Главная страница

«Молодежная политика: проблемы и пути решения»


Название «Молодежная политика: проблемы и пути решения»
страница 2/2
Дата 18.02.2016
Размер 0.5 Mb.
Тип Конкурс
1   2

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики

Реализация принципов государственной молодежной политики обеспечивается путем:

участия молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;

осуществления финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений в целях создания условий достойной жизни и свободного развития молодых граждан;

осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.


    1. Субъекты государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 409 утверждено Положение о Федеральном Агентстве по делам молодежи».

Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В 76 субъектах Российской Федерации приняты законы о молодежи. Краснодарский край одним из первых в 1998 г. принял Закон «О государственной молодёжной политике в Краснодарском крае». В данном Законе государственная молодёжная политика в Краснодарском крае определяется как целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления с участием общественных объединений, иных организаций, граждан, направленная на создание экономических, социальных, организационно-правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан.

Выделяются также основные направления государственной молодёжной политики.

Среди них: государственное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд, государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальное обслуживание молодых граждан, организация и проведение социальной работы по месту жительства молодых граждан, государственная поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан, создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и физического развития молодёжи, организация и проведение поисковой работы, а также организация летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи, молодёжный туризм.

Органы местного самоуправления в соответствии с предметами ведения местного самоуправления осуществляют мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации при финансовой, организационной и методической помощи, информационном содействии со стороны Федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Коммерческие и некоммерческие организации, граждане вправе участвовать в осуществлении мероприятий, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, в том числе на условиях конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.

К специализированным организациям, осуществляющим деятельность по оказанию услуг для молодежи, относятся: молодежные, детские общественные объединения, поисковые отряды, объединения, другие общественные объединения, осуществляющие программы (проекты) работы с молодежью; дома и дворцы молодежи, детские, подростковые и молодежные клубы, физкультурно-спортивные объединения, молодежные центры; социальные службы для молодежи, центры информации для молодежи, организации по содействию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости молодежи); образовательные учреждения дополнительного образования; детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря; другие организации, которые осуществляют некоммерческие общественно значимые программы (проекты) работы с молодежью.

Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.


    1. Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации включает:

разработку системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан России. Основу правовой базы составляют федеральные законы № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 124-ФЗ от 24.07.1998 « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», № 125-ФЗ от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Важное значение имело принятие в конце 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.95. установ­лена новая граница возраста, с которого допускается прием на рабо­ту, - 15 лет (раньше 16 лет), введено запрещение на использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственности. «Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя"7

«Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.95. Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы молодежи, был внесен в федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, учитывающие позицию органов по делам молодежи.

Расширение практики социологических исследований и мониторингов по положению молодежи в Российской Федерации, подготовки ежегодного доклада о положении молодежи и реализации молодежной политики Российской Федерации, регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;

Формирование и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики;

Формирование и развитие федеральной системы информационной помощи молодежи, обеспечение деятельности информационно-аналитических, учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики.


  1. Аналитическая часть. Проблемы и решения.

Работая над данной темой в ходе интервьюирования нашими респондентами стали: заместитель главы района по социальным вопросам, начальник отдела молодежной политики Лазаревского района, начальник отдела ЗАГС Лазаревского района г.Сочи управления ЗАГС Краснодарского края; начальник Центра занятости населения Лазаревского района; специалист УФМС ….

Работали с аналитическими справками; отдела ОВД, отдела УФМС по Лазаревскому району, статистическим материалом детской поликлиники, муниципалитета. Провели социологический опрос об уровне информированности о программах для молодежи.
Управление молодежной политики города Сочи оказывает следующие муниципальные услуги для молодежи:

  1. Рассмотрение обращений физических, юридических лиц и общественных молодежных организаций.

  2. Выделение социальной выплаты физическим лицам, в том числе молодым семьям, из средств бюджета города Сочи для частичной оплаты жилищного кредита или займа.

  3. Адресное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Подведомственные учреждения:

  • Муниципальное казенное учреждение г. Сочи «Центр развития молодежи»

  • Муниципальное казенное учреждение г. Сочи «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи»


Центр занятости населения города Сочи, руководствуется Законом РФ «О занятости населения в РФ» и административными регламентами, оказывает государственные услуги (в т.ч. и для молодежи):

- «Новые тимуровцы» - ежегодно ГКУ КК ЦЗН города Сочи организует трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на предприятия г.Сочи в трудовые бригады и летние трудовые отряды, в т.ч. отряды «Новые Тимуровцы».

Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их заменяющих; из семей безработных граждан; из неполных, многодетных и неблагополучных семей; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения; дети-инвалиды.

Для более эффективного решения вопроса о трудоустройстве несовершеннолетних в отряды «Новые Тимуровцы» используются: работа мобильного центра занятости, проведение ярмарок вакансий для подростков, встречи с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и их законными представителями.

Реализует программы содействия в трудоустройстве:

- безработным гражданам от 16 лет до пенсионного возраста, с выплатой ежемесячного пособия по безработице в размере от 850 до 4900 рублей; 

- безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (лица предпенсионного возраста; инвалиды; несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет; члены семей военнослужащих, уволенных в запас; лица, прибывшие из мест лишения свободы и др.) на временные рабочие места.

- программа «ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО» - для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования из числа местных жителей в возрасте 18-20 лет, ищущих работу впервые. Выпускники получают временную работу на месяц, заработную плату от работодателя и материальную поддержку от центра занятости населения в размере 1700 рублей при условии отработки полного рабочего месяца. Это шанс для молодых людей в течение одного месяца приобрести практический опыт, навыки общения в коллективе, проявить себя с лучшей стороны. Организации, воспитав перспективные кадры, могут перевести молодых специалистов на постоянную работу. 

- краевой проект «Ты – предприниматель!» - для молодежи от 14 до 30 лет, включает в себя самые разные механизмы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность. От школьников до действующих предпринимателей. Это и информирование молодежи через анкетирование, и различные конкурсы, тестирование молодежи инновационными методами на наличие предпринимательских компетенций. 
При главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи действует Совет молодежи, помогающий в реализации направлений молодежной политики.
Работая с аналитическим данными, данными социологического опроса, материалами, полученными в ходе интервьюирования нами подготовлена следующая информация.
Численность молодежи Лазаревского района г.Сочи на начало 2014 года по возрастным группам составляет (по данным медицинских учреждений Лазаревского района):

- от 14 до 17 лет – 1596 чел.

- от 18 до 24 лет – 5864 чел.

- от 25 до 30 лет – 10166 чел. (приложение №1)

По данным УФМС – количество молодежи (14-30 лет) на территории Лазаревского района (приложение №2)

Год

Количество человек

2011

18,420

2012

17,483

2013

17,153

Снижение количества молодежи можно частично объяснить выездом определенного количества молодых людей на учебу в другие города.
Система образования Лазаревского района г.Сочи включает в себя 43 образовательных учреждения, в том числе:

- 24 общеобразовательные школы, из них 2 учреждения повышенного уровня - лицей № 95 в пос.Лазаревское и гимназия № 76 в пос.Дагомыс, 19 средних общеобразовательных школ и 4 основных общеобразовательных школы. Численность обучающихся в 24 общеобразовательных школах составляет 9467 учащихся.

- 15 дошкольных образовательных учреждений, численность посещающих – 2714 детей.

- 4 учреждения дополнительного образования школьников: 2 спортивные школы и 2 центра детского творчества).

Кроме того, 755 человек обучаются в средних специальных и высших учебных заведениях Лазаревского района г.Сочи:

- в 4 филиалах учреждений среднего специального обучения обучается 476 учащихся (Лазаревский филиал НЧОУ СПО «Сочинский финансово-юридический колледж, Лазаревский филиал ФГОУ СПО «Краснодарский технический колледж», Лазаревский филиал ГОУ НПО Профессиональное училище № 76, НЧОУ СПО «Академический колледж»);

- в 2 филиалах высших учебных заведений обучается 279 учащихся (учебный корпус № 4 Сочинского института (филиала) РУДН, учебный корпус № 4 НОУ ВПО МИУ).

Таким образом, для молодежи района созданы условия для получения образования, однако нельзя не отметить существующую в районе проблему получения образования в учреждениях повышенного уровня. Таких учебных учреждений в районе два и их расположение в наиболее крупных населенных пунктах района вполне закономерно. В поселке Лазаревское находится лицей № 95 с физико-математическим уклоном, а в поселке Дагомыс – гимназия № 76 с более углубленным изучением гуманитарных предметов. Территориальная протяженность Лазаревского района, делает крайне затруднительным обучение детей, проживающих в поселке Лазаревское, в гимназии № 76. Таким образом, предметное разделение в данных учебных заведениях ущемляет равные права и возможностей в получении образования повышенного уровня. Для решения данной проблемы необходимо введение в данных учебных заведениях совмещенного изучения, как гуманитарных, так и точных предметов.

На наш взгляд существует и проблема размера стипендий, как на всероссийском, так и на муниципальном уровне. Средний размер стипендий по Лазаревскому району колеблется примерно в следующих рамках от 500 рублей до 2т.500 рублей (ряд учебных организаций предоставляет дополнительно индивидуальные социальные стипендии и льготы в рамках социальной поддержки студентов). Однако, общий уровень стипендии, по мнению большинства студентов, является очень низким. Размеры академической и социальных стипендий для студентов колледжей и техникумов составляет 6,9% и 10,3% от размера прожиточного минимума для детей. Размер академической и социальной стипендии для студентов ВУЗов составляет 19% и 28,6%. (На 2014 год установлен прожиточный минимум для детей в Краснодарском крае в размере 7024 рублей) 19.
По результатам анализа информации о преступности в Лазаревском районе мы видим следующую картину (приложение №3):


Год




Число лиц, состоящих на учете в ОПДН




Совершено преступлений всего, в том числе


Удель-ный вес подрост-ковой преступ-ности в районе




Средне-краевой удель-ный

вес




Кол-во преступлений,совер-шен-ных в груп-пах




Кол-во преступлений,совер-шенных учащимися


Кол-во преступлений,совер-шенных в состоянии наркоти-ческого и алкоголь-ного опьянения


Кол-во преступ-лений, совершенных в вечернее и ночное время

с 18 час. до 06 час.


Особо тяжких


тяжких

1

5

2011

42

21

3,3%

4,3%

2

10

3

11

1

7

2012

31

30

4,5%

4,08%

8

20

1

20

1

4

2013

17

8

1,2%

-

1

7

0

5

0

2



Статистика свидетельствует о снижении количества несовершеннолетних состоящих на учете в ОПДН, а также резкое снижение количества преступлений в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Немаловажную роль в этом сыграло и применение на территории края Закона № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Для подержания данной тенденции основным моментом является организация досуга молодежи.

«Самая большая сеть КДУ действует на территории Лазаревского района – это 48 клубных учреждений от общего числа КДУ, в состав которой входит МУК «Лазаревский районный центр национальных культур» с его филиалами. Это 7 центров национальных культур, 3 городских дома культуры, 33 сельских домов культуры, 3 передвижных клубных учреждения, а также муниципальный ансамбль «Славяне» и муниципальный оркестр народных инструментов. Центры национальных культур координируют деятельность, закрепленных за каждым из них сельских культурно-досуговых учреждений»17.

Среди них особое значение имеет Центр национальных культур имени К.С.Мазлумяна, объединяющий центры русской, украинской, белорусской, греческой, адыгской культуры… По инициативе Лазаревского отдела культуры и при поддержке управления культуры города Сочи Главой администрации Лазаревского района 13.01.92 г. было принято Постановление «О создании центров национальных культур на базе сельских учреждений культуры района». Согласно этому Постановлению были созданы:

* Адыгский культурный центр на базе СДК п. Шхафит,

* Казачий культурный центр на базе СК п. Алексеевка,

* Русский культурный центр на базе СК с. Марьино,

* Греческий культурный, центр на базе СК п. Вишневка,

* Армянский культурный центр на базе СДК с. Волконка17.

В Лазаревском районе имеется 20 спортивных залов, 1 стадион, функционирует Детская юношеская спортивная школа, однако необходимо отметить отсутствие в районе спортивного комплекса, бассейна.
В Лазаревском районе г.Сочи Центром занятости населения в 2013 году зарегистрировано 12 безработных в возрасте до 30 лет, что составляет всего лишь 0,12 % от числа молодежи в возрасте от 24 до 30 лет. Однако это не говорит о том, что в районе нет проблемы с трудоустройством молодежи.

