Главная страница

«методика преподавания ручного труда»


Скачать 0.73 Mb.
Название «методика преподавания ручного труда»
страница 3/4
Дата 09.03.2016
Размер 0.73 Mb.
Тип Лекция
1   2   3   4
Тематический план составляется на школьную четверть на основании разработанной программы с учетом возможностей класса, наличия соответствующих материалов и географического расположения школы. В связи с этим порядок прохождения тем в плане учителя может отличаться от порядка, предлагаемого программой (могут заменяться объекты работы, а также материал, из которого они изготавливаются). В тематическом плане указываются виды количество часов, перечисляются объекты трудовой деятельности, намечаются лабораторные и самостоятельные работы. Составляя тематический план на четверть, учитель продумывает свою деятельность и ясно представляет, какие материалы и инструменты необходимо приобрести для занятия, какие подготовить предметно-операционные планы, пособия и образцы.
Поурочный план составляется на основе программы и тематического плана. Тема и задачи каждого урока определяются в соответствии с программой.

Задачами каждого урока является формирование общетрудовых умений и двигательных приемов, сообщение или повторение определенного теоретического материала. На каждом уроке воспитываются положительное отношение к труду, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.

В поурочном планировании должен найти отражение индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. С этой целью указываются объем и характер заданий для той или иной группы детей.

Таким образом, к уроку труда предъявляются требования:

  1. Урок должен быть четко спланирован.

  2. Большая часть времени отводится практической работе.

  3. Урок следует оснащать наглядными образцами, пособиями, инструментами.




  1. Все инструменты и материалы, необходимые учащимся, нужно раскладывать на рабочие места до звонка.

  2. На уроках труда обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

  3. Необходимо включать в урок дидактические игры и упражнения.

  4. На уроках труда надо учиться определять и использовать межпредметные связи.


5. Принципы и методы обучения учащихся ручному труду

Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учебной информации методы обучения делятся на три группы:

  1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

  2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы).

  3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).

Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.
Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяснение используется при изучении технических сведений, технологии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу сообщаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.
Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый материал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Преимуществом такого вопросно-ответного метода обучения является наличие быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументировано высказывать свои мысли. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.

Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения:

  • вопросы должны задаваться в разной форме (полные и неполные). Полнота вопроса изменяется в зависимости от степени совершенствования у детей определенных знаний и умений, от новизны модели изделия;

  • по своему характеру и роли вопросы делятся на основные и вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает с основных вопросов к классу. Школьникам, у которых возникают трудности при ответе на эти вопросы, учитель предлагает вспомогательные.

К наглядным методам относятся учебная демонстрация, опыты и наблюдения.

Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.

Чаще всего на уроках трудового обучения в младших классах изделия выполняются учащимися по образцу, к которому предъявляются определенные требования:

  • по уровню сложности образец должен соответствовать программе;

  • образец должен быть выполнен аккуратно и красиво, из тех же материалов, которые будут использоваться учениками;

  • образец изделия должен отвечать всем тем требованиям, которые устанавливаются для выполнения подобных работ детьми;

  • размеры образца должны быть оптимальными для удобства выполнения изделия детьми (выполнение слишком большого изделия потребует много времени, а на маленьком изделии трудно будет увидеть и выполнить мелкие детали).

При планировании хода выполнения работы часто используют предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий.

Предметно-операционный план — это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформлении предметно-операционных планов необходимо соблюдать ряд требований:

  • единообразное изображение операций;

  • образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, следует прикреплять на отдельные карточки или располагать на доске так, чтобы их можно было снять и рассмотреть со всех сторон;

  • размеры деталей на плане должны точно соответствовать размерам образца;

  • метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно крупно, чтобы их могли видеть учащиеся, сидя за задними партами;

  • цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов предметно-операционного плана подбираются в точном соответствие с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;

  • приспособления, фон карточки плана должен значительно отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Графический план — это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков. Его следует применять при изготовлении изделий из глины и пластилина, природного материала. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее: рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

  • цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

  • каждый рисунок должен соответствовать одной операции.

Словесный план — это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной степени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:

  • каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буквами, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;

  • предложения должны быть короткими, содержать названия необходимых операций и приемов, иногда инструментов;

  • построение предложений должно быть единообразным, состоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно необходима словарная работа).

  • При использовании плана изготовления того или иного изделия необходимо учитывать:

  • задачи урока (умения, двигательные навыки и технические сведения, которыми согласно программе должны овладеть учащиеся);

  • место урока в системе занятий (определение, насколько самостоятельно ученики могут составлять план работы над изделием в данный период обучения, какие двигательные приемы ими усвоены);

  • степень новизны материала, сложность изделия, способность школьников воспользоваться предлагаемым пособием;

  • опыт работы учащихся с карточками плана;

  • количество деталей в изделии (чем больше частей содержит объект, тем подробнее должны быть пункты плана).

