Главная страница

Статья в газету. Рубрика «Учителю» «Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 7 классах» «Исследование»


Скачать 49.68 Kb.
Название Статья в газету. Рубрика «Учителю» «Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 7 классах» «Исследование»
Дата 10.02.2016
Размер 49.68 Kb.
Тип Статья

Арслангереева Пашат Абдурахмановна, учитель технологии,

Чиркейский многопрофильный лицей,

село Чиркей, Буйнакскмй район, РД.
Статья в газету. Рубрика «Учителю»

«Исследовательская деятельность

на уроках технологии в 5 - 7 классах»
«Исследование»- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью.

Каждый человек по своей природе исследователь. Неосознаваемое исследование свойственно как любому человеку, так и животному. Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность или, рефлекс «Что такое?» И у человека, и у животных существует исследовательская активность, исследовательское поведение, бескорыстное любопытство. Психологи определяют три составляющих фактора исследовательской деятельности: связанные с развитием личности человека:

- биологические предпосылки исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение,
- условия развития исследовательской деятельности.
- внутренняя позиция человека, выработанная способность личности искать и осознавать проблемы, исследовать их.
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован ещё в древности. Метод исследования претерпел огромные изменения и вновь приобрёл особую значимость в условиях модернизации системы образования.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» даёт учителю право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности.

И в тоже время закон определяет обязанности учителя. Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Такой подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Таким образом, исследовательская деятельность является неотъемлемой частью в работе учителя и учащихся.
Изучение предмета «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
Результаты изучения предмета «Технология» должны отражать овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач.

Метод проектов занимает особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках технологии. Он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и работу, которая соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт. При выполнении проектов учащиеся оформляют пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский раздел. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации ( банк данных ,предложений, книги, журналы, газеты, теле– видео-радио информацию, справочники), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания, проводят исследования.

Учебник технологии для 5 класса ( вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования даёт широкие возможности для организации исследовательской работы.

Учащимся предлагается выполнение четырёх творческих проектов. В разделе «Оформление интерьера» творческий проект «Планирование кухни-столовой». В разделе «Кулинария» творческий проект «Приготовление завтрака для всей семьи». В разделе создание изделий из текстильных материалов творческий проект «Подставка под горячее», в разделе художественные ремёсла творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»

Выполняя проекты, учащиеся проводят мини-исследования.

Первое исследование. Изучение потребности. Исследуется возможное решение проблемы, определение степени надобности в зависимости от обстоятельств.

Второе исследование. Изучение традиций, истории, тенденций. Это поможет создать что-то новое, оригинальное, опираясь на то, что уже имеется, т е выявление традиций.

Третье мини-исследование. Обдумывание и анализ деятельности.

Четвёртое мини-исследование Выработка идей, вариантов. Найти оптимальный, вариант из всех идей.

Пятое-мини–исследование. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Нужно твёрдо оценить каждую из выбранных идей и остановиться на самой лучшей.

В учебнике предлагаются лабораторные работы, учащиеся должны исследовать объект сделать выводы и результаты исследований записать в тетрадь. Лабораторные работы связаны с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений. Они позволяют зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления, служат доказательством утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Таких лабораторных работ предлагается в каждом классе. Например: в 5 классе в разделе «Кулинария»: « Изучение содержания минеральных веществ в овощах », « Определение качества питьевой воды», « Определение свежести яиц». В разделе «Выполнение ручных работ»: « Определение направления долевой нити в ткани», « Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани», «Создание лоскутной мозаики», «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».

В учебнике предлагаются задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Используя компьютер, необходимо найти в Интернете нужную информацию. С помощью поисковой системы учащимся предлагается выяснить, узнать значение понятий, подготовить сообщения-всё это стимулирует их к активной познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроках технологии способствует развитию ключевых компетенций:

учебно-познавательных: компетенции в сфере самостоятельной познавательной учебной деятельности;

информационных- владение современными средствами информации и информационными технологиями,

коммуникативных -способы взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми,

компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов интеллектуального саморазвития.


Литература.
1.Технология. Технология ведения дома :5 класс: учебник для учащихся М. общеобразовательных учреждений. Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. -Вентана –Граф,2013.-192с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г
3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации