность позволяет расширить рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать проектный метод деятельности как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности будущего специалиста, особенно в рамках компетентностного подхода.
Изучение истории своего рода дает возможность не только гордиться своими предками, но и позволяет почувствовать сопричастность к истории своей страны. Ведь не зря говорят, что знаменитый род умирает и прекращается в нас, как только мы наследуем одно имя, не унаследовав прославивших его доблестей (Массильон Ж).
Литература.
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся». – Самара. 2003.
2. Ленская Н.Б. Краеведческая работа на уроках истории и во внеурочное время для старших подростков как одно из средств формирования успешной личности //http://pedsovet.org.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. 2004.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998.
5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Дистанционный курс повышения квалификации. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2011.
Приложение 1
Приложение 2
|
|
|