На уроках трудового обучения в младших классах используется два варианта предметно-операционных, графических и словесных планов.

  1. Подробный план, отражающий все операции и содержащий сведения о выполнении новых или сложных приемов. При показе новых операций обычно демонстрируются и инструменты, с помощью которых они должны выполняться.

  2. Сокращенный план, содержащий только основные операции. Сведений о способах выполнения приемов, об инструментах в нем нет.

Опыты — это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины). Например, ученики выполняют ряд действий с бумагой, чтобы узнать о ее свойствах. Они сгибают полоски тонкой и толстой бумаги, разрывают ее, сминают и т. д. Результаты опытов обсуждаются совместно с учащимися, после каждого действия формулируется вывод.

Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.

При показе двигательной программы трудового приема учитель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедленном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резании по кривым линиям — с поворотом бумаги слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т. д.

В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объяснением структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.

Из группы практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы. Упражнение — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.

Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия.

В содержании рабочих упражнений нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком.

Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.

Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования.

Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конкретного урока, возрастных особенностей учащихся, сложности и степени новизны изучаемого материала, а также от индивидуальных трудовых возможностей и психофизических особенностей школьников с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.

6. Пример методики. Методика работы с бумагой и картоном
Обработка бумаги и картона как вид труда широко используется в практике школьного трудового обучения, особенно в начальных классах, где на это отводится значительное количество времени. Бумага и картон - очень распространенные и недорогие материалы. Их можно купить в магазине или использовать обложки старых тетрадей, коробки, обрезки бумаги, остающиеся от производства на многих предприятиях. Цветную бумагу нетрудно получить, окрасив белую. Бумага и картон обладают хорошими технологическими свойствами, легко подвергаются обработке ручными инструментами.

Работа по изготовлению изделий из бумаги и картона способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма. Трудовые умения, получаемые детьми в процессе обработки бумаги и картона, становятся основой при обучении другим видам труда. Практические навыки, которые формируются у учащихся в процессе работы с бумагой и картоном, позволяют успешно усваивать правила и приемы обработки других материалов. Это объясняется типичностью рабочих операций, характерных для тех видов труда, которые предусматривает программа по труду в начальных классах.

Изготовление изделий из бумаги и картона способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умений грамотно подбирать, сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделие деталей. При этом младшие школьники учатся аккуратности и бережливости по отношению к используемым материалам. Поделки находят широкое применение в жизни детей. Это подарки родителям, различные пособия для школы. Поэтому при их изготовлении дети с раннего возраста осознают целесообразность своего труда, его практическую значимость. Такой труд помогает воспитывать трудолюбие, желание приносить пользу окружающим.

Кроме получения определенных знаний практических умений, важно познакомить учащихся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, с видами бумага и картона, с переработкой этих материалов в изделия и с некоторыми другими сведениями. Все это расширяет общий кругозор школьников. Усвоение необходимых сведений о бумаге и картоне помогает детям правильно и осознанно выполнять технологические процессы, не допускать ошибок, добиваться лучшего качества работы, помогает подбирать для того или иного изделия бумагу и картон нужного качества и вида.

Для всех видов технического труда необходимо выполнение чер-тежно-измерительных работ, а первоначальные умения в этом учащиеся как раз получают при обработке бумаги и картона.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Произведения декоративно-прикладного искусства можно встретить в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений. Орнаментальными узорами украшают афиши, стенгазеты, орнаментально-текстовые плакаты.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитывающими возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок усваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали.

У детей развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета и его преобразования. В процессе работы над аппликацией воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

Искусство выполнения бумажной аппликации умственно отсталыми учащимися в дальнейшем могут перенести на работу с тканью, по дереву, коже, металлу.

В работе с детьми в начальных классах специальной (коррек-ционной) школы VIII вида при помощи аппликации можно организовать увлекательный и познавательный процесс обучения.

Сенсорное воспитание дает возможность умственно отсталым детям, выполняя аппликации, сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие.

Ученики определяют место расположения фигур: высоко, низко, в центре, слева, справа.

Выполняя аппликацию с геометрическими фигурами, можно закрепить навыки счета, умение сопоставлять фигуры: выбирать одинаковые по форме, размеру, цвету.

Составляя, конструируя из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, умственно отсталые школьники знакомятся с основами творческой деятельности.

