Главная страница

«Герои нашего времени», посвященного новомученикам и исповедникам Марийской земли в рамках III свято Ксениевских образовательных чтений


Скачать 174.43 Kb.
Название «Герои нашего времени», посвященного новомученикам и исповедникам Марийской земли в рамках III свято Ксениевских образовательных чтений
Дата 24.02.2016
Размер 174.43 Kb.
Тип Реферат


Волжское Благочиние Марийской епархии РПЦ

МУ «Отдел образования» администрации ГО «Город Волжск»

Городской конкурс творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений

по теме «Герои нашего времени»,

посвященного новомученикам и исповедникам Марийской земли

в рамках III Свято - Ксениевских образовательных чтений



Новомученик и исповедник

епископ Марийский Леонид (Антощенко)

Выполнил:

педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» Н.П. Митюхина

Волжск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ



Введение.....................................................................................................
1. Период жизни епископа Леонида (Антощенко) до 1927г. ……..

1.1. Период жизни 1927-1932гг...................................................

1.2. Период жизни 1932-1936гг...................................................

1.3. Период жизни 1937-1938гг...................................................
2.Открытие памятника священномученику Леониду (Антощенко), епископу Марийскому, пострадавшему за веру в годы гонений в Йошкар-Оле....................................................................................
3. Священномученику Леониду, епископу Марийскому: тропарь, глас 4, кондак, глас 1........................................................................................
Вместо заключения…………………………….......................................
Документы и литература.........................................................................


3
4

4

11

13


15

17
18
19








Введение
Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, твердый исповедник веры Христовой, которого можно назвать главой Российских новомучеников, писал в страшные годы гонений: “Если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.
Рис. 1. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский
19 сентября 2002 в соборе Мироносицкого монастыря за праздничным богослужением состоялось прославление новомучеников, пострадавших за веру Христову в нашей республике во времена гонений.

1. Период жизни епископа Леонида (Антощенко) до 1927г.
1.1. Период жизни 1927-1932гг.




Священномученик Леонид (в миру — Лаврентий Евтихиевич Антощенко, 06.08.1872 - 7.01.1938) — Епископ Кунгурский, позднее — Епископ Марийский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2002 году.
Рис. 2. Епископ Марийский Леонид (Антощенко)
Владыка Леонид родился 6 августа 1872 года, в праздник Преображения Господня, в деревне Малая Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне Артёмовский район Днепропетровской области, в семье крестьян. Образование получил домашнее. 

После окончания городского училища, 30 мая 1896 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а 26 мая 1888 года, в 16 лет, он принял монашеский постриг и был определен послушником этой обители.




Рис. 3. 4. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 года пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона.
Рис. 6. Чудов монастырь в начале XX века
Помимо совершения богослужений, отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители. "Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен" — так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет.

В марте 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии. В связи с этим он неоднократно выезжал в Санкт-Петербург, а 21 марта подал на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) следующее прошение: «Ввиду вызова меня в Санкт-Петербург для занятия должности настоятеля Пекинского миссионерского подворья смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне месячный отпуск до окончательного утверждения меня в этой должности и пересылки моих документов из Московской Духовной консистории». На этом документе имеется резолюция владыки Владимира: "Препятствий к переходу отца Леонида на должность настоятеля Пекинского миссионерского подворья с моей стороны не встречается".

Аналогичное прошение о переводе в Санкт-Петербург иеродиакон Леонид (Антощенко) подал и на имя наместника кафедрального Чудова монастыря архимандрита Арсения (Жадановского), впоследствии епископа. К переходам из одной монашеской обители в другую в то время относились весьма внимательно. В связи с этим архимандрит Арсений составил для иеродиакона Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик в Чудовом монастыре: "Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником".

Таким образом, 26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей.

В 1911 году отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге, закладку которого 8 мая 1911 года торжественно совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С этим послушанием он справился успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, преподнесли ему золотой наперсный крест с украшениями — перед этим по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского), Святейший Синод вынес постановление о награждении его "за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией" наперсным крестом. 14 августа 1913 года епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил престол в честь Рождества Христова в верхнем храме миссии, а к 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью.

Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду (Антощенко) были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, а 18 октября 1914 года здесь же участвовал в освящении храма. Одним из возложенных на него послушаний было строительство в 1915-1916 годах церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции эта работа не была завершена. Согласно материалам следственного дела, до 1927 года будущий владыка проживал в Петербурге и был настоятелем Пекинской миссии. По показаниям одного из свидетелей, он “имел связь с главной миссией в Пекине, откуда получал директивы для переговоров с Высшей духовной и гражданской властями относительно крещения китайцев. В 1915 или 16 году ему поручили построить в г. Харбине церковь, но в результате революции строительство прекратилось”.

Одной из главнейших целей Петербургского подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждающейся в подобных пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события было решено воздвигнуть в Пекине величественный собор. Сотрудники Петербургского подворья приняли активнейшее участие в сборе средств. "Ни один православный человек в России не откажется дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях. Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию", — писал в связи с этими событиями один из современников.

