Главная страница

Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения


Скачать 128.45 Kb.
Название Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения
Дата 02.03.2016
Размер 128.45 Kb.
Тип Документы

Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад

компенсирующего вида № 93 Московского р-на

г. Нижнего Новгорода Зуева Ю. Ю.

Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию.

Развитие осмысленного видения у детей — важная задача, решаемая специалистами дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения.. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ними функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.

Исследователями установлена неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы.

Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи у детей с нарушениями зрения протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирования речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодействия с макросоциальной средой). Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения микро- и макроориентировки, что объясняет трудности при усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:

- исправление речевых нарушений;

- коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.

Только использование комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, а также применение многофункциональных методов и приёмов обучения и коррекции даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. В этом случае преодолевается негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.

Проблемой комплексного подхода к обучению и развитию детей с нарушением зрения занимаюсь давно. Цель его - способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.

Комплексное воздействие на формирование речи дошкольников с нарушением зрения рассматриваю с трёх сторон:

  1. Целостность образовательного процесса, интеграция в единое целое деятельности специалистов разного профиля (логопеда, дефектолога, воспитателей);

  2. Комплекс коррекционных задач, решаемых на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях;

  3. Комплекс многофункциональных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия.

На первом этапе работы нами (т. е. специалистами Учреждения) были разработаны единый тематический план и система интегрированной работы специалистов Учреждения по реализации этого плана. Данная система представляет собой объединённые темами образовательные мероприятия и различные формы организации детской деятельности, проводимые специалистами разного профиля, направленные на реализацию общих образовательных, развивающих и коррекционных задач. В процессе взаимодействия специалистов происходит интеграция образовательных областей. Апробация и использование комплексного интегративного подхода подтвердили высокую эффективность и приоритетность данной формы организации работы с детьми с нарушением зрения.

На следующем этапе работы мною были разработан и доработан комплекс конспектов логопедических занятий, соответствующих тематическому плану и включающих в себя, наряду с задачами по развитию и коррекции речи, комплекс коррекционных задач, направленных на формирование зрительных функций, формирование зрительной культуры, обучение пользоваться остаточным зрением, развитие общей и мелкой моторики.

Следующий аспект комплексного воздействия на детей с нарушением зрения - использование разнообразных многофункциональных методов и приёмов обучения.

Нейрофизиологи А. Р. Лурия, И. И. Бронштейн и др. доказали чёткую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Подбирая методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения необходимо, чтобы они сочетали в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – используя механизм их функционального единства.

Подобные методы и приёмы будут также способствовать интеграции образовательных областей и формированию как сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.

На подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях использую такие многофункциональные методы и приёмы обучения как: логоритмику и фоноритмику, элементы сказкотерапии, зрительные гимнастики, разнообразные пальчиковые игры и тренинги, графические модели, логопедические распевки и т. п.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Гимнастика для глаз.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке (закрепляются понятия: право. лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг и т.п.), у них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т. п.), обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам), развивается координация движений, физиологическое дыхание. Дети сидят в свободной позе, глаза плотно закрыты, все мышцы расслаблены, дыхание ровное. Использование в качестве фона спокойной музыки или звуков природы (пение птиц, журчание воды и т. п.) способствует решению ряда дополнительных развивающих задач, таких как: развитие слухового внимания («Что вы услышали?»), развитие воображения и связной речи («Опишите, что вы представили», «Представьте тот или иной предмет или явление и расскажите о нём».).

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

Активный вариант зрительной гимнастики проводим с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно обще-оздоровительную функцию. Активные упражнения направлены на повышение тонуса и укрепление мышц спины, развитие чувства равновесия, координации движений и общей моторики, а также профилактику и исправление нарушений осанки, которые часто наблюдаются у детей с низкой остротой зрения.

Элементы театрализованной деятельности (теневой театр).

Использование театра на логопедических занятиях способствует интеграции образовательных областей, что обеспечивает оказание комплексного воздействие на детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

В чём же многофункциональность театрализованной деятельности? На какие стороны общего развития дошкольников она может повлиять?

Во-первых – эстетическое и эмоциональное развитие. Театр дарит ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, эстетически воспитывает его. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Во-вторых – социальное и нравственное воспитание. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. [2]

В-третьих – психическое развитие. Театр теней развивает внимание детей, умение сосредотачиваться. При разучивании роли развивается память. И, конечно же, как и в процессе любой творческой деятельности у детей развивается воображение.

В-четвёртых – познавательное развитие. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает стремление узнать что-то новое.

В-пятых - речевое развитие. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп и ритм речи, речевое дыхание). Театрализованная игра способствует развитию связной (монологической и диалогической) и грамматически правильной речи.

Участие в играх-драмматизациях создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. В процессе подготовки и проведения спектаклей дети учатся пересказывать сказки и рассказы, строить разные типы предложений, узнают новые слова, знакомятся с различными литературными и фольклорными произведениями и т. д.

Театрализованная деятельность в целом имеет и другие функциональные возможности, но меня она интересует, прежде всего, как один из методов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Какой же вид театра будет наиболее эффективным в работе с данной категорией детей? Сохраняя свои функции, он должен вписаться в систему медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта,
Наибольший интерес, по моему мнению, для использования в работе со слабовидящими детьми представляет теневой театр.

В своей работе использую два вида теневого театра: кукольный и пальчиковый. Каждый из этих видов сохраняя свои изначальные функции и возможности, является и способом коррекционного воздействия на детей с нарушением зрения.

Использование и пальчикового и кукольного теневых театров способствует:

  • развитию способности узнавать предмет через развитие глазодвигательных способностей;

  • развитию точных прослеживающих движений глаз;

  • обучению целенаправленному перемещению взгляда по объекту восприятия для обнаружения и восприятия его деталей;

  • повышению точности, полноты зрительного восприятия через развитие умения пользоваться остаточным зрением;

  • развитию зрительного внимания;

  • обучению умению выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;

  • развитию произвольного внимания и зрительного восприятия.

Значение пальчикового театра теней также состоит в том, что наряду с развитием речи и зрительных функций, у детей развивается мелкая моторика и тонкие движения кистей и пальцев рук.

Логопедическая ритмика.

Основной принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи и движений.

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание изменяется по мере усложнения речевого материала. Сюжетно-тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.

Логоритмические занятия направлены на развитие:

  • всех компонентов речи,

  • Слуховых функций,

  • Речевой функциональной системы,

  • Двигательной сферы,

  • Мелкой ручной моторики,

  • Артикуляционной моторики,

  • Психических процессов (памяти, внимания),

  • Познавательных процессов,

  • Творческих способностей детей.

Логоритмические занятия включают следующие элементы, направленные на решение всего комплекса задач:

- артикуляционная гимнастика для развития артикуляционной моторики;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковые игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развития общей моторики, для мышечно-двигательног и координационного тренинга;

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями, для развития плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- музыкальные игры для развития речи, внимания, ориентировки в пространстве;

- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи и движений;

- этюды психогимнастики для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

В то же время на логоритмических занятиях решаются и следующие специфические задачи:

  • развивать рациональные способы зрительной ориентировки;

развивать зрительное внимание;

  • сокращать разрыв между практическими действиями ребёнка и словесным описанием предмета;

  • формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;

  • обучать умению использовать слух в процессе опознания предметов;

  • обучать приёмам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром.

Весь этот комплекс решаемых с помощью логоритмики задач позволяет отнести её в разряд многофункциональных и эффективных для использования в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения.

Это далеко не все специфические методы и приёмы, используемые мною на коррекционно-логопеческих занятиях со слабовидящими детьми.

В заключении хочется отметить, что использование именно многофункциональных методов и приемов обучения, а также комплексный подход и интеграция образовательных областей являются наиболее приоритетными в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими дошкольниками и детьми с нарушением зрения, так как способствуют наиболее эффективному (как показывают диагностические исследования) воздействию на данную категорию детей дошкольного возраста.

Главное, при организации работы с данной категорией детей, помнить о том, что новое – это хорошо забытое старое. А также, что любая деятельность требует от педагога творческого, осмысленного подхода, позволяющего построить её так, чтобы она с одной стороны - охватывала как можно больше образовательных областей и коррекционных аспектов, а с другой стороны – интересна детям, что сделает данную деятельность ещё более эффективной.

Таким образом, при правильном подборе многофункциональных заданий, упражнений и игр на логопедических занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи (что подтверждают диагностические исследования), но и идёт процесс коррекции зрительных функций и осуществляется развитие зрительной культуры слабовидящих детей. Результатом освоения зрительной культуры будет развитая культура восприятия образов, умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные образы. А также будут созданы условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

Всё это делает логопедическую работу частью комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, осуществляемому в Учреждении.

Литература.

1. Венедиктова Н. В., Сумарокова И. Г. Использование куклотерапии в коррекционной работе с незрячими и слабовидящими детьми. Н. Нов., 2008.

2. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук. М., 1983 г.

3. Доронова Т. Н. Играем в театр., М., Просвещение, 2005 г.

4. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., ТЦ Сфера, 2006 г.

5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., ТЦ Сфера, 2007 г.

6. Мишин М. А., Тюбекина З. И. Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога. ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. № 1 2000г., стр. 44.


7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Под ред. Земцовой М. И., М, Просвещение, 1978.