|
«Молодежная политика: проблемы и пути решения»
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЕЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ
«МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
Региональный этап
Секция «Молодежная политика»
Тема: «Молодежная политика: проблемы и пути решения»
(на отдельных примерах Лазаревского района г.Сочи)
Автор: Сущенко Алина Витальевна
Научный руководитель: Языкова Алена Владимировна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 80
имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша
Краснодарский край, г.Сочи, п.Лазаревское
2013-2014
Оглавление
-
|
стр.
|
Введение.
|
3
|
Основная часть.
|
5
|
Цели и задачи государственной молодежной политики.
|
5
|
Основные принципы государственной молодежной политики.
|
5
|
Приоритетные направления государственной молодежной политики.
|
6
|
Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики.
|
10
|
Субъекты государственной молодежной политики.
|
10
|
Управление в сфере государственной молодежной политики.
|
11
|
Аналитическая часть. Проблемы и решения.
|
13
|
Заключение.
|
19
|
Список использованных источников и литературы.
|
20
|
Приложения.
|
21-23
|
Введение
«Определяющее значение в укреплении духовно-нравственных основ
общества приобретают вопросы общего образования, культуры,
молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде
всего пространство для формирования нравственного гармоничного
человека, ответственного гражданина России».
В.В.Путин13
Государственная молодёжная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах страны.
«Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» (В. Т. Лисовский).20
Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль принадлежит Организации Объединенных наций. В 1965 году ее Генеральной Ассамблеей была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами».
Согласно резолюции Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года принята Всемирная программа действии, касающихся молодежи до 2000 года и на последующий период. В развитых европейских странах (Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет свою историю.
В условиях СССР мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодого поколения, являлся ВЛКСМ, который фактически являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи. На исходе Советского Союза комсомол был в глубочайшем кризисе, тогда как необходимость в решении проблем оставалась, в связи с чем, в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи. В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», а летом 1991 года, после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан Госкомитет РСФСР по делам молодёжи. 16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодёжи при правительстве РФ. 24 июня 1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития, но 22 сентября 1998 года Госкомитет по делам молодёжи был вновь возрождён. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил название Госкомитета РФ по молодёжной политике. С 2000 по 2004 год он снова был упразднён, а с 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. В Федеральном агентстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи.
Целью работы является изучение направлений реализации молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи, в том числе на уровне района и поиск путей их решения.
Предметом - проблемы, возникающие при реализации молодежной политики на всероссийском и районном уровне.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач:
изучить теоретические основы реализации молодежной политики;
проанализировать состояние инфраструктуры для молодежи, социально-экономические условия для молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществление профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде в районе;
разработать предложения по решению выделенных в исследовании проблем и повышению эффективности управления данной сферой на уровне района.
В работе использован комплекс методов, подобранных соответственно цели, предмету и задачам исследования:
теоретические (сбор информации (интернет-ресурсы, литература по теме), анализ, обобщение);
методы исследования:
- социологический: интервьюирование, опрос.
- аналитический: анализ полученной информации.
Цели и задачи государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;
иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
молодежных объединений.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
воспитания и образования молодежи;
реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.
Основные принципы государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:
ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;
ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;
единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;
обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации1.
Приоритетные направления молодежной политики.
В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления:
Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
создание условий для недопущения ущемления равных прав и возможностей в получении полноценного образования молодыми гражданами из малоимущих, многодетных семей, молодыми гражданами, проживающими в городских поселениях с численностью до 50 тысяч человек, сельских поселениях, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, молодыми гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе молодыми гражданами из числа детей с ограниченными возможностями развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, уволенных в запас, и ветеранов боевых действий, а также особо одаренных молодых граждан;
формирование и реализация мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения;
разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;
реализация системы мер по государственной поддержке воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях;
формирование и реализация целевых программ (проектов) по поддержке общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях;
разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники и культуры;
разработка и реализация федеральных, региональных, местных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, потребительского образования, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области;
разработка и реализация мер по распространению в молодежной среде идей духовного единства, чувства российского патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия;
формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;
формирование и реализация мер по поддержке различных форм интеллектуального, нравственного, физического развития молодых граждан для их приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, для активизации их участия в культурной жизни общества;
проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей но различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности;
поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни:
совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи;
активизация мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению негативного поведения в молодежной среде;
стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом;
развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта;
формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания для молодежи, создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации несовершеннолетних граждан;
создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в указанной сфере;
осуществление мер поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
создание условий для занятости молодежи, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи;
поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан: центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений (реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи, несовершеннолетних, в сфере развития современной культуры предпринимательства, привития культуры и навыков потребительского поведения, просвещения по вопросам защиты прав потребителей);
формирование и реализация программ содействия социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – ветеранов боевых действий, а также молодежи проживающей в сельской местности и районах Крайнего Севера;
формирование и реализация системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности работников которых составляют молодые граждане;
формирование государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства.
Государственная поддержка молодых семей:
разработка и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни;
организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития обеспечения детей, организации семейного и детского отдыха;
введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;
совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих семей;
разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, движения молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений и иных организаций по строительству доступного жилья для молодежи;
формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации:
разработка и реализация мер государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях, молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи;
совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие виды помощи;
активизация мер по оказанию помощи, обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений:
активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, но созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;
дальнейшее совершенствование практики по информационному, научно-методическому, кадровому обеспечению деятельности молодежных и детских общественных объединений;
стимулирование мер по поддержке на федеральном и региональном уровнях общественных инициатив по привлечению молодежи к консультативной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области государственной молодежной политики, по распространению практики создания и деятельности консультативных органов по проблемам молодежи при указанных органах власти;
привлечение молодежных объединении к обсуждению проектов нормативно-правовых актов по вопросам осуществлении законных прав и интересов молодежи.
Молодёжная политика в Краснодарском крае реализуется на основании Закона Краснодарского края «О молодежной политике» и краевой целевой программы «Молодёжь Кубани», главной целью которой является создание благоприятных условий для гармоничного развития подрастающего поколения. Программа включает в себя целый комплекс мероприятий - начиная от гражданского и патриотического воспитания и заканчивая правовой и социальной поддержкой молодых граждан. В рамках реализации данной программы проводится работа по следующим направлениям: гражданско-патриотическое; профилактика экстремистской деятельности; формирование здорового образа жизни; творческое и интеллектуальное; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; первичная профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма в молодёжной среде; организация летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодёжи, развитие и популяризация волонтёрского движения на территории муниципального образования город Краснодар; поддержка школьного и студенческого самоуправления; информационное сопровождение.
Среди данных направлений особое внимание уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
21.07.2008 в Краснодарском крае принят Закон № 1539-КЗ « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарскому крае», целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, их защиты от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
|
|
|