С декабря 1912 года при Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид проводил с людьми пастырские беседы, занимался с ними церковным пением. При подворье были устроены также приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Здесь же располагалось "Общество трезвости", деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что Подворье находилось в районе "по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие темные явления … указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности". К 1914 году Общество насчитывало более 30 тысяч человек, по заведенному обычаю каждодневно за богослужением утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

В 1914 году у Петербургского подворья появился "филиал": жители пригородного поселка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма. 19 августа 1914 года иеромонах Леонид (Антощенко) служил здесь Литургию во временном деревянном храме. "Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чем-нибудь потрудиться для своего храма", — писал батюшка впоследствии. Эту особую атмосферу отмечал и ректор Петроградской Духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном 17 августа. После Литургии Владыка обратился к народу с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данного храма, он "ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь".

Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой получили признание. Еще в 1913 году, после освящения верхнего храма Пекинского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского), Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом.

В 1919 году батюшка был возведен в сан архимандрита — после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) — ее настоятелем. Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом. В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 года читаем: "Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твердости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей … просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя". При храме действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей города. Конечно быть настоятелем прихода в условиях жестоких гонений на Церковь было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ первый раз и провел в заключении 1 месяц.

Архимандрит Леонид (Антощенко) проживал в Ленинграде до 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало и то, что 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле, на улице Трубежной в доме номер 15.
Рис. 7. Архимандрит Леонид (Антощенко)
Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переяславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храмы, где пребывали святыни, служили местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь в праздники, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов. В 1928 году верующие пытались отстоять соборный храм, а после его закрытия просили возвратить купленные на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под заявлением об этом стояло 40 подписей.

Такое оживление религиозной жизни не устраивало советскую власть. Епископ Леонид (Антощенко) был арестован 1 февраля 1930 года по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей.

На единственном допросе, состоявшемся 1 февраля 1930 года, своей вины Владыка не признал, показав, что "контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам". 2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключенные строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Строили вручную, только с помощью лопат, и землю возили в тачках, работали при сильнейших морозах, легко одетые. Местные жители помнят это и говорят, что под каждой шпалой — смертельный труд человека. Владыка Леонид духовно окормлял христиан, находящихся в лагере, — исповедывал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым), и даже совершил монашеский постриг. Несмотря на тяжелые условия жизни и строгий надзор, заключенным удавалось совершать богослужения. Вот как описывает в своей книге “Далекий путь” архимандрит Сергий (Савельев), постриженик владыки Леонида и очевидец событий празднование Пасхи в 1930 году.

В бараке была полная тишина, — пишет он, — вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”.

Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нем были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца... С великим воодушевлением пропели Пасхальный канон и стихиры Пасхи”. На другой год верующих вынудили встречать этот Праздник на нарах и в безмолвии.

1.2. Период жизни 1932-1936гг.
По досрочном освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии.
Но вскоре его вновь арестовали и сослали в город Балахну Нижегородского края. Владыка поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь.

Но 3 апреля 1932 г. последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска. Рис. 8. Город Сенгилей (современный вид)
Отсюда святитель посылал письма-утешения своим духовным чадам — "внучатам", часто подписывая их "Дедушка". Из этих посланий мы можем составить представление о жизни Владыки в тот период, о его духовном руководстве своими чадами. 31 марта 1934 года епископ Леонид писал:

"Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чем не нуждаюсь. … Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех". А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 года: "Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны.

Срок этой ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приеме у митрополита Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и 17 января 1935 года получил назначение на Кунгурскую кафедру, куда прибыл 30 января 1935 года.
Рис. 9. Митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 году

Служил здесь Владыка до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня 1935 года в селе Теляево-Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого и совершал богослужения. "Живу я близ храма. Храм прекрасный. Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные. …

Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озерами. Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь. Добро пожаловать!" — так описывал Владыка свою жизнь под Волоколамском.

Рис. 10. Теряево, Иосифо-Волоколамский монастырь
После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить.
1.3. Период жизни 1937-1938гг.
В марте 1937 года святитель уезжает на свою последнюю, Марийскую кафедру. “Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю”, — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Прибыв в Марийскую республику, владыка Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, близ г. Йошкар-Олы, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения во священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов в Марийском крае было по-прежнему актуально. К примеру, Вознесенская церковь — последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка таким образом стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи.

Рис. 11. 12. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка
Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) на марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась. Возглавляя Марийскую епархию в 1937 году, епископ Леонид призывал верующих не ходить в обновленческие храмы. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и на время следствия владыка был помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. 22 и 27 декабря были проведены два допроса. Епископа обвиняли в контрреволюционной деятельности и создании “церковно-фашистской организации”. Виновным он себя ни в чем не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 г., в день праздника Рождества Христова.

Посмертно реабилитирован 23 мая 1989 года.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии с. Ежово.


Рис. 13. 14. 15. Мироносицкий монастырь Йошкар-Олинской епархии с. Ежово.


2. Открытие памятника священномученику Леониду (Антощенко), епископу Марийскому, пострадавшему за веру в годы гонений в Йошкар-Оле.
4 июля 2008г. на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил памятник священномученику Леониду (Антощенко), епископу Марийскому, пострадавшему за веру в годы гонений.
Рис. 16. Памятник священномученику Леониду(Антощенко), епископу Марийскому на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле
В церемонии приняли участие президент республики Леонид Маргелов и члены правительства, представители общественности, прихожане. Памятник освятил архиепископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн.


Рис. 17. Памятник священномученику Леониду (Антощенко), епископу Марийскому


Перед открытием памятника Президент республики Л.И.Маркелов сказал: "Епископ Леонид (Антощенко) был действительно подвижником, глубоко верующим человеком и до конца исполнил свой долг пастыря на земле марийской. В 1938 году он был расстрелян, но Господь так распорядился, что он вернулся в Йошкар-Олу. Вернулся в качестве небесного покровителя нашего города". Президент республики отметил великую роль пастыря в служении православной вере. «И сегодня его светлый образ живет в сердцах людей, а сам он по праву является духовным небесным покровителем Йошкар-Олы и Республики Марий Эл»,— подчеркнул Л. Маркелов и предложил отмечать День города в день рождения епископа 6 августа.


Рис. 18. Площадь Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле в день освящения памятника священномученику Леониду (Антощенко), архиепископом Йошкар-Олинским Марийским Иоанном.

В торжественной обстановке архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин освящения и обратился к собравшимся: "Сегодня мы освятили памятник ученого, этнографа, миссионера, священномученика. Это видимое свидетельство того, что он пребывает здесь среди нас, находится рядом с нами и молится о земле марийской". Он назвал жизненный путь, пройденный епископом Леонидом, настоящим подвигом во имя служения Церкви Христовой. «Мы должны быть достойны памяти тех служителей православной веры, кто пролил свою кровь за всех нас. И возрождающаяся сегодня духовность людей свидетельствует о том, что усилия подвижников веры не пропали даром. Свидетельством тому явилось и открытие памятника одному из достойнейших представителей Церкви»,— отметил Владыка.
3. Священномученику Леониду, епископу Марийскому
Свой короткий крестный путь священномученик Леонид, епископ Марийсий прошел мужественно, смиренно и безропотно, став для многих образцом веры и благочестия
тропарь, глас 4:
Царевококшайска архипастырь добрый показался еси, священномучениче Леониде, Церкве Христовы утверждение и Евангелия исполнение: гонений бо мученически сподобився, еще же уз и темниц, Апостольское теми исправил еси житие твое, пострадав даже до крове, исповедал еси Христа Бога Совершенна, Егоже усердно моли о творящих твою память верно.
кондак, глас 1:
Божественнаго Твоего, Христе, разумев истощания силу, новый угодник Твой, Господи, Леонид мудрый, исповедник и мученик явися днесь; сей убо ведый, яко Ты, Спасе мира, образ дал еси учеником Твоим, первый пострадати хотя даже до смерти Крестныя, избра Тебе последовати во времена последняя, свидетельствовав доброе исповедание. Темже вопияше: Ты мучеников еси, Христе, утверждение.


Вместо заключения
Мы ходим средь ужасной высоты,
Залито небо красной кровью.
И - всюду пропасти... И всюду есть мосты,
Соединяющие все любовью.

Мы не увидим дома своего,
Не отдохнем ни на мгновенье.
Мы призваны пройти среди всего,
Соединив любовью мир творенья.

Среди людей, средь глада и меча,
Должны пройти мы жизнью верной,
Не опустив усталого плеча,
Неся свой крест любви безмерной...

И только после, в наш последний час,
Когда сойдет благоволенье,
Мы вдруг увидим, что... любили нас.
И вдруг услышим ангельское пенье.
/Архиепископ Иоанн (Шаховской)/


Документы и литература


  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.978.

  2. База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004.

  3. Лепихина З.Я. Православный Кунгур. — Кунгур-Пермь: ЗАО "ИГ "Энтер-профи", 1999. — С. 56-57.

  4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.154.

  5. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.77.

  6. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.70.

  7. Cухих Алексий, протоиерей Вспомним поименно. Кн. 3. — Киров (Вятка), 2004. — С.46-47.

  8. Трагедия народа: книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. Марийский полиграфическо-издательский комбинат. Том 1. 1996. Том 2. 1997.

  9. Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г.

  10. http://heritage.perm.ru/articles.php?lng=ru&pg=3140

  11. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_277 (сайт фонда "Русское православие". Страница "Архиереи"). 

  12. http://mari.eparhia.ru/holly/ (сайт Иошкар-Олинской епархии). 

  13. http:www.fond.ru/ (сайт Регионального общественного фонда мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).