По выполненным аппликациям проводятся беседы, способствующие развитию устной речи.

Аппликацией украшают закладки, коробки, папки, модели и другие предметы; элементы аппликации возможно использовать при ремонте книг, таблиц, изготовлении наглядных пособий, а также в оформительских работах.

Воспитание у умственно отсталых детей по возможности глубоких и устойчивых интересов к художественному труду продолжается во внеклассной работе. На таких занятиях школьники с интеллектуальной недостаточностью используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, природоведения, изобразительного искусства. Не ограниченные временными рамками урока, ученики школы VIII вида на внеклассных занятиях проявляют больше творчества и фантазии. Умственно отсталым детям предлагаются темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.

Внеклассная работа по украшению изделий аппликацией позволяет данной категории учеников другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, формирует элементы творчества.

Аппликация выполняется путем наклеивания на основной фон (бумагу) кусочков того или иного материала различных цветов, размеров разным способом.

В условиях вспомогательной школы на уроках труда, во внеклассной деятельности для аппликации используются следующие материалы: клей (ПВА), цветная бумага.

Для уроков ручного труда, связанных с аппликацией, необходимы такие инструменты как: ножницы, линейка, клеенка, тряпочка для клея.

По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые.

Кроме этого выделяют силуэтные аппликации.

По способу выполнения аппликации могут быть традиционными и нетрадиционными.

По используемым материалам: из бумаги, с использованием природных материалов, с использованием бытовых предметов.

По объемности аппликации делятся на: плоскостные, объемные, полуобъемные.

Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, животные) изготавливаются из вырезанных геометрических фигур. Они наиболее просты и доступны для выполнения умственно отсталыми школьниками в начальных классах.

Сюжетные аппликации состоят из нескольких разных фигур, объединенных каким-либо сюжетом. Как правило, сюжетные аппликации служат для иллюстрирования литературных произведений: сказок, басен, стихотворений.

Сюжеты по желанию учащихся могут выбираться и на темы сельского хозяйства, промышленности, строительства.

Орнаментальные аппликации применяются для оформления альбомов, поздравительных открыток.

Шрифтовые аппликации выполняются из красивых букв цветной бумаги. Данный вид аппликации служит для оформления заголовков, плакатов, учебных таблиц.Для силуэтных аппликаций все фигуры одной работы вырезаются из бумаги одинакового цвета.

Плоскостная аппликация выполняется путем вырезания деталей из бумаги и наклеивания их всей плоскостью на основание бумаги, картона.

Объемная аппликация выполняется путем соединения вырезанных деталей в пространстве с помощью клея без наклеивания их на плоскость.

Полуобъемная аппликация — часть вырезанных деталей склеивается между собой и наклеивается на плоскость.

Аппликация может выполняться умственно отсталыми учениками:

  • самостоятельно;

  • по образцу (полный и частичный);

  • под контролем;

  • из готовых форм.

Это зависит от этапа обучения, от индивидуальных особенностей и от целей и задач урока.

На первых занятиях умственно отсталых школьников знакомят со свойствами бумаги: мнется, рвется, мокнет и т. д. Их учат обрывать небольшие кусочки бумаги, так как они не владеют этим навыком, а также из-за того, что не все дети смогут пользоваться ножницами в силу индивидуальных особенностей (нарушения мелкой моторики, психопатоподобные проявления, неоправданная агрессивность).

Учитель показывает детям набор бумаги (бархатная бумага, цветная, папиросная, калька, наждачная, туалетная).

На первых этапах учитель выполняет задание вместе с детьми от начала и до конца, при этом соблюдается поэтапность его выполнения, подкрепленная наглядным планом.

При этом следует помнить, что сначала умственно отсталые школьники выполняют задание из готовых форм, сделанных учителем. Только на более поздних этапах ученики сами рисуют и вырезают необходимые детали для аппликации.

Сначала ребенок полностью выкладывает выбранный сюжет на плоскости, затем, придерживая (прижимая) рукой одну из половин, намазывает клеем другую, аккуратно прижимает ее с помощью тряпочки к плоскости. Затем осторожно отгибает вторую половину и делает с ней то же самое. Такой способ приклеивания объясняется тем, что если умственно отсталый школьник после «примерки»снимет сюжет и начнет намазывать детали на клеенке, а потом приклеивать их на плоскость, он перепутает их место положение.

Для большей точности можно предложить умственно отсталыми школьниками наметить «опорные» точки приклеиваемых фигур.

Аппликация из бумаги, как один из видов трудовой деятельности, используется в начальных классах; в старших классах — частично, в комплексе с другими видами работ.
1   2   3   4