Главная страница

«Монограммы и метки»


Скачать 48.99 Kb.
Название «Монограммы и метки»
Дата 05.04.2016
Размер 48.99 Kb.
Тип Урок

Образовательная область «Технология», 5класс

Тема урока: «Монограммы и метки» (47- 48 урок)

1.Цели :

-Образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: монограмма, метка, виньетка;

- научить учащихся практическим навыкам- выполнение вышивки метки стебельчатым, тамбурным или гладьевым швами.

-Развивающая – дать сведения из истории развития монограммы; правильно и точно выполнить вышивку изделия по рисунку.

-Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

2. Оборудование

- для учителя:

  • Карточки с вопросами и ответами на кроссворд;

  • карточки для групповой игры «Угадай ручной шов»

  • инструменты (иглы, нитки, ножницы);

  • мультимедийный проектор или ноутбук с презентацией «Монограммы и метки»;

  • таблица цветового сочетания;

  • плакат «Метки учащихся»;

  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетки с вышивками монограммы или метки);

  • выставка с метками , изделиями в технике «ручная вышивка»

- для учащихся:

  • учебник, тетрадь, салфетка, игла, игольница, нити мулине, ножницы

3. Межпредметные связи:

История, изобразительное искусство.

Тип уроков- комбинированный.

4. План уроков:

  1. Орг. момент- 2мин.

  2. Повторение изученного материала- 10мин.

  3. Сообщение познавательных сведений.

Изучение нового материала- 18 мин.

  1. Практическая работа – 40 мин.

  2. Подведение итогов - 5 мин

  3. Домашнее задание-2 мин.

  4. Уборка рабочих мест-3 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент :

-Приветствие; отметка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку:

-На парте у вас должно быть: учебник, тетрадь, принадлежности для вышивания (салфетка, пяльцы, игла, игольница, ножницы, рисунок),

-Итог готовности, внешний вид.

  1. Повторение изученного материала

Учитель:

1)-Девочки, на прошлых уроках мы говорили с вами о видах женского рукоделия.

? - Скажите пожалуйста, какие виды женского рукоделия вы знаете?

О.- Макраме, вышивка, вязание на спицах, крючком, аппликация, пэчворк, бисероплетение, батик.

2) – А сейчас мы вспомним, с какими ручными швами мы познакомились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Угадай ручной шов» (работа в группах).

1 группа: необходимо подобрать к рисунку шва- его название (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку, гладьевый, крест, рококо, окантовочный).

2 группа: к названию шва подобрать рисунок. (время 2 мин)

3 группа: выполнить взаимоконтроль- проверить правильность выполненной работы (по образцу- прил.1)

3)-Продолжаем повторять изученный материал по теме «Материаловедение» и «Декоративно-прикладное творчество. Ручная вышивка».

- Разгадайте кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 10 вопросов (прил.2). Все ответы размещаются по горизонтали, а ключевое слово будет выделено по вертикали желтым цветом. И так начинаем.

Каждая из вас выбирает для себя вопрос и отвечает. (вопросы в прил. 2а).

-Итак, ключевое слово- МОНОГРАММА.

-Запишем тему урока в тетради «Монограммы и метки» (учитель на доске).

  1. Изучение нового материала

-Монограмма- это знак, выполненный переплетением начальных букв имени и фамилии (прил.3, 3а, 3б).

-Метка- обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу(запись в тетради).

-Сейчас мы посмотрим презентацию по теме «Монограммами и метки» (показ слайдов, прил.4)

А это образцы готовых изделий, выполненные с элементами меток (просмотр образцов на доске).

  1. Практическая работа

«Изготовление монограммы или метки на салфетке».

Вводный инструктаж:

- В учебнике в п.21 в практической работе «Монограммы и метки» дана последовательность выполнения работы. (Внимательно прочтите её. Что вам непонятно? (Учащиеся читают технологическую карту ).

-Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:

-умело подбери цвет нитей и вид шва, (помните цветовое сочетание),

-приступая к работе, необходимо правильно запялить салфетку в пяльцы,

-отрежь ножницами нужную длину нити,

-закрепи нитку без узелка на ткани,

-начинай работу с начала написания буквы.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо вспомнить правила ТБ.

Повторение правил техники безопасности (прил. 5).

-Сейчас выполним само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами. (дети задают друг другу вопросы).

-Девочки, не забывайте о критериях оценки за урок (приложение 6).

Самостоятельная работа учащихся.

В течении самостоятельной работы проводится текущий инструктаж :

-целевые обходы рабочих мест учащихся:

-организация рабочего места, культура труда;

-соблюдение правил техники безопасности;

-правильность выполнения приёмов и качество работы;

-степень самостоятельности;

-правильность использования технологической документации.

- Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные.

5. Подведение итогов. Закрепление знаний

-С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

-Монограмма, метка, виньетка.

-Заключительный инструктаж :

-анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,

- показ лучших эстетически выполненных работ ,

-анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;

-выставление оценок (если они получены) в классный журнал и дневники учащихся,

- на следующем уроке мы будем доделывать салфетку, где будут выставлены оценки за выполненное изделие.
6. Домашнее задание: ( прил.7)

п.20 прочитать, запомнить определение новых слов, принести салфетки и инструменты для вышивки.