На основании полученной информации Центра занятости населения Лазаревского района города Сочи подготовлена следующая аналитическая таблица (приложение №4):

Год

Всего трудоустроено молодежи

(14-30 лет)

Из них несовершеннолетних

2011

1102 человека

900

2012

726 человек

632

2013

417 человек

327


Проблема снижения уровня официального трудоустройства в районе существует и особенно остро она касается молодежи в возрасте от 15 до 17 лет в летний каникулярный период. Количество подростков, желающих работать, с каждым годом не становиться меньше, а трудоустраивается официально через ЦЗН лишь определенное количество несовершеннолетних, несмотря на активную работу по данному вопросу как специалистов ЦЗН, так и работников школы. Молодежь предпочитает не занимать подобные рабочие места по разным причинам, также и из-за низкой заработной платы.

Вторая причина – это отказ многих предприятий устраивать на работу несовершеннолетних детей, в связи с определенной процедурой и спецификой условий работы данной категории работников. Необходимо проводить более продуктивное консультирование и информирование несовершеннолетних, их родителей и работодателей о приоритетности официального трудоустройства. Как на уровне школ, так и на уровне муниципалитета.

Для улучшения ситуации в данном направлении в ЦЗН Лазаревского района г.Сочи реализуется государственная услуга по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Акция «Новые тимуровцы» проводится в раках вышеуказанной государственной услуги «Отряды новых тимуровцев существуют с 2008 года. За это время их участниками стали почти 45 тысяч кубанских подростков»15 .
Анализируя информацию о молодых людях, вступающих в официальный брак (по данным полученным в ЗАГСе Лазаревского района) мы видим тенденцию к снижению количества заключаемых браков среди молодежи (по Лазаревскому району), что говорит о снижении роли института семьи (приложение №5):

Год

Мужчины

Женщины

до 18 лет

18-30 лет

до 18 лет

18-30 лет

2011

1

446

7

539

2012

0

335

3

414

2013

0

284

4

337

Данную на наш взгляд тенденцию увеличивает и роль средств массовой информации, где присутствует большое количество негативной информации зачастую работающей на понижение духовно-нравственного уровня детей, подростков и молодежи, насаждающей насилие, аморализм, потребительство, внебрачные отношения, принижаются общечеловеческие ценности труда, познания и добра, а также роли института семьи.

При этом ЗАГСом Лазаревского района систематически проводится ряд мероприятий правовому, семейному и иному консультированию молодых пар и молодежи в целом. Например, функционирует Семейно-консультативный совет для молодежи по различным вопросам. Но многие молодые люди не знают о мероприятиях проводимых специалистами ЗАГСа.
Несмотря на то, что в районе проводятся мероприятия и реализуются программы для молодежи проблемы остаются по многим направлениям – по итогам социологического опроса имеются проблемные моменты и в т.ч. определенная часть молодежи поселка Лазаревское 83 % от количества опрошенных, не владеет в полной мере информацией по вопросам реализации программ в рамках молодежной политики, тем самым, затормаживая решение определенных проблем.

Проведя социологический опрос молодых людей в возрасте 14-30 лет мы получили следующие результаты.

В опросе принимали участие следующие возрастные категории: 14-17 лет - 33 человека; 18-24 года – 42 человека; 25-30 лет – 23 человека.

На вопрос: «Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

Да, все хорошо

Да, но хотелось бы их улучшить

Нет, но жить можно

Нет, у меня серьезные жилищные проблемы

14-17

30

1

1

1

18-24

23

10

8

1

25-30

0

13

8

2

На вопрос: «Какие препятствия существуют для трудоустройства молодежи в Лазаревском районе?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

Отсутствие рабочих мест

Отсутствие опыта

Низкий уровень заработной платы

Низкий уровень престижа профессии

Нет препятствия

14-17

6

3

14

5

9

18-24

17

15

14

7

6

25-30

12

6

17

3

0


На вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли ужесточение контроля за показом по СМИ жестокости, насилия, программ об однополых браках, гражданских браках и т.д.?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

да, т.к. информация такого рода разрушает традиционные нормы института брака

да, да, т.к. информация такого рода наносит ущерб психическому состоянию подростков и молодежи

нет, мы демократичная страна

14-17

10

18

5

18-24

13

20

9

25-30

8

12

3


На вопрос: «Участвуете ли Вы в мероприятиях, для молодежи проводимых в Лазаревском районе?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

Да, всегда

Не участвую, мне это не интересно

Не всегда, но участвую

Участвую, но только зрителем

Нет нужных способностей

14-17

3

2

25

3

0

18-24

6

9

16

7

4

25-30

2

1

3

9

8


На вопрос: «Как Вы считаете, достаточно ли развита информационная сеть о мероприятиях для молодежи (когда можно узнать обо всех мероприятиях в полном объеме)?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

да, развита


слабо развита

нет, не развита

14-17

19

11

3

18-24

17

23

2

25-30

4

11

8


На вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли создание в Лазаревском районе консультативно-информационного центра, в котором можно будет получить комплексную информацию обо всех программах и услугах для молодежи?» молодые люди отвечали:

Вопрос / возраст

нет, можно получить информацию самому из разных источников

да, необходимо – возможность получения необходимой информации в одном центре поможет экономить время и повышать уровень информированности молодежи

мне это не интересно

14-17

10

22

1

18-24

13

27

2

25-30

2

20

1


Таким образом, мы видим, выделяем следующие проблемы, как на всероссийском, так и районном уровнях:

  • Сокращение численности молодежи.

Огромный творческий и физический потенциал, заложенный в молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Именно молодым строить новую Россию. Однако по данным статистики в России отмечается тенденция к уменьшению численности молодежи с 35 млн. в 2013 году до 25 млн. в 2015 году.13

По району мы видим также снижение количества молодежи, это можно частично объяснить выездом определенного количества молодых людей на учебу в другие города, снижением темпов рождаемости и снижением роли института семьи.

К одним из основных объективных условий, пре­пятствующим созданию семьи и рождению детей относится сложное матери­альное положение, особенно обучающейся молодежи и отсутствие жилья.

Правительством России утверждены новые нормы для расчета стипендиального фонда, которые получили все государственные и частные ВУЗы из бюджета государства. Теперь для студентов колледжей и техникумов обычная академическая стипендия составляет 487 руб, социальная – 730 руб. Для студентов ВУЗов обычная академическая стипендия составляет 1340 руб, социальная – 2010 руб.

Для сравнения Департаментом труда и занятости населения Краснодарского края на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю рассчитан новый прожиточный минимум в крае на душу населения, который составляет 7155 руб., «На 2014 год установлен прожиточный минимум для детей в Краснодарском крае в размере 7024 рублей».19

Предложение: Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 899 (с изм. от 04.04.2014) "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" увеличив размер академической стипендии для студентов колледжей и техникумов до 50%, а социальной до 60%; для студентов ВУЗов до 70% и 80% соответственно от прожиточного минимума на душу населения.

Предложение: учитывая, что социально-экономическое положение в стране не позволяет обеспечить каждую молодую семью отдельной квартирой, необходимо при принятии очередного Федерального закона о Федеральном бюджете увеличить бюджетные ассигнования на строительство «малосемейных» общежитий в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Причина: негативная роль СМИ, которые зачастую работают на понижение духовно-нравственного уровня детей, подростков и молодежи, насаждая насилие, аморализм, потребительство, внебрачные отношения, принижаются общечеловеческие ценности труда, познания и добра, а также института семьи.

Положительным моментом является принятие законов о запрете курения, рекламы на телевидении табачной и алкогольной продукции. Вместе с тем, программы телевидения зачастую вопиюще противоречат патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию молодежи.

Предложение: Поскольку данная проблема является особенно острой, необходимо принятие законов о запрете (жестком ограничении) трансляции на телевидении сцен насилия, жестокости, программ о нетрадиционной сексуальной ориентации, а также иной информации, причиняющей ущерб психическому состоянию подростков и молодежи.

  • Отсутствие Федерального закона, направленного на развитие и реализацию потенциала молодежи.

Предложение: Необходимо принятие закона определяющего статус молодежи, устанавливающего права и обязанности участников правоотношений, предусматривающий защиту интересов молодежи.

  • Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятий, реализуемых в рамках молодежной политики.

Исследование Счетной палаты РФ показало, что масштабно и эффективно реализовать молодежные программы не позволяет низкий уровень бюджетной обеспеченности.. Бюджет на мероприятия государственной молодежной политики увеличен в 2013 году только на 150 млн.руб. и составляет 526 млн., на всю страну.13

Предложение: Увеличить бюджет на мероприятия молодежной политики

  • Низкий уровень образования молодежи.

При увеличении количества студентов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, уменьшаются возможности учебы в них (особенно в коммерческих) у молодежи из малообеспеченных семей.

Предложение: В связи с чем, необходимо увеличить количество бюджетных мест в государственных учебных заведениях, а также ввести квоты на бесплатное обучение для указанной категории молодежи в коммерческих учебных заведениях, либо уменьшить суму, взыскиваемую за обучение.

Также необходимо принятие законов о коммерческих средних и высших учебных заведениях, устанавливающих права и обязанности участников правоотношений и гарантирующих получение качественного образования. Ужесточить государственный контроль за качеством преподавания в указанных учебных заведениях.

Кроме того, требуется развитие методической базы воспитательной работы, соответст­вующей современным условиям в деятельности начальной, средней и высшей школ, ощущается потребность в подготовке и переподготовке кад­ров, занятых воспитательной работой с молодежью.

  • Безработица молодежи.

Несмотря на реализацию закона о квотировании рабочих мест для молодежи и другие позитивные программы и мероприятия, осуществляемые в рамках государственной и региональной молодежной политики, многие молодые люди остаются безработными по разным причинам, в том числе из-за неадекватно высокого уровня притязаний на престижную и высокооплачиваемую работу. Массовые же рабочие места остаются невостребованными. Отмена послевузовского распределения привела к перепроизводству и безработице молодых специалистов. Таким образом, решение проблемы безработицы среди молодежи возможно только вместе с решением более общих социальных проблем на уровне всей страны (На примере Лазаревского района мы видим, что в 2013 году трудоустроено официально лишь 417 человек (обратившихся в ЗЦН).

Предложения: Вернуться к практике послевузовского распределения, при этом для учащихся на бюджетной основе в обязательном порядке, для обучающихся на платной основе – в добровольном порядке.

  • Экстремизм среди молодежи.

Практически во всех крупных городах существует потенциал экстремизма и агрессии в лице группировок панков, скинхедов, футбольных фанатов. В наибольшей степени этому способствует недостаточное патриотическое воспитание в школах, а также негативное влияние СМИ.

Предложения: Обратить особое внимание на патриотическое воспитание в учебных заведениях, увеличив количество практических мероприятий позволяющих молодежи на личном опыте «прожить» понятие патриотизма.

  • Духовно-нравственный кризис молодежи.

Предложение: Важнейшим аспектом современной молодежной политики сегодня становится духовно-нравственное воспитание молодежи. Для чего необходимо ввести в школах в дополнение к основным обязательным предметам бесплатное факультативное изучение этики, эстетики, этикета, культуры речи и поведения.


  • Данную проблему рассмотрим отдельно – отсутствие возможности получения комплексной информации для самореализации непосредственно в районе. Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов.

Предложения: организация информационно-консультативного центра с привлечением специалистов всех служб для успешной социализации молодежи (приложение №6).

На территории района организовать информационно-консультативный центр позволяющий получать комплексную информацию о всех программах для поддержки молодежи будь то жилищные программы, для развития малого бизнеса, трудоустройства и т.д.

Предусмотреть наличие в данном Центре консультативных дней специалистов всех структур работающих с молодежью, осуществление данными специалистами предварительной записи на прием (консультацию) в необходимую организацию для более глубокой, органичной и четкой работы.

Наличие информационных стендов по всем направлениям работы с молодежью (перечень всех организаций осуществляющих работу с молодежью, с указание всей необходимой информации; регулярно обновляемый стенд с расписанием проводимых культурно-массовых мероприятий для молодежи и т.д.).

В рамках Центра сформировать единую информационную сеть о всех мероприятиях направленных на поддержку молодежи по району, городу, краю.



  1. Заключение.


Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика в сфере занятости молодежи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в своем городе.

За последние несколько лет произошли изменения во многих областях жизни молодых людей, таких как образование, культура, социальная защита, ухудшилась демографическая ситуация, соответственно сменился социальный курс молодежи и появились определенные проблемы, с которыми молодые люди сталкиваются каждый день.

Решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований необходимо на государственном уровне. На наш взгляд необходимо:

  • Принятие отдельного закона о студентах как средних специальных, так и высших учебных заведений, устанавливающего гарантии для обучающихся, в том числе устанавливающего размер стипендии для успешно обучающихся студентов не ниже установленного прожиточного минимума, а также предусматривающего обеспечение иногородних студентов общежитиями, а в случае их отсутствия выплаты компенсаций за наем жилья.

  • Принятие как на государственном, так и на региональном уровнях программ строительства государственного социального жилья для молодежи (семейных общежитий), не подлежащего приватизации.

  • Увеличение количества бюджетных мест в государственных учебных заведениях, а также введение квоты на бесплатное обучение для указанной категории молодежи в коммерческих учебных заведениях, либо уменьшение сумы, взыскиваемой за обучение.

  • Принятие законов о коммерческих средних и высших учебных заведениях, устанавливающих права и обязанности участников правоотношений и гарантирующих получение качественного образования. Ужесточить государственный контроль за качеством преподавания в указанных учебных заведениях.

  • Увеличение бюджета на мероприятия молодежной политики.

  • Возврат к практике послевузовского распределения, при этом для учащихся на бюджетной основе в обязательном порядке, для обучающихся на платной основе – в добровольном порядке.

  • Необходимо принятие закона определяющего статус молодежи, устанавливающего права и обязанности участников правоотношений, предусматривающий защиту интересов молодежи.

На районном уровне:

  • Решение такой проблемы как отсутствие возможности получения комплексной информации для самореализации молодежи непосредственно в районе можно организовав на территории района информационно-консультативный центр позволяющий получать комплексную информацию о всех программах для поддержки молодежи будь то жилищные программы, для развития малого бизнеса, трудоустройства и т.д.


Список использованной литературы



  1. Конституция РФ

  2. Федеральный закон № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

  3. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  4. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  5. Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

  6. Семейный кодекс Российской Федерации

  7. Федеральный закон № 128-ФЗ от 24.11.1995 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»

  8. Закон Краснодарского края «О государственной молодёжной политике в Краснодарском крае»

  9. Краевая целевая программа «Молодёжь Кубани»

  10. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Об образовании»

  11. «Российская газета» от 14.10.2013

  12. «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации», Москва, 2002

  13. «Система мер по повышению эффективности молодежной политики», «Росмолодежь», Москва, 2013

  14. Данные ИЦ ГУВД по Краснодарскому краю

  15. Газета «Рынок труда Кубани», №89 2013г.

  16. Административный регламент. Департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края. Краснодар, 2007г.

  17. http://kulturasochi.ru/

  18. http://old.sochiadm.ru/

  19. http://www.kubved.ru/ газета Кубанские ведомости, четверг 6 февраля, 2014г.

  20.  Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

  21. http://ru.wikipedia.org/


Приложение №1

Численность молодежи Лазаревского района г.Сочи

на начало 2014 года по возрастным группам:


Приложение №2
Количество молодежи (14-30 лет) на территории

Лазаревского района по данным УФМС



Информация о количестве преступлений, совершенных

несовершеннолетними, за период 2011-2013 года по Лазаревскому району



Приложение №4
Информация о трудоустройстве молодежи по Лазаревскому району


Приложение №5
Информация о молодых людях вступающих в официальный брак

по Лазаревскому району



Приложение №6

Информационно-консультативный центр

(примерная структура)

Каждый специалист дает полную, подробную информацию и программах и мероприятиях по поддержки молодежи (по необходимости осуществляет предварительную запись на прием к специалисту).
В рамках Центра сформировать единую информационную сеть о мероприятиях направленных на поддержку молодежи по району, городу, краю.